Круглый стол. Редакция «Канобу» разбирает «Игру престолов»
Павел Чуйкин, мейстер раздела «Технологии»
«Игра престолов» всегда была жестким и экзотическим зрелищем. За восемь сезонов мы привыкли к голым телам, смертям любимых персонажей и неожиданным поворотам сюжета. Естественно, с каждым годом жажда зрителей к таким событиям только возрастала, а когда в последнем сезоне все завершилось более или менее хорошо, все резко стали недовольны.
Сначала я тоже плевался в рабочем чате и матерился на создателей, но потом остыл и посмотрел на ситуацию со стороны. Поэтому выше я писал о привычке зрителей к жестокости и сексу, причем к первому намного больше, а когда нам не дали желаемого, то все закидали создателей гнилыми помидорами.
Но давайте вместе абстрагируемся и остынем. Давайте, наконец-то, здраво оценим финал и поймем, что у сериала более чем достойный конец, где все завернули максимально круто и главное неожиданно. Я представлял на месте будущего короля кого угодно, но не Брана, хотя уверен, что среди фанатов были подобные идеи. Это значит, что меня смогли реально удивить. А это многого стоит.
Давайте вспомним финалы многих крутых сериалов, которые на наш, зрительский взгляд, закончились плохо: «Декстер», «Лост», «Доктор Хаус», «Секретные материалы» и прочие. Мне кажется, что эти и многие другие проекты с «плохими» финалами закончились очень достойно, просто мы, зрители, стали относится к ним предвзято и ожидать все большего и большего. Более того, мы стали придумывать свои концовки и строить фанатские теории, а когда все не сошлось, начали ругать свои любимые сериалы, за якобы плохие финалы.
У нас есть право на мнение, ведь именно для зрителей это все и делается, и если нам не нравится, то создатели облажались. Но если все же забыть о личных ожиданиях и без них посмотреть на «Игру престолов» и компанию, то все видится в положительном ключе, а многие финалы сделаны очень круто. Если девушка не высокая блондинка, а брюнетка среднего роста, это не значит, что она не красива или не сексуальна. Она просто другая. Вот и все.
Егор Парфененков, постоянный автор Золотых мечей
«Игра престолов» давно получила статус главного сериала мира. Его можно не любить, но нельзя отрицать, что мы стали свидетелями эпохального события — еще ни одно тв-шоу в истории настолько не сближало людей по всему миру, как это сделали «Престолы».
Я никогда не был ярым фанатом сериала — меня, скорее, привлекала его масштабность, и само чувство причастности к чему-то эпичному. Конечно, за восемь сезонов у меня появилась пара любимчиков, однако как таковых теплых чувств к шоу и привязанности к героям не выработалось. Я просто хотел быть в курсе событий, но сами события меня не то чтобы сильно трогали.
Возможно, именно поэтому я оказался удовлетворен финалом, который сейчас ругает чуть ли не вся фанбаза. И дело не в том, что я доволен сюжетными решениями — конечно, что-то можно было бы завершить лучше, а где-то добавить больше ясности. У меня просто не было никаких особых ожиданий от концовки, отчего я был готов к любому исходу.
«Игре престолов» невозможно было сделать «правильный» финал. Так или иначе авторам пришлось бы пожертвовать хотя бы одним ключевым персонажем, что в любом случае вызвало бы гнев у трети фанатов (а это далеко немалая цифра).
Потому что все, опять же, упирается в масштабность шоу — всем угодить невозможно, универсального финала просто не существует. И HBO пошли на максимально правильный ход — они решили разочаровать всех. Не вбрасывать клиффхэнгеры, не прислушиваться к самым популярным фан-теориям, не оставлять недомолвок, — а просто закончить на нейтральной территории.
Необычный, но не неожиданный кандидат на престол. Открытые концовки в арках главных героев, к которым не придерешься. Именно эта умеренность и спокойность всех так разозлила — финалом нельзя насладиться не потому, что он плохой, а потому, что он недостаточно хороший, недостаточно громкий для шоу с такими габаритами.
И все же концовка не должна определять отношение ко всему сериалу. Не стоит забывать, что «Игра престолов» была с нами 8 лет — мы стали свидетелями зарождения чего-то действительно культового, феноменального. Мы видели, как росло качество сериала, его бюджет, значимость и, конечно же, актеры — каст, с которым, казалось, мы не простимся уже никогда.
Но не так давно нам пришлось это сделать. Сериальной «Игры престолов» больше нет — и в ближайшее время подобных эпохальных проектов мы не увидим. Это то, из-за чего стоит переживать, что вызывает настоящую горечь. Потому что все петиции и споры по поводу разочаровавшей концовки забудутся уже на следующей неделе. А чувство, что мы больше никогда не увидим ни единой серии «Престолов», останется навсегда.
