28 апреля 2017

10 киносцен, которые сделали бы CoD: WWII великой игрой

Игры серии Call of Duty, посвященные Второй мировой войне, всегда заигрывали с кинематографом: там была и высадка в Нормандии, покадрово скопированная из «Спасти рядового Райана», и Сталинградская битва, подозрительно напоминающая фильм «Враг у ворот». Ниже я перечислю 10 киномоментов, до которых CoD пока не доросла, — но которые могли бы сделать эту серию великой.
Игры серии Call of Duty, посвященные Второй мировой войне, всегда заигрывали с кинематографом: там была и высадка в Нормандии, покадрово скопированная из «Спасти рядового Райана», и Сталинградская битва, подозрительно напоминающая фильм «Враг у ворот». Ниже я перечислю 10 киномоментов, до которых CoD пока не доросла, — но которые могли бы сделать эту серию великой.

1. Передача эстафеты

The Big Red One, один из лучших фильмов на военную тематику, у нас почти не известен. Тем не менее в честь этой картины режиссера и сценариста Сэмюэла Фуллера назван аддон для Call of Duty 2. Хотя в игре Call of Duty 2: Big Red One показаны все основные приключения 1-й пехотной дивизии Армии США (и одну из ролей озвучивает игравший в фильме Марк Хэмилл), самый глубокий и философский момент фильма Фуллера в игру не вошел.

В отличие от игры, кино начинается не с битвы в Северной Африке в 1942 году, а с черно-белого пролога в окопах Первой мировой в ноябре 1918 года. Американский пехотинец (Ли Марвин) убивает немецкого солдата траншейным ножом — после чего узнает, что война четыре часа как закончилась. Нашивка на рукаве у Марвина (большая красная единица, символ дивизии) плавно переносит нас из Первой мировой во Вторую.

2. Греческая свадьба

В фильме The Guns of Navarone группу британско-американских диверсантов отправляют на греческий остров взорвать гигантские пушки, мешающие эвакуации британских солдат с другого греческого острова. После долгой игры в кошки-мышки с элитными войсками альпийского корпуса вермахта герои пытаются спрятаться от преследователей посреди людной площади, где идет некое местное мероприятие с танцами и музыкой (судя по присутствию священника, это бракосочетание).

Хотя действие фильма намертво останавливается на четырехминутный музыкальный номер, это только усиливает напряжение — особенно когда героев окружают эсэсовцы и мирные жители из камуфляжа превращаются в заложников.

3. Монолог над могилой

В великолепном военном триллере Билли Уайлдера Five Graves to Cairo речь идет о британском танкисте, которому после гибели экипажа приходится выдавать себя за местного официанта в гостинице, ставшей штаб-квартирой фельдмаршала Эрвина Роммеля.

После серии головокружительных сюжетных поворотов герой покидает гостиницу с картой немецких складов воды и горючего. Несколько месяцев спустя герой возвращается в гостиницу с британскими войскам — и узнает, что девушку, которая помогла ему добыть планы, расстреляли немцы. Стоя над могилой девушки, герой произносит один из самых сильных монологов в истории кино:

Если ты чувствуешь, как дрожит земля… это идут наши танки!

4. Сцена с радио

В малоизвестном, но совершенно потрясающем британском военном триллере Play Dirty все начинается без слов: Найджел Дэвенпорт в немецкой вермахтовской кепке мчится на джипе через пустыню, слушая по радио «Лили Марлен», на пассажирском сиденье — чей-то запыленный труп.

По мере приближения к позициям Союзников Дэвенпорт меняет кепку вермахта на британскую армейскую фуражку, «Лили Марлен» — на бодрый англоязычный радиошлягер, и едет сдавать командованию тело очередного офицера. Если в мировом военном кино есть лучшая сцена знакомства с героем, она мне неизвестна.

