23 сентября 2014Игры
Обновлено 09.05.2015

Консольные войны. Эпизод VIII

В прошлом месяце Сухэй Есида – глава Sony Worldwide Studios – признался, что в самой Sony до сих пор не могут понять, почему их новая консоль пользуется такой популярностью. 10 миллионов проданных приставок менее чем за год – это очень серьезный результат, о котором конкуренты могут лишь мечтать. Но все мы знаем, что дыма без огня не бывает. Так чем же японская компания сумела заинтересовать покупателей?
В прошлом месяце Сухэй Есида – глава Sony Worldwide Studios – признался, что в самой Sony до сих пор не могут понять, почему их новая консоль пользуется такой популярностью. 10 миллионов проданных приставок менее чем за год – это очень серьезный результат, о котором конкуренты могут лишь мечтать. Но все мы знаем, что дыма без огня не бывает. Так чем же японская компания сумела заинтересовать покупателей?

Первая официальная битва консолей восьмого поколения состоялась 21 мая 2013 года. Именно в этот день Microsoft представила публике свое новое творение и поведала о его ключевых особенностях. Самой важной из них оказалась приверженность Xbox One к облачным технологиям, которые не только повышали его производительность, но и требовали постоянного подключения к интернету. Многим, эта идея, мягко говоря, не понравилась. И в этом нет абсолютно ничего удивительного, ведь еще в апреле того же года был уволен креативный директор Microsoft Адам Орт, предложивший пользователям в не совсем корректной форме смириться с тем, что современным игровым консолям необходимо постоянное подключение к сети.

Вдобавок к этому американская компания поделилась своими мыслями касательно перепродажи игр. Оказалось, что эта тенденция им совершенно не нравится. И для того, чтобы избавиться от нее, было решено ввести серьезные ограничения. Их суть заключалась в том, что игра должна привязываться к определенной приставке, и для ее запуска на другом устройстве нужно заплатить дополнительную сумму. В результате перепродажа полностью изжила бы себя. Зачем покупать б/у диск за 40 долларов, если для его активации нужно заплатить еще 15?

Консольные войны. Эпизод VIII - фото 1

Но ненавистное подключение к интернету и попытка уничтожить вторичный игровой рынок, были не единственными промашками. Пожалуй, главными упущениями оказались цена на приставку и выбранный вектор ее развития. Ценник в 500 долларов многим показался завышенным по той простой причине, что пятая часть этой суммы приходилась на Kinect – абсолютно бестолковый девайс, для которого и игр толком нет. А продавать консоль без него никто поначалу не пожелал – версия без сенсора движения появилась в продаже 9 июня 2014 года, то есть спустя полгода после начала продаж самой консоли. К тому же, по мнению американской корпорации, игровые консоли покупают не для того, чтобы играть в игры. Смотреть телевизор, бороздить просторы интернета, слушать музыку, все что угодно, но только не играть в игры. Подобный подход многих смутил.

Пока Microsoft нагоняла ужас на потенциальных покупателей, ее конкурент выжидал. Игровая общественность практически ничего не знала о PlayStation 4. Цена, внешний вид и политика развития были окутаны тайной. В результате после презентации Xbox One акции японской компании выросли на девять с четвертью процентов. Затаив дыхание, игроки ждали, что же будет дальше. Неужели и японцы, глядя на конкурента, начнут закручивать гайки?

Даже анонс новой приставки Sony сумела обернуть себе во благо. Во время PlayStation Meeting 2013, прошедшей 20 февраля 2013 года, она анонсировала PlayStation 4, но ее саму не показала и продемонстрировала лишь геймпад. Тем самым она сумела подогреть интерес и зародить интригу, которая раскрылась лишь во время последующей Е3.

Через месяц после презентации Xbox One, а именно 20 июня, Microsoft выступила с официальным заявлением. Политика компании изменилась. Она отказалась от необходимости постоянного подключения к сети и сняла ограничения с перепродажи игр. Но высокая цена и ориентация на сторонние развлечения, а не игры, никуда не делись.