Сейчас многие фанаты ослеплены злостью от концовки, отчего еще не до конца это осознают. Но со временем ощущение утраты нахлынет на всех. И ни до спорного финала, ни до глупых петиций уже не будет никому дела.
Дмитрий Кинский, также известный как Паук, мастер над соцсетями
Мне сказали писать не только про финал «Игры престолов», а в целом про весь сериал. Предложение, конечно, хорошее, но я пас по одной простой причине: чего там вообще разбирать? Это отличное и местами очень серьезное шоу, которое не стесняется в одной сцене показать чудовищное убийство твоего любимого героя, а пару минут спустя (условно говоря!) страстный секс. В сочетании с потрясающими баталиями, завораживающими диалогами и — самое главное! — драконами большего и пожелать нельзя.
Так было на протяжении шести-семи сезонов, а в восьмом все поменялось. Трудно сказать в лучшую или худшую сторону, но сериал однозначно стал другим, что в общем-то и стало причиной негодования со стороны давних фанатов. Метаморфоза чувствуется буквально во всем, взять хотя бы персонажей, которые чуть ли не телепортируются с место на место как в видеоиграх и ведут себя неестественно глупо.
Здесь я хочу акцентировать внимание на том, что поведение главных героев и правда стало туповатым. Например, Тирион Ланнистер, всегда отличавшийся острым умом, доверился злобной сестренке, за что впоследствии поплатился. А Джон Сноу, который некогда был живым воплощением чести, справедливости и отваги, окончательно превратился в мямлю и подкаблучника — простите меня за такую пошлость. Но при этом их действия остались в рамках человеческой логики.
Почему малыш Джонни вдруг стал такой размазней? Да потому что он искренне любит Дейенерис. На что только не пойдешь ради женщины, особенно будучи персонажем в сериале. Банально? Никто не спорит. Зато красиво в каком-то смысле. А с Дени ситуация еще забавнее: все почему-то удивились, что она превратила в классического тирана школы Гитлера, с которым в последней серии есть парочка очевидных параллелей. Однако авторы готовили нас к этому чуть ли не с самого начала.
Мать драконов и прежде совершала серьезные ошибки, характерные для диктаторов. Вот только раньше рядом с ней были волевые товарищи, которые из раза в раз помогали ей принимать правильные решения и наставляли на путь истинный. А под конец «Игры престолов» она фактически всех потеряла, в том числе и Джораха Мормонта. Разумеется, утраты не только развязали ей руки, но и знатно повредили психику.
Даже Джон в конечном итоге отдалился от нее, из-за того, что Дейенерис оказалась его тетей. В каком-то смысле это же стало катализатором всех последующих бед, ведь Сноу — законный наследник Железного трона, к которому так стремилась Дени. А смерть лучшей подруги Миссандеи на ее глазах вкупе с назревающим переворотом стала последней каплей.
В восьмом сезоне больше не чувствуется рука Джорджа Мартина, но это не то чтобы совсем уж плохо. Просто сериал стал больше походить на типичную голливудщину. Особенно это заметно по абсолютно бессмысленным, но безусловно эффектным сценам, которые никто не стал объяснять.
Что означают символы из мертвых тел, которые оставляли за собой Белые ходоки? Зачем Бран вселился в воронов, и куда он их отправил во время обороны Винтерфелла? Кому Варис писал письмо перед своей казнью? Что за белый конь посреди сожженного чуть ли не дотла города, на котором ускакала в конце пятой серии Арья? И почему в начале шестой она снова оказалась в городе и уже без коня? Вопросов масса, ответов мало.
С другой стороны, если отдаться исключительно эмоциям, финал может показаться вполне себе сносным. Не идеальным, но и не таким ужасным, каким его расписывают другие зрители. К тому же вряд ли кто-то ожидал, что новым королем Шести королевств станет Бран Старк, а ведь эта кандидатура-то на самом деле идеальная, благо он обладает силой Трехглазого ворона. Так что смотреть заключительный сезон стоило как минимум ради этого. И как я мог не обрадоваться тому, что Арья все-таки выжила?!
Все в конце концов получили по заслугам, пусть местами это и выглядело немного притянуто за уши. Наверное, авторы сильно поторопились закругляться с сериалом. Им не хватило буквально одного небольшого сезона на пять-шесть серий, чтобы как следует все объяснить и дать всем развешенным прежде ружьям возможность выстрелить. Тогда бы восьмой на фоне всего остального шоу смотрелся более органично. Но мы имеем то, что имеем. Не надо просить переснимать последнюю серию, на которую явно ушло колоссальное количество сил и нервов. Это дурной тон.