5. Встреча с мирными жителями

Лучшая сцена фильма Fury режиссера и сценариста Дэвида Эйра происходит во взятом Союзниками немецком городке, где самый свирепый (Брэд Питт) и самый молодой (Логан Лерман) герои заходят в гости к паре немок — матери и дочери. Психологический накал сцены выдерживается очень долго: главный герой играет на пианино, немецкая девушка подпевает, потом в квартиру вваливаются остальные танкисты, и немки неловко ерзают под их взглядами, пока герой Брэда Питта сохраняет гробовое молчание…

Даже без последнего удара в спину зрителя (артобстрел, случайный снаряд) это мастер-класс драматургии, тонкая и правдивая пьеса посреди военного боевика, затмевающая собой любые перестрелки и танковые дуэли с «Тиграми».

6. Нападение на кинотеатр

Здесь я не буду долго распространяться: Inglourious Basterds Квентина Тарантино мы все смотрели, финальную сцену расстрела всего нацистского командования во главе с Адольфом Гитлером прекрасно помним. Как жаль, что в видеоиграх про Вторую мировую нам пока не дали поучаствовать в столь убедительной демонстрации волшебной силы пропагандистского киноискусства!

7. Медпомощь врагам

Прошлогодний Hacksaw Ridge Мэла Гибсона вы тоже наверняка смотрели. В ключевой сцене фильма медик-пацифист Десмонд Досс (Эндрю Гарфилд) так увлекся, что спас не только 75 американских солдат, но и несколько японских (правда, «не дотянувших» до госпиталя). А как бы вы себя почувствовали, если бы посреди кампании Call of Duty вам убедительно напомнили, что немецкие солдаты — это не просто мишени?

8. Дневная переправа

Мой подробный разбор гениального военного фильма Ричарда Аттенборо A Bridge Too Far можно прочитать тут. Действие картины происходит во время той самой операции Market Garden, которой будет посвящена новая Call of Duty. В самой запоминающейся сцене фильма майор Кук (Роберт Редфорд) участвует в самоубийственной переправе 82-й воздушно-десантной дивизии Армии США на брезентовых лодках под шквальным артобстрелом, непрерывно повторяя одну и ту же строчку молитвы:

Hail Mary, full of grace…

9. Ночная переправа

Самая знаменитая сцена первого полнометражного фильма Андрея Тарковского «Иваново детство» начинается на 70-й минуте, с общего плана сбитого немецкого истребителя, воткнувшегося в берег реки. По этой реке удаляется лодка с героями (капитаном Холиным и старшим лейтенантом Гальцевым, переправляющими 12-летнего разведчика Ивана в немецкий тыл) — абсолютно беззвучно, в туман и неизвестность. После длинной сцены с повешенными советскими разведчиками, всполохами немецких осветительных ракет и падающим на маскхалаты снегом камера возвращается к этому воткнутому в берег истребителю (но уже присыпанному снегом и показанному с другого ракурса).

10. На Берлин

Чем лучше всего закончить серию Call of Duty про Вторую мировую? Днем победы не получится — американцам предстоит еще три месяца сражаться с Японией. Взятием Берлина, скорее всего, тоже…

Великолепная «Проверка на дорогах» Юрия Германа завершается изумительно написаной, снятой и сыгранной сценой во взятом советскими войсками немецком городе. Бывший партизанский командир Иван Локотков (Ролан Быков) мирно чинит грузовик, к нему подбегает увешанный орденами полковник:

Ну как же, ты нас в сорок втором, под Колаховской, из окружения выводил! В июле!

Локотков:

Не знаю! Многих выводил, всех ведь не упомнишь.

Под грохот проезжающих грузовиков на гусеничном ходу герои пьют водку из металлических кружек. Полковник запрыгивает в джип и уезжает, Локотков пытается завести двигатель грузовика, но у него это не получается. Тогда он собирает солдат, и они все вместе начинают толкать советский грузовик по немецкой улице.

Комментарии 31
Чтобы оставить комментарий, Войдите или Зарегистрируйтесь
Grantovich
Grantovich
Без джетпаков это уже не та колда будет
andersen_matador
andersen_matador
Мне на всю жизнь впечаталась сцена из "Они сражались за Родину", в которой герой Вячеслава Тихонова не может вылезти из окопа. Все его друзья-товарищи несутся в атаку, а его тяжело ранили и он никак не может подняться. Он орет, пыхтит, тужиться, пытается, но вылезти не получается. Просто до мурашек.