11 апреля 2019Игры
Обновлено 11.04.2019

Круглый стол. Редакция «Канобу» вспоминает свои первые настольные игры

Каждый хотя бы раз играл в настольные игры, но не все помнят, с чего начиналось знакомство с этой культурой. И если отбросить классические игры вроде домино и шахмат, то можно вспомнить различные хорошие и не очень настольные игры, которые в свое время стали первыми. Вот и редакция «Канобу» решила вспомнить, с чего все начиналось!
Каждый хотя бы раз играл в настольные игры, но не все помнят, с чего начиналось знакомство с этой культурой. И если отбросить классические игры вроде домино и шахмат, то можно вспомнить различные хорошие и не очень настольные игры, которые в свое время стали первыми. Вот и редакция «Канобу» решила вспомнить, с чего все начиналось!
Круглый стол. Редакция «Канобу» вспоминает свои первые настольные игры - фото 1

Анастасия Семенова

Нативный редактор

Моя первая настолка — «Менеджер». Это советский плагиат на «Монополию» в блеклых цветах. Цель игры: стать монополистом города — скупить всю недвижку и коммуникации, чтобы с довольным лицом отдыхать в своих небоскребах, пока остальные игроки разоряются.

Игра непредсказуемая: пока идет подготовительный этап, и ты скупаешь недвижимость, кажется, что один за одним покупаешь крутые участки. Но во время игры есть два варианта разориться: постоянное попадание в зону собственности врага, где за визит иногда приходится платить по десять миллионов; карточки «шанс» и «общественная казна», которые подкидывают необходимость заплатить налоги за всю недвижимость, а ты на мели и только закончил строительство. В итоге начинаешь закладывать недвижимость, а потом и продавать ее за долги, а твоему сопернику постоянно везет — те же карточки систематически подбрасывают ему выигрыш или наследство. И все, ты банкрот!

Компания для первой игры подобралась занятная: подруга, ее сестра и племянник. Вокруг нас порхали мамы, а мы сидели на полу и играли на ковре. Неусидчивый ребенок от скуки ползал по головам, а я, взрослая девица 23 лет, медленно стекала на пол и засыпала. Но стремно было показаться совсем лишенной вкуса к детским забавам подруги и ее сестры, поэтому я технично слила свою недвижку и обанкротилась.

Сдается мне, в такую игру в 90-е играли многие дельцы!

Я тогда сделала вывод, что играть на полу неудобно, а спать тем более. Но сама система игры мне понравилась. На 8 марта я запросила оригинальную «Монополию». Правда, семейной милой игры за кофе и плюшками не вышло: мы оказались слишком агрессивными бизнесменами. За аэропорты, Екатеринбург и Пермь разыгрывалась настоящая битва, иногда с перебрасыванием карточек и швырянием денег в оппонента. А вот фиктивные купюры для каждого из нас стали триггером для ностальгии по детским играм в «магазинчик», где в ход шли бумажки, листики и стеклышки.

В моем вишлисте недавно появилась «Монополия» по мотивам «Гарри Поттера», но если бы попросили порекомендовать настолку — однозначно «Мистериум». Эта игра динамичная и антуражная, включает работу ассоциативного мышления и не требует зубодробильного изучения правил.

Круглый стол. Редакция «Канобу» вспоминает свои первые настольные игры - фото 2

Игорь Кислицын

Автор

Круглый стол. Редакция «Канобу» вспоминает свои первые настольные игры - фото 3

Вообще сложно вспомнить, какая настольная игра была в моей жизни первой — я до недавнего времени был небольшим их поклонником (в основном потому, что играть было не с кем). Хорошо помню, что предпочтение с самого детства отдавал варгеймам, а не карточным или градостроительным играм.

Скорее всего это были «Битвы Fantasy» — отечественный варгейм, безумно популярный лет 15 назад.

Я увы не смог найти в сети оригинальный набор, который был у меня, да и сами фигурки скорее всего давным-давно утеряны. Суть игры была в схватках небольших отрядов из самых разных эпох — они носили пафосные гротескные названия вроде «Бригада „Некрос“» или «Штурм-кластер „Канопус“». В наборе, помимо правил, фигурок и всяких карточек, было еще что-то вроде кодекса, кратко описывавшего предысторию событий — и для меня десятилетнего написанное там было похлеще, нежели чем «Властелин колец».

При написании заметки я с превеликим удовольствием его перечитал, всколыхнув целую бурю приятных воспоминаний из детства.

Мечта детства — заполучить вот этого вот парня:

Правила были довольно простыми (сейчас они кажутся даже примитивными), и самым крутым оказалось то, что артиллерия в игре была стреляющей. Пластиковые пушки и катапульты при помощи пружин и резинок выпускали пластиковые снаряды и бомбы в фигурки — ты сам наводил пушку и сам стрелял в гадкого скелета, который положил уже парочку твоих бойцов.