Лорд Сергей Цилюрик, мастер над новостями
Со мной все просто: я давний поклонник «Песни льда и пламени», и сериал мне был интересен в первую очередь тем, насколько он оживит знакомых персонажей и будет соответствовать первоисточнику (первые сезоны с этим справились блистательно), а во вторую — развязкой, которую ждать от Джорджа Мартина уже совсем невмоготу. Для меня развязка во многом определяет все произведение целиком: финал истории дает контекст всему, что шло до него. Такой финал, который выдавили из себя Бениофф и Уайсс, ставит крест на всем сериале. Он просто не работает. Придется ждать книг.
Поначалу небольшие расхождения с книгами были терпимыми, но уже на седьмом сезоне пропасть между неряшливыми шоураннерами и скрупулезным Мартином стала очевидна. Уже тогда происходящее потеряло логику в угоду зрелищности. Уже на казни Мизинца — убогой, нелепой, противоречащей всему, что этот персонаж олицетворял ранее — было понятно, что Бениофф и Уайсс не смогут все толково завершить. И дальше было только хуже.
Завязка и развитие существуют для того, чтобы подвести к мощной кульминации. Когда Джона на протяжении всего произведения готовят к тому, чтобы именно он стал ключевым героем в борьбе с Белыми ходоками, а шоураннеры решают, что будет «слишком очевидно», если Короля ночи убьет именно он, и, опираясь лишь на это, телепортируют врагу на голову Арью, которая вообще никак не участвовала в сюжетной линии Севера, — это ставит крест на практически всей истории Джона. Ее остатки перечеркивает то, что его происхождение — самая важная тайна всей «Песни льда и пламени» — вообще не играет никакой роли. И такое можно написать практически про каждого персонажа сериала.
Финал «Игры престолов» выглядит как пересказ, сжатое изложение произведения — в духе тех, что используются школьниками как шпаргалки по литературе. Персонажи появляются в кадре, чтобы проговорить подчеркнуто утилитарные реплики. Ключевые вещи остаются за кадром и/или никак не объясняются. Важнейший момент в сериале — превращение Дейенерис из неоднозначного, но условно положительного персонажа в откровенного антагониста — выполнено катастрофически плохо. Даже если ей это и было уготовано — намеки-то на это, конечно, были — исполнение, постановка этого играет ключевую роль. У шоураннеров был максимальный кредит доверия, огромные ресурсы, возможность уделить финалу столько внимания, сколько он заслуживал. Они сами выбрали превратить его в скомканное недоразумение.
Сер Алексей Егоров, также известный как Луковый рыцарь, мастер над комментариями
Отмечу две вещи по поводу концовки. Первая — чего-то подобного (читай — не лучшим образом написанного) я и ждал. Вторая — седьмой сезон мне все равно кажется хуже восьмого. Потому что большую часть седьмого сезона я сидел и думал «да закончись ты уже наконец!», а в восьмом была хоть какая-то движуха и хоть какие-то эмоции. В общем-то, уже где-то с седьмого (или даже с шестого) сезона в голову закрадывалось, что все действо скатится куда-то не туда. Моим предположением, правда, был сопливый хэппи-энд, однако Бениофф и Уайсс сумели удивить.
Проблема тут даже не в том, что восьмой сезон снят плохо, криво и неинтересно, нет. Все наоборот — видно старания актеров, виден размах, видно желание (всех, кроме сценаристов) сделать крутое шоу. Губят восьмой сезон опять же две вещи. Первая — это спешка сценаристов, которые решили что шести эпизодов им хватит чтобы раскрыть ВСЕ карты и закрыть ВСЕ сюжетные линии. Ну, а вторая — это ожидания фанатов, которые из-за сверхвысокого уровня исполнения всего сериала ждали идеальной развязки.
Угодить такой армии фанатов, какая есть у «Игры Престолов», в принципе невозможно — слишком большая у сериала аудитория, слишком разные у всех вкусы и предпочтения. Это раньше, когда сериал еще даже не начался, «Песнь льда и пламени» была уделом гиков и любителей фэнтези, которые не шарахались в ужасе от книги толщиной больше сотни страниц. Но те времена давно прошли, и сейчас «ИП» — это один из крупнейших сериалов, который смотрят, кажется, везде. И недовольные, разумеется, все равно бы нашлись, какой бы финал сценаристы не сделали в итоге.
Ну и спешка сценаристов, которые решили одним махом разрубить все узлы. Непонятно только, куда они спешили, ведь HBO готовы были оплачивать сериал вплоть до десятого сезона. Неужели Бениофф и Уайсс так торопились начать делать «Звездные войны»? Что-то мне подсказывает, что после такой фанатской реакции на восьмой сезон «Дисней» может и задуматься над тем, нужны ли им такие авторы.
