Король Джоффри неудачно женился во второй серии «Игры престолов»
Осторожно, спойлеры!
Всякий поклонник «Игры престолов» ждал этого мига, распаляя воображение и в красках расписывая кончину Джоффри, исключительного изверга и поганца, какого не сыщешь в летописях телевидения. И вот король умер бесславной, жалкой смертью на собственном празднике — уже во второй серии нового сезона. Книгочеи прозвали свадьбу Пурпурной: по аналогии с торжествами Робба Старка, по цвету вина, скривившейся рожи надменного суверена и еще кое-чего.
Еще перед премьерой команда сериала неустанно нахваливала сцену свадьбы: и декорации выстроили невиданные, и массовки нагнали, — но шоураннеры Беньофф и Уайсс редко красуются попусту, потому что с десятками сюжетных линий баловаться некогда, так что было понятно: намечается что-то очень важное. И вот королевства Вестероса лишились короля, кто следующий в очереди к Железному трону, разберет не всякий ветеран Crusader Kings, все, кроме безутешной Серсеи и обескураженного Тириона, вздохнули с облегчением — но важнее другое. В первой половине серии зрители увидели обычную, лоскутную «Игру престолов», а во второй, с этой 20-минутной сценой свадьбы — «Игру престолов» мечты из волшебного мира, где нет производственных циклов, бюджетов и усталости.
Обычно об этом забываешь к середине сезона, когда «Игра престолов» набирает ход, но великолепный сериал HBO умещается в отведенные десять часов с грехом пополам. Его хочется жадно глотать, но зачастую потому, что со сценаристского стола падают крохи, — даже собак Ланнистеров кормят сытнее. Об «Игре престолов» хочется рассуждать, но нередко ее приходится не обдумывать, а додумывать. Это самое размашистое шоу на телевидении и при этом самое тесное. Оно сложено так плотно, что в зазоры не просачиваются мелочи, шероховатости — обыкновенная сериальная избыточность, придающая вес многочасовым повествованиям.
Впрочем, Беньофф и Уайсс выкручиваются, как могут. Подступившись к громаде «Песни льда и пламени», они по условию не в силах сплести разрозненные сюжетные линии воедино. Вместо этого шоураннеры зарифмовывают мозаичные истории. На прошлой неделе сложились ямбом мезальянсы Дейнерис и Даарио Нахариса — Серсеи и Джейме. Во второй серии Оберин Мартелл рассказывал Ланнистерам, как в иных краях обходятся с бастардами, — тем временем на севере лорд Болтон поучал незаконнорожденного сына Рамси Сноу. Оттого «Игра престолов» где-то на подкорке складывается в единое целое.
Другой прием шоураннеров — сквозные темы. Вторая серия запомнится жестокой расправой над Джоффри, но жестокостью обрамлен весь эпизод. Рамси ради забавы затравил девушку в лесу, а потом растолковал отцу пользу зверств на примере Вонючки. Серсия из ревности поизмывалась над Бриенной. Тирион, наоборот, из милосердия обругал и прогнал Шаю. Жена Станниса, как это бывает с неофитами, ударилась в проповедь и заклеймила родную дочь. Бран тоже хотел перенять волчью сущность, но Жойен вовремя остановил маленького варга и напомнил, что зверства таят соблазны, но, забывшись, потеряешь себя. Жестокость свела Джоффри в могилу, и он наверняка не последний герой «Игры престолов», кто сгинет, захлебываясь желчью.
Напоследок — еще немного «жестокости».
**—**Если кто еще не в курсе, музыканты на свадьбе Джоффри — исландская рок-группа Sigur Ros. Зря король заметнул в них горсть монет: может, протянул бы дольше.
**—**После смерти Джоффри в ласковых словах леди Оленны к Сансе слышатся зловещие предзнаменования. Позвав девушку в гости, хитрая старуха предлагала убежище?
**—**После злоключений в прошлой серии Джейме нашел поддержку у Тириона: теперь он такой же уродец. Поможет ли это Бесу, попавшему в опалу?
**—**Похоже, Станниса тяготит общество фанатичек, и он не знает, как выкрутиться, чтобы не очутиться на вертеле. К чему его склонят огнепоклонницы, когда прознают про смерть короля?
Дорогие книгочеи! Пожалуйста, не надо блистать эрудицией и раньше времени выдавать сюжетные повороты из романов Джорджа Мартина. Во-первых, вы наверняка испортите удовольствие остальным, во-вторых, сценаристы сериала подчас своенравничают — вы рискуете сесть в лужу. Лучше расскажите, что вы думаете о свежем эпизоде.