Это непередаваемое чувство, и что-то мне подсказывает, что если бы я сейчас смог сыграть партию в эту игру, я бы с не меньшим упоением расстреливал врагов из пластиковых орудий.

Увы, наборы эти со временем потерялись, и я окончательно переключился на игры компьютерные. К настолкам я вернулся только года 2-3 назад и сейчас понимаю, что с удовольствием отыграл бы партию-другую в «Битвы Fantasy». Может, на Авито поискать…

Круглый стол. Редакция «Канобу» вспоминает свои первые настольные игры - фото 4

Алексей Егоров

Автор

Круглый стол. Редакция «Канобу» вспоминает свои первые настольные игры - фото 5

Если вам хочется найти относительно легкий способ «вписаться» в компанию любителей настольных игр, которые хардкорно угарают по этому делу, то начать можно и с относительно простого развлечения. С «Манчкина», например. Конечно, «простота» в нашем случае — это весьма относительное понятие, но по сравнению с другими популярными настольными RPG «Манчкин» действительно элементарный. А главное — он крайне несерьезный, и отлично подходит для любой компании.

Собственно, для меня «Манчкин» и стал своеобразным пропуском в мир настольных игр. Причем именно серьезных настольных игр — вряд ли я бы рискнул сунуться в какую-нибудь D& D или там Pathfinder, не имея за плечами этого опыта.

Если вы не знакомы с «Манчкином», то кратко обрисую. Это нечто среднее между Dungeons and Dragons и коллекционными карточными играми, где игроки зачищают условное подземелье, сражаются с монстрами и копят сокровища с уровнями. Задача на бумаге — достигнуть десятого уровня первым. Задача на деле — прийти к десятому уровню первым, предварительно насолив всем и каждому как можно сильнее. Ведь так куда интереснее!

«Насолить» — это вообще чуть ли не ключевая механика в игре. Как такового PvP здесь нет, но вы всегда можете мешать другим игрокам. Усиливать монстров, с которыми они сражаются, забрасывать их проклятиями и все в таком духе. Иногда так и получается, что один игрок вырывается вперед, а остальные три-четыре человека за столом пытаются ему всячески мешать, забрасывая «плохими» картами. Заканчивается это обычно вполне логично — лидер быстро становится «бывшим», а вся остальная группа моментально забывает про недавний союз и начинает с удовольствием воевать друг с другом.

Может показаться, что партия в «Манчкин» — это настоящий хаос, и на самом деле оно примерно так и есть. Причем это тот хаос, в котором вам надо следить за всеми разом — за количеством карт на руках у соперников, за их артефактами, за тем чтобы они не жульничали (а рулбук «Манчкина» вообще читерство чуть ли не поощряет — такая вот игра!), и параллельно не упускать из виду игровой стол.

Часто бывает так, что игрок, которого с самого начала партии отправили в аутсайдеры, внезапно оказывается главным претендентом на победу, а бывший минуту назад на девятом уровне игрок отправляется на обед к плутониевому дракону с последующим обрушением в ноль. Победить же, имея на руках один сплошной мусор, — это вообще ни с чем не сравнимое удовольствие. Сидишь потом и ехидно скалишься, как дурак. А остальные игроки ворчат и предлагают реванш.

В общем, какая там «Игра престолов» — накал драмы в партиях «Манчкина» переплевывает это произведение на раз-два.

Круглый стол. Редакция «Канобу» вспоминает свои первые настольные игры - фото 6

Денис Князев

Ведущий направления «Игры»

С детства я играл в самые разные настолки, но первой игрой, которую купил осознанно, стала Cluedo. Сама идея завернуть детективное расследование в приключение для компании мне очень нравится, но в случае с Cluedo важную роль сыграл еще и фильм по мотивам, где главную роль сыграл Тим Карри, — его я посмотрел раз десять перед тем, как узнал, что это экранизация одной из самых популярных настолок в мире.

Впрочем, от одной только любви к фильму Cluedo лучше бы не стала. Нет, она крутая сама по себе!

Игроки бросают кубики, в соответствии с выпавшим числом бродят по роскошному особняку и, добравшись до любой из комнат, выдвигают предположение о том, кто и как убил хозяина поместья.

В этом предположении скомбинированы имя одного из гостей (игроки — тоже гости), орудия убийства и комнаты, в которой находится предполагающий.

И то, и другое, и третье — карты, которые могут быть в рукаве у кого-нибудь из игроков. Из них же состоит комбинация в желтом конверте — правильный ответ на вопрос «кто убийца?». И никто о содержимом конверта не знает. Но если названная в предположении карта находится у игрока, он обязан показать ее предполагающему — и только ему.

