21 сентября 2023Сериалы
Обновлено 09.10.2024

Краткая история стендапа в России: от советской эстрады до Comedy Club

Краткая история стендапа в России: от советской эстрады до Comedy Club - изображение обложка

Всего 15 лет назад стендап казался чем-то непонятным. Комики выходили на пустую сцену, травили байки из жизни и хохотали над зрителями. Народ недоумевал: а где декорации, парики и легендарное «фить-ха» после каждой шутки? Теперь же стендап стал главным юмористическим жанром с передачами на ТВ и тематическими барами. Вспоминаем, как жанр пришёл в Россию и стал популярным.

Влияние Запада

Первые стендап-выступления проходили в дешёвых американских барах во времена Второй мировой. Тогда шутники выходили на сцену и рассказывали толпе забавные истории. Если все смеялись, артист получал кружку хмельного напитка и приглашение на следующий вечер. Но если юмор был неудачным, наградой часто становились тумаки и отдых в луже напротив заведения. Фишкой таких первопроходцев стал интерактив — живое общение со зрительным залом. Этой немудрящей базы хватило, чтобы стендап обрёл популярность и перерос в полноценный жанр.

Прорыв случился в восьмидесятых, когда зрители окончательно устали от пресного телевизионного юмора. Они хотели чего-то живого, смелого, яркого. К тому времени как раз появились новые комики вроде Джорджа Карлина, Луи Си Кея и Эдди Мёрфи — их легендарные стендапы изменили мировой юмор навсегда. Но Советский Союз, как и во всём, шёл своим путём.

Нет, в СССР с юмором всё было хорошо: народ веселили Райкин, Хазанов, Петросян и кавээнщики. Вот только их выступления подразумевали чтение с листа, переодевания, заготовленные сценки и минимум интерактива. Редкие артисты, например Ян Арлазоров, отваживались напрямую общаться со зрителями, но массовым явлением это так и не стало.

Ближе всего к американским стендаперам были писатели-сатирики, которые не только писали для других, но и сами читали собственные произведения. Легендарная фигура Михаила Жванецкого буквально определила целую эпоху отечественного юмора. Но подобных ему было слишком мало, чтобы такой прото-стендап стал массовым.

Короче говоря, было весело, но не без нюансов. Ведь юмор должен развиваться — иначе становится несмешным. После распада Союза устаревшие форматы, пережившие несколько поколений, постепенно всем приелись. Зрителю хотелось чего-то нового — и новое случилось.

Всё изменилось в 2005 году, когда шоумены распознали кризис и решились на эксперименты. Тогда на ТНТ вышел Comedy Club. Первые выпуски были настолько вызывающими и искренними, что передача моментально стала хитом. Работяги после смены летели к телевизору, а подростки уходили домой посреди вечеринки — всё ради нового выпуска «Камеди».

На волне успеха вышли другие комедийные передачи вроде «Убойной лиги» и «Смеха без правил». На сцене там зажигали малоизвестные юмористы, которых вообще ничем не ограничивали. Хотите забавно танцевать и кувыркаться? На здоровье. Умеете смешить всех, молча глядя в кадр? Дерзайте.

Не обошлось и без стендапа. Именно на «Смехе без правил» массовый зритель впервые увидел настоящих мастеров и понял, чем хорош жанр. Выходцы из шоу сходу стали звёздами. Сейчас у них есть собственные передачи на ТВ, фестивали и тематические клубы. Всё это сделало стендап нереально популярным.

Стендап против КВН

У всего нового появляются хейтеры — так было и с Comedy Club, и со стендапом. Люди, которые привыкли к безопасному юмору КВН и «Аншлага», не могли смотреть, как Павел Воля нагло издевается над гостями. «Куда мы катимся?» и «Чему научатся наши дети?» — эксперты с уважаемых каналов часто обсуждали подобное.

Стендап подразумевает свободу и обсуждение запретных тем. Поэтому юмористы часто смеются над религией, политикой, культурой — в итоге попадают в скандалы. В сети то и дело находятся озабоченные граждане, которые призывают задержать или даже избить комика.

Любопытно, что главным противником нового юмора стало руководство «Клуба весёлых и находчивых». После успеха Comedy Club и «Смеха без правил» над его передачами начали откровенно издеваться, а просмотры упали. Ещё и вчерашние звёзды КВН вроде Павла Воли, Гарика Мартиросяна и Александра Реввы при первой возможности бежали в «Камеди».

Тогда представители КВН выступали с резкой критикой конкурентов, рвали контакты с артистами-«предателями», требовали у депутатов из Юрмалы отменить фестиваль Comedy Club. Как известно, у них мало что получилось. В итоге КВН остался в своей уютной и привычной нише, а стендап занял свою — резкую, рисковую, местами даже почти контркультурную.

Российский стендап уже успешен, но пока его потенциал раскрыт не полностью. В ближайшие годы наверняка появится больше передач по теме и новых звёзд. Ведь для создания последних не нужно ни дорогих декораций, ни больших залов, ни знаменитых ведущих. Достаточно остроумного человека с микрофоном. Благодаря интернету проснуться знаменитым после удачного выступления на вечере открытого микрофона в местном пабе может абсолютно любой. И это просто замечательно.

Ещё один шаг к популяризации жанра делает онлайн-кинотеатр PREMIER, где сегодня, 21 сентября, выходит сериал «Трепачи». Он рассказывает о начинающем комике, который на пути к славе заручается поддержкой попавшего в забвение советского юмориста. Главные роли сыграл уже устоявшийся экранный дуэт Глеба Калюжного и Юрия Стоянова. Сможет ли стендап ужиться с традициями эстрады? Так ли отличается юмор отцов и детей? Действительно ли артистам прошлого пора на покой, или молодёжи ещё есть чему у них поучиться?

Комментарии
Чтобы оставить комментарий, Войдите или Зарегистрируйтесь