09 июня 2018Игры
Обновлено 27.12.2018

Короткая рецензия на «Лето» Кирилла Серебренникова — замечательный фильм-вспышку о Викторе Цое

7 июня в наших кинотеатрах прошла премьера фильма Кирилла Серебренникова «Лето». Это полубиографическая лента о группе «Кино» с экскурсом в молодежную культуру Ленинграда 80-х. С августа прошлого года Серебренников находится под домашним арестом, в связи с чем режиссеру пришлось доделывать фильм в одиночку. Впрочем, это не помешало «Лету» стать одним из лучших российских кинорелизов последних лет.
7 июня в наших кинотеатрах прошла премьера фильма Кирилла Серебренникова «Лето». Это полубиографическая лента о группе «Кино» с экскурсом в молодежную культуру Ленинграда 80-х. С августа прошлого года Серебренников находится под домашним арестом, в связи с чем режиссеру пришлось доделывать фильм в одиночку. Впрочем, это не помешало «Лету» стать одним из лучших российских кинорелизов последних лет.
Короткая рецензия на «Лето» Кирилла Серебренникова — замечательный фильм-вспышку о Викторе Цое - фото 1

«Лето» — кино странное. Это не байопик в классическом понимании, но и полностью художественным фильм назвать не получится. «Лето» похоже на лето как время года — сумбурное, с несколькими яркими моментами и постоянно меняющимся настроением.

Официальный синопсис пишет, что фильм рассказывает историю о начале творческого пути группы «Кино», Виктора Цоя (Тео Ю) и об отношениях певца с Майком (Рома «Зверь» Билык) и Натальей (Ирина Старшенбаум) Науменко. Верить такому описанию стоит наполовину. На самом же деле «Лето» похоже, скорее, на срез ленинградской эпохи 80-х, чем на попытку увековечить великих исполнителей на кинопленке.

Главная и единственная проблема фильма — в нем интересно все, кроме ключевых героев, самих Науменко и Цоя.

Концепт «Лета» условно поделен на две части — биографическую и выдуманную.

Первая проходит лейтмотивом по всему фильму, в то время как вторая показана сюрреалистичными вставками. Выглядит это примерно так: идет обычное повествование, после чего резко начинает играть песня Psycho Killer группы Talking Heads или The Passenger Игги Попа, и происходящее на экране превращается в своего рода эпизодический 2-3-минутный мюзикл. Затем в кадре появляется некий Скептик, нагло ломает четвертую стену табличкой «Этого не было», и все возвращается на круги своя.

Эти сцены — настоящие жемчужины фильма Серебренникова, из-за которых черно-белая картинка начинает в буквальном смысле пестрить красками (а также рисованными надписями, скетчами и прочим монтажным баловством). Историческая часть «Лета» скучна — это типичная история «из грязи в князи», да еще и с приплетенным любовным треугольником. Серебренников, видимо, догадывался, что обычный двухчасовой байопик окажется слишком банальным и нудным, из-за чего решил разбавить факты вольной фантазией. Благо, время все придумать, грамотно оформить и смонтировать отснятый материал у него, по известным причинам, было достаточно.

Рома Зверь, несмотря на дебют в кино, вписался в роль Науменко отлично. Более того, артист даже стал лауреатом Каннского фестиваля, где принес «Лету» ветвь за «Лучший саундтрек».

Рома Зверь, несмотря на дебют в кино, вписался в роль Науменко отлично. Более того, артист даже стал лауреатом Каннского фестиваля, где принес «Лету» ветвь за «Лучший саундтрек».

Немало времени в «Лете» уделяется и культуре Ленинграда тех времен. Фильм в принципе посвящает больше времени не столько «Кино» и Цою, сколько сложившемуся вокруг них обществу и атмосфере 80-х. Студенты залипают на Боуи, The Beatles и T-Rex, в то время как советские певцы нещадно воруют мелодии, переделывая западную музыку на свой лад.

Рок, постпанк, блюз — лента пропитана авангардом и молодежным бунтом, сочетая андеграундный хаус с ламповыми «летними» посиделками под акустику и голос Цоя.

А после нас снова возвращают к серой историчности и драме со все тем же пресловутым любовным треугольником.

Короткая рецензия на «Лето» Кирилла Серебренникова — замечательный фильм-вспышку о Викторе Цое - фото 3

Итог

«Лето» — хороший легкий фильм, который время от времени выбивается из анархической колеи в угоду блеклой биографичности. Не стоит идти на фильм ради Цоя, Науменко или «Кино» — ничего интересного с ними не происходит, а второстепенные персонажи запоминаются гораздо лучше основных. Стоит идти только ради лета — сезонного драйва и атмосферы 80-х, пропитанной легендарными рок-иконами и ленинградскими алко-вписками.

Также имейте в виду, что это кино, которое категорически нельзя пересматривать.

Оно похоже на хорошее воспоминание, оставившее неповторимый отпечаток после бурного жаркого сезона. В «Лете» есть изъяны, но положительные моменты с лихвой их окупают — на выходе из кинозала вы напрочь забудете о всех сценарных и прочих погрешностях. Однако вы точно будете вспоминать те пусть непродолжительные, но яркие и насыщенные бунтарские эпизоды. Запомните их такими — яркими и насыщенными, не вдаваясь во всю подноготную истории. А разбор полетов и взвешивание минусов с плюсами оставьте нам, брезгливым кинокритикам.

Комментарии 11
Чтобы оставить комментарий, Войдите или Зарегистрируйтесь
Grantovich
Grantovich
ок, глянем
лЁлик 380
лЁлик 380
Ну как бы Кирилл Серебренников авторский кинодел со своим видинием и это кино как и все предидущие какраз таки и стоит пересаматривать что-бы их понять,из за этого такое кино не пользуется широким спросом.Посмотрел анонсы в нашем городе этого кино пока по крайней мере нет в прокате,возможно из-за нынешнего ситатуса режжисёра эта картина будет "нон грата"во многих городах.Обязательно посмотрю и не раз.
Вадим Смирнов.1y3pg
Вадим Смирнов.1y3pg
Несколько не хватило более выраженного центрального фильма: Серебренников словно пытался снять фильм обо всем на свете. Но в целом, впечатление приятное.