Задача игроков — путешествуя из комнаты в комнату и выдвигая предположения, исключить из уравнения как можно больше переменных: имен, орудий убийства и мест, где произошло убийство. Как только у кого-нибудь из игроков появится догадка о настоящем убийце, можно выйти в центр игрового поля, в холл особняка, и назвать имя убийцы. А затем подглядеть в желтый конверт: если обвинение верное — игрок выиграл, если нет — он выбывает. Остальные продолжают бродить по особняку и строить догадки.

Cluedo — отличная игра для тех, кто хочет почувствовать себя Шерлоком Холмсом.

Не описать словами удовольствие, когда сопоставив факты и поведение других игроков, вычисляешь убийцу и заканчиваешь партию победой. Или когда имя убийцы становится очевидным для всех — но до середины холла успевает добраться только один игрок. Тот, кому хватит количества ходов после броска кубиков.

Круглый стол. Редакция «Канобу» вспоминает свои первые настольные игры - фото 7

Дмитрий Кинский

Новостной редактор

Так уж получилось, что мое знакомство с настольными играми началось не со стандартной «Монополии», а со «Страшных сказок». Вряд ли вы о ней слышали, но согласитесь, название впечатляет! Впрочем, эта карточная игра совсем не страшная, зато сказочности — хоть отбавляй, особенно с дополнениями.

По крайней мере, в ней полно знакомых персонажей, среди которых есть даже Красная шапочка, Серый волк, Белоснежка и другие. Их местная интерпретация несколько отличается от классической, но в целом образы остаются узнаваемыми.

Главный плюс «Страшных сказок» — в нее комфортно играть даже вдвоем, хотя она и рассчитана на четырех человек. И мне это нравится, потому что нормально собраться с друзьями компанией выходит редко. К тому же авторы постарались сделать все, чтобы каждая новая игра отличалась от предыдущей. Например, постоянно меняются комбинации условий, от которых частично зависит победа. Вышло не идеально, но посидеть за настолкой пару вечеров в неделю — самое оно!

Любопытно, что весь геймплей завязан на том, что каждый игрок должен собрать как можно больше очков. Для этого в их распоряжении карты и предметы, которые они собирают по ходу. Напрямую друг с другом сражаться не получится, можно лишь хитрить и мешать. Например, заставить раскрыть все карты в руке или сбросить одну из них. Вариантов масса. При грамотной комбинации и капельке везения можно выйти из самого затруднительного положения победителем!

Круглый стол. Редакция «Канобу» вспоминает свои первые настольные игры - фото 8
Круглый стол. Редакция «Канобу» вспоминает свои первые настольные игры - фото 9

Сергей Цилюрик

Руководитель новостного отдела

Круглый стол. Редакция «Канобу» вспоминает свои первые настольные игры - фото 10

«Белая ворона» появилась на стыке эпох: под закат Перестройки рыночная экономика была в новинку, и магазинный ассортимент настольных игр заполнили многочисленные вариации «Монополии» (вроде «Бизнеса», «НЭПа» или «Менеджера») и другие игры про деньги.

«Белая ворона» была, пожалуй, наиболее стильной из них: она вся была выдержана в «звериной» стилистике, привычной для детских произведений, и щедро проиллюстрирована.

Даже деньги в ней были не мизерными бумажечками, а внушавшими уважение картонными банкнотами, грозящими преследованием по закону за их подделку (fuck the police, мы сделали несколько десятков фотокопий).

Суть игры крайне проста — поле оформлено как месяц и состоит из 31 клетки — это один кон. Фишки игроков передвигаются бросками кубика, и почти каждая клетка — это какое-то событие. «Почта» заставляет открыть письмо, в котором с большой вероятностью будет или что-то плохое, или спам (хорошие письма выпадали редко). «Бизнес» позволяет купить карточку, которая при попадании на клетку «Клиент» принесет солидные барыши. В конце месяца можно сделать вклад (и потом получать проценты), а в любой момент можно взять кредит (и потом по нему расплачиваться).

«Белая ворона» была не первой моей настолкой, но первой, которую я запомнил. Неудивительно — беззубые советские игры забыть было легко, а вот азарт «рыночка», переданный «Вороной», запоминался надолго.

Круглый стол. Редакция «Канобу» вспоминает свои первые настольные игры - фото 11

А какая настольная игра была первой у вас?

Комментарии 11
Чтобы оставить комментарий, Войдите или Зарегистрируйтесь
The Black Templar
The Black Templar

вспоминаю, что у меня никогда не было друзей

Se  Nfo
Se Nfo

В школу приходил пррдаван, толкал нам разные игры.