Короткая рецензия на «Лето» Кирилла Серебренникова — замечательный фильм-вспышку о Викторе Цое
«Лето» — кино странное. Это не байопик в классическом понимании, но и полностью художественным фильм назвать не получится. «Лето» похоже на лето как время года — сумбурное, с несколькими яркими моментами и постоянно меняющимся настроением.
Официальный синопсис пишет, что фильм рассказывает историю о начале творческого пути группы «Кино», Виктора Цоя (Тео Ю) и об отношениях певца с Майком (Рома «Зверь» Билык) и Натальей (Ирина Старшенбаум) Науменко. Верить такому описанию стоит наполовину. На самом же деле «Лето» похоже, скорее, на срез ленинградской эпохи 80-х, чем на попытку увековечить великих исполнителей на кинопленке.
Главная и единственная проблема фильма — в нем интересно все, кроме ключевых героев, самих Науменко и Цоя.
Концепт «Лета» условно поделен на две части — биографическую и выдуманную.
Первая проходит лейтмотивом по всему фильму, в то время как вторая показана сюрреалистичными вставками. Выглядит это примерно так: идет обычное повествование, после чего резко начинает играть песня Psycho Killer группы Talking Heads или The Passenger Игги Попа, и происходящее на экране превращается в своего рода эпизодический 2-3-минутный мюзикл. Затем в кадре появляется некий Скептик, нагло ломает четвертую стену табличкой «Этого не было», и все возвращается на круги своя.
Эти сцены — настоящие жемчужины фильма Серебренникова, из-за которых черно-белая картинка начинает в буквальном смысле пестрить красками (а также рисованными надписями, скетчами и прочим монтажным баловством). Историческая часть «Лета» скучна — это типичная история «из грязи в князи», да еще и с приплетенным любовным треугольником. Серебренников, видимо, догадывался, что обычный двухчасовой байопик окажется слишком банальным и нудным, из-за чего решил разбавить факты вольной фантазией. Благо, время все придумать, грамотно оформить и смонтировать отснятый материал у него, по известным причинам, было достаточно.
Немало времени в «Лете» уделяется и культуре Ленинграда тех времен. Фильм в принципе посвящает больше времени не столько «Кино» и Цою, сколько сложившемуся вокруг них обществу и атмосфере 80-х. Студенты залипают на Боуи, The Beatles и T-Rex, в то время как советские певцы нещадно воруют мелодии, переделывая западную музыку на свой лад.
Рок, постпанк, блюз — лента пропитана авангардом и молодежным бунтом, сочетая андеграундный хаус с ламповыми «летними» посиделками под акустику и голос Цоя.
А после нас снова возвращают к серой историчности и драме со все тем же пресловутым любовным треугольником.
Итог
«Лето» — хороший легкий фильм, который время от времени выбивается из анархической колеи в угоду блеклой биографичности. Не стоит идти на фильм ради Цоя, Науменко или «Кино» — ничего интересного с ними не происходит, а второстепенные персонажи запоминаются гораздо лучше основных. Стоит идти только ради лета — сезонного драйва и атмосферы 80-х, пропитанной легендарными рок-иконами и ленинградскими алко-вписками.
Также имейте в виду, что это кино, которое категорически нельзя пересматривать.
Оно похоже на хорошее воспоминание, оставившее неповторимый отпечаток после бурного жаркого сезона. В «Лете» есть изъяны, но положительные моменты с лихвой их окупают — на выходе из кинозала вы напрочь забудете о всех сценарных и прочих погрешностях. Однако вы точно будете вспоминать те пусть непродолжительные, но яркие и насыщенные бунтарские эпизоды. Запомните их такими — яркими и насыщенными, не вдаваясь во всю подноготную истории. А разбор полетов и взвешивание минусов с плюсами оставьте нам, брезгливым кинокритикам.