Все обошлось, Sony показала себя чрезвычайно мудрым политиком. Она пошла навстречу игрокам – никаких ограничений в распоряжении купленными играми, отсутствие необходимости иметь бесперебойное подключение к интернету, цена в 400 долларов и акцент на играх. Компания четко дала понять, что выпустит игровую консоль, а не мультимедийный центр, и показала, что готова удовлетворять потребности игроков и идти с ними на контакт. Ведь не покупатели оказывают услугу консоледержателю, а совсем наоборот.

Начало войны оказалось за Sony, она сумела заинтересовать часть хардкорных геймеров, которые не только серьезно подходят к выбору консоли, но и выстраиваются в длинные очереди еще до начала продаж. Но заинтересовать всех игроков со стажем за один присест невозможно. Одним достаточно заманчивых обещаний, другим нужны игры.

Слева вы можете увидеть часть игр для PlayStation 4, которых нет на Xbox One, а справа диаметрально противоположный набор. Стоит отметить, что речь идет не только об эксклюзивах. Это именно те игры, релиз которых помимо прочих платформ состоялся исключительно на одной из конкурирующих консолей нового поколения. Также рядом с названием игры можно увидеть среднюю оценку, взятую с агрегатора Metacritic. Несмотря на то, что реального положения вещей он не отражает, опереться на него ради толики статистических данным вполне можно.

Хотелось бы выразить благодарность orels1 за оформление данных изображений. Без его участия на их месте красовались бы невзрачные столбцы со статистикой.

Первое, что бросается в глаза – это количество игр для PlayStation 4 хорошо принятых прессой; далее взгляд цепляется за отсутствие условно бесплатных проектов на Xbox One; ну и напоследок обращаешь внимание на неподдельный интерес Sony к переизданиям хитов прошлых лет и засилье инди на ее приставке. Дальше обо всем чуточку подробнее.

Всем известно, что чаще всего консоли покупают ради эксклюзивов. И здесь, как оказалось, у японцев дела обстоят неплохо. Не имея, по сути, ни единого хита, они умудрились обогнать конкурента. На сегодняшний день они располагают отличной аркадой, чертовски красивым приключением в открытом мире, удобоваримым шутером и жутко слабой игрой для всей семьи. Согласитесь, не густо. Но что есть у Microsoft? Специфическая гонка, плохой, хотя и красивый, слэшер и сомнительный файтинг? Ситуация без преувеличения патовая. Как ни странно, главный недостаток этих проектов – нишевые жанры. Да, можно без проблем вспомнить ситуации, когда ради них покупали приставки, вот только у американцев нет ни Gran Turismo, ни God of War. К тому же ждать появления файтинга, продающего миллионы консолей, в наше время едва ли стоит.

Совсем недавно многие игровые компании утверждали, что светлое будущее снизойдет на них исключительно благодаря Free-to-play. Некоторые так считают до сих пор. Несмотря на то, что зачастую качество игр этого жанра оставляет желать лучшего, лишними их не назовешь. Разве плохо, что в комплекте с консолью идут две бесплатные игры? Надолго они, может, и не затянут, но на первых парах развлечь смогут

Консольные войны. Эпизод VIII - фото 2

Не многие придают этому значение, но в распоряжении PlayStation 4 даже имеется чистокровная MMO в лице Final Fantasy XIV: A Realm Reborn. Microsoft похвастаться тем же самым не в состоянии.

В отличие от Microsoft, Sony решила пойти по интересному и довольно сомнительному пути – она выпускает хиты и просто хорошие проекты с PlayStation 3 на PlayStation 4, не внося в них при этом серьезных изменений. Откровенно говоря, нам вновь продают те же самые игры. С одной стороны это совершенно неприемлемо, но с другой – почему бы и нет? Ведь вполне возможно, что для кого-то они остались незамеченными, да и перепройти отличную игру в ожидании чего-то нового – не самое плохое развлечение. Да, скоро на Xbox One состоится выход Halo: The Master Chief Collection, но этого определенно недостаточно. Ведь к скорому релизу готовится переиздание Journey, и частенько всплывают разговоры о трилогии Uncharted.

