Комиксы: Pride of Baghdad
Предсказать подобный оборот событий было бы проще, если бы мы знали, что на ту самую новость в тот самый апрельский день 2003-го обратил внимание Брайан Вон — широко известный сценарист и автор множества комиксов, среди которых, чтобы далеко не ходить, Y – The Last Man. История побега маленького львиного прайда в исполнении Брайана обернулась яркой, живой, полной скрытых смыслов, пронзительной графической новеллой, которая проглатывается читателем за час или два, но потом еще не раз заставляет задуматься о многих вещах.
И думать действительно есть о чем. Вписывать любую историю в багдадские декорации образца нашего века значит заявлять о наличии у автора собственного мнения по поводу американской военной кампании в Ираке — это очевидно и не нуждается в расшифровке. Но Вон идет дальше и создает все новые скрытые смыслы и аллегории, порой, может быть, сам того не желая. Его антропоморфные львы не только разговаривают с другими животными и между собой. Они, как и все прочие звери в Pride of Baghdad, наделены характерами и характеры эти ярки, узнаваемы, прозрачны. Их, вспоминая «Скотный двор» Оруэлла, так и хочется примерить на различных людей, политические группы, идеи и взгляды на жизнь. Историю же освобождения прайда и его последующую судьбу можно сравнивать с судьбой иракского народа, для которого роль снаряда, разрушившего стены зоопарка, сыграли американские военные, отлучившие от власти Саддама Хуссейна. В комиксе совсем не трудно уловить антивоенный посыл и очередное напоминание о том, какие ужасы творятся в мире, пока мы сидим за своими компьютерами, пьем чай и читаем свежие новости. Можно найти и высказывания о более абстрактных вопросах вроде сущности свободы и того, какова же ее подлинная цена. Pride of Baghdad — это комикс о многом и каждый волен самостоятельно выбирать с предложенного им шведского стола пищу для размышлений. Но в первую очередь этот комикс все-таки о семье — львином прайде, который, несмотря ни на что, остается вместе и вместе пытается выжить в негостеприимных и полных опасностей городских джунглях.
При всем богатстве смыслов, которыми атакует читателя автор, комикс не набрал бы и половины своей привлекательности без Нико Хенрикона — художника, вдохнувшего жизнь в львиное семейство и создавшего потрясающие багдадские декорации. Именно благодаря ему история приобретает глубину и яркость. Пока Вон провоцирует на проведение параллелей между миром говорящих львов и нашей реальностью, Хенрикон стреляет читателю прямо в глаза роскошными иллюстрациями, многие из которых словно выжигаются на внутренней стороне век и потом то и дело лезут в голову, стоит лишь на секунду закрыть глаза. Багдад Нико чудесен: в одном кадре он монументален и полон величия, в другом засыпан пылью и распахан снарядами, а в третьем — то и другое сразу. Он меняется, как представления львов о том, что же находится за стенами зоопарка, в котором они провели так много времени. И сами львы — они тоже чудесные. У Хенрикона есть очень редкий и потому особенно ценный талант: он может рисовать говорящих, эмоциональных, наделенных человеческими характерами животных, не превращая их при этом в подобия людей. Львы Нико, даже размышляя вслух о природе свободы, остаются львами — гордыми, сильными, свирепыми, бесстрашными царями природы.
А Pride of Baghdad остается одной из наиболее ярких и интересных графических работ последнего времени. Может, не самой взрывной, лишенной того поверхностного и глупого накала, какого ожидает рядовой обыватель от, тьфу ты блин, комикса, но полной смысла, ярких красок и жизни. И можно со всей уверенностью утверждать, что «Гордость Багдада» — этот, как его называют, «Король Лев для взрослых» — никого не оставит равнодушным.