А ведь не было бы этой поспешности — все было бы гораздо лучше. И линию Джона завершили бы нормально, не сливая в унитаз его происхождение. И превращение Дейенерис из освободительницы в аналог Гитлера в юбке прошло бы более плавно и адекватно. И Король Ночи со своей армией живых мертвецов получил бы достаточно экранного времени, чтобы зрители узнали о его настоящих целях и возможностях. И Бран бы наверняка был бы ПОЛЕЗЕН, а не просто сидел шесть эпизодов в кресле, изредка бросая пару-тройку фраз, чтобы в конце неожиданно сорвать банк. Но получилось как получилось — и нам теперь только и остается, что ждать финал книжного цикла от Джорджа Мартина.
Он, кстати, уже заявил, что к лету 2020 года «Ветра зимы» будут завершены, а если нет — то он разрешает фанатам запереть себя на вулканическом острове, чтобы он заканчивал книгу и ни на что не отвлекался. Так что году к 2030 мы имеем все шансы наконец-то прочитать последнюю книгу цикла, «Грезы о весне». Наверное. Я надеюсь.
Сер Александр Башкиров, Лорд-командующий раздела «Кино и сериалы»
Я много писал о том, что судьба сезона, сериала и даже в чем-то будущих книг Мартина будет целиком зависеть от финала. Если совсем коротко: финал не состоялся, впечатление от сезона, сериала и книг безвозвратно испорчено.
Весь финальный эпизод — это последовательность чудовищных ошибок, каждая из которых только усугубляет негативное впечатление от предыдущей. В результате получается мощнейший кумулятивный эффект, способный выбить хоть какую-то любовь к сериалу не только из оголтелых фанатов, но даже и из всеядного массового зрителя, который не разбирается и не интересуется драматургией и которому были ОК финалы Lost, «Декстера» и «Как я встретил вашу маму».
Все это было бы смешно и закономерно (самый великий провал самому великому сериалу), если бы не было настолько печально. Все-таки в лучшие моменты Game of Thrones намекала на фантастические, запредельные возможности. Сериал смотрели не миллионы, а, скорее, МИЛЛИАРДЫ, и никогда еще в истории человечества у телевизионщиков не было возможности за такой срок донести свое видение до такого количества людей. И уже точно никогда не будет — слишком уникальные условия должны сложиться, чтобы нечто, подобное «Игре престолов», появилось на экранах. Что-то подобное происходило в литературе, где отдельные произведения за множество лет и веков аккумулировали сопоставимую аудиторию: Библия, Шекспир, может быть, «Властелин колец».
Но вместо современного Макбета, современного Толкина, современного Евангелия от Иоанна мы получили озлобленную, пустую отмашку от смертельно уставших, не справившихся со своей работой людей: да ну вас всех, Фродо задушил Сэма и стал новым Голлумом, Макбет уплыл к Гамлету избавлять Эльсинор от армии зомби, Понтий Пилат так впечатлился проповедями обвиняемого, что сделал его своим личным советником и решил восстать против Священной Римской Империи, чтобы ввести на подконтрольных ему территориях демократию. Финальные кадры «Игры престолов» смотрятся примерно столь же уместно, как Белый дом, построенный на Голгофе.
Подробнее читайте в материале «Короткая рецензия на 6 серию 8 сезона „Игры престолов“»
Сер Денис Варков, десница раздела «Кино и сериалы», лорд-командующий раздела «Книги и комиксы», разрушитель цепей, друг андалов, ройнаров и первых людей
Имея в руках тот материал, который был перед Бениоффом и Уайссом, они постарались сделать все возможное, чтобы «Игра престолов» получила логичный финал. HBO не стал бы ждать, пока Мартин допишет книги, а фанаты могли бы и позабыть о сериале за десяток лет, поэтому решение продолжать его по телевизионным тропам было вполне очевидным — у сценаристов не было иного выхода и они сделали все, чтобы каждый герой получил в финале свой момент.
Если смотреть финальный сезон именно с этой мыслью, то он впечатляет. Каждый персонаж, доживший до конца «Игры престолов» (а их немало!), получил минуту славы — будь то смерть, мощный монолог или эффектная схватка. Фанаты всегда будут придумывать лучшие, на их взгляд, варианты и жаловаться, что все получилось очень просто. И все из-за их неспособности понять, как много труда стоит за тем, что в итоге получилось. Двух лет попросту недостаточно, чтобы выдать историю уровня Мартина — даже столь талантливым сценаристам, как Бениофф и Уайсс.
Ожидания фанатов были слишком велики, поэтому, опять же, как говорил Тирион в последней серии, компромисс в том, что несчастны должны быть все. Иначе никак.
Подробнее читайте в материале «Почему гнев фанатов 8 сезона „Игры престолов“ не оправдан»
Ни одну серию не смотрел