Ну и самое интересное – это сложившаяся ситуация с инди. Не так давно один из разработчиков небольшого, но очень любопытного, проекта Titan Souls поведал миру любопытнейшую вещь – Microsoft не позволит их игре посетить Xbox One, если сначала она выйдет на PlayStation 4. Либо единовременный релиз на обеих платформах, либо никакой дружбы. Странное отношение, не считаете? Ведь отталкивая независимых разработчиков, платформодержатель лишает своих клиентов разнообразия и относительно недорогого времяпрепровождения. Конечно, консоли не покупают ради инди, но кому и чем оно не угодило?

Вывод напрашивается один – PlayStation 4 располагает не только более крепкой линейкой игр, но и столь необходимым разнообразием. И добилась она его очень хитрым способом – с помощью переизданий и хороших отношений с инди сферой. Microsoft могла хотя бы по второму пункту не уступить конкуренту, но излишнее своенравие зарубило золотую жилу на корню. Учитывая, что игры от независимых разработчиков сегодня в моде, в долгосрочной перспективе американцы допустили непростительную ошибку.

Помимо внушительной линейки игр у Sony имеется и другой козырь – внутренние студии. Самые яркие из них – это Santa Monica, Media Molecule и Naughty Dog. Им довелось работать над невероятно значимыми для индустрии проектами, и в будущем от них стоит ждать ровно того же. Microsoft в свою очередь такой опорой похвастаться не может. На кого ей положиться? На Rare, или 343 Industries, пришедших на замену Bungie, а, быть может, на Turn 10 и Lionhead Studios? Единственные, кто способны сегодня помочь Xbox One – это Remedy Entertainment. Но финны лишь сотрудничают с платформодержателем из США, и после истории с Alan Wake вряд ли они этому сильно рады.

Проблема всей этой ситуации кроется не в том, что американцы не имеют крепких внутренних студий, а в том, как они строят с ними отношения. От них ушли Bungie, вероятнее всего с их подачи пришла в негодность Lionhead Studios, а Bizarre Creations и вовсе прекратила существование. В свое время Microsoft даже не сумела удержать такой эксклюзив как Mass Effect. В отличие от Sony она не прощает ошибок и не дарит творческой свободы. А произошедшая на днях покупка создателей Minecraft – Mojang – ничего не изменит. Хотя бы потому, что все сооснователи, включая Маркуса Перссона, покинули ее штат.

Пару дней назад в интернете прошел слух, что в Китае диски с играми для Xbox One будут сопровождаться одноразовым кодом активации, который позволит запустить игру на одной-единственной консоли. Выходит, Microsoft и не думает идти игрокам навстречу.

Консольные войны. Эпизод VIII - фото 3

На сегодняшний день Sony обгоняет Microsoft исключительно благодаря мудрой политике, капельке везения и известности собственного бренда – все-таки 68 лет на рынке что-то, да значат. Она лояльна к покупателям, добродушна по отношению к инди и сконцентрирована исключительно на играх. Лишь один вопрос остается открытым – каким путем пойдет ее конкурент, сумеет ли он исправить собственные упущения и подобраться к сопернику? Ведь PlayStation 3 это все-таки удалось. Вне всяких сомнений главные сражения еще впереди, и покупатели от здоровой конкуренции только выиграют. Но, осмыслив прочитанное, чью сторону займете вы?

Комментарии 391
Чтобы оставить комментарий, Войдите или Зарегистрируйтесь
GrimscribeV
GrimscribeV
Картинки с гейпадами вместо головы доставили. Теперь я знаю истинное лицо консольщика.