Комиксы: Joe the Barbarian
Главному герою комикса Joe the Barbarian повезло меньше. Подросток Джо мало чем отличается от всех остальных: он живет в самом обыкновенном американском пригороде, ходит в самую обыкновенную американскую школу и сталкивается со вполне бытовыми проблемами. Школьные хулиганы не дают ему жить, его отец умер, мать погрязла в заведомо проигрышной войне с бесконечным потоком счетов; все скучно и обыденно. Вдобавок ко всему, у Джо диабет. Последний и становится катализатором тех событий, которые в течение всех восьми выпусков расписывают авторы комикса. В один не слишком прекрасный день у Джо приключается злобный приступ гипогликемии и начинаются галлюцинации. Его дом превращается в волшебную страну, населенную вымышленными персонажами и ожившими игрушками из его комнаты. И пока в реальном мире Джо пытается доползти с одного конца дома до другого, чтобы восстановить уровень сахара в крови и спасти собственную жизнь, в мире вымышленном он вступает в противостояние с ужасным Королем Смертью, угрожающим уничтожить все живое.
Меня эта история поначалу (да и потом тоже) не впечатлила - в моем персональном списке рассказов о подростках со странностями безраздельно властвует I Kill Giants, состязаться с которым очень тяжело. А главным поводом для более тесного знакомства с Joe the Barbarian стал завораживающий, беспрецедентного качества арт. Художник Шон Мёрфи и отвечавший за цвета Дэйв Стюарт проделали титаническую работу, их графика привлекает внимание с первого же кадра и не отпускает до самой последней, двести двадцать какой-то там страницы. Детальные, сочные, с любовью и старанием прорисованные картинки создают мрачноватую, но в то же время живую, играющую красками атмосферу. Темный, густой и тягучий реальный мир, в котором умирающий мальчик, спотыкаясь и падая, ползет к спасению по темному дому, сменяется ярким, диким, под завязку набитым самыми безумными пейзажами, какие только можно представить, миром галлюцинаций. При этом авторы умудряются не выбиваться из единого стиля и их работа не оставляет впечатления, что какой-то хулиган перемешал в произвольном порядке страницы из двух разных комиксов.
Зато в вопросах сюжетных Joe the Barbarian - произведение более чем спорное. В нем есть положительные стороны. Два мира, в которых одновременно сражается Джо, перекликаются друг с другом весьма занятными способами и подмечать параллели между ними бывает действительно интересно. Фантазия сценариста Гранта Моррисона бьет через край, создавая причудливый, ни на что не похожий мир и населяя его сонмом странных, казалось бы совершенно не способных ужиться на одной странице персонажей. Но в то же время JtB раз за разом ставит читателя в тупик. Первый выпуск тягуч, как кисель - в суровом мире современных комиксов принято атаковать читателя действием с первых же страниц, а Моррисон расточает их на описание дома Джо, не давая никаких объяснений. Со второго начинаются еще более странные вещи: нить повествования то и дело исчезает бог знает куда, дикие пейзажи отвлекают внимание и не дают сосредоточиться, а весь комикс начинает напоминать настоящий горячечный бред. Позже, когда читатель освоится с идеей повествования о двух мирах сразу, все встанет на свои места и начнет казаться увлекательным, но не настолько, чтобы называть Joe the Barbarian шедевром.
Главная проблема комикса (с моей сугубо любительской точки зрения) в том, что он слишком сумбурный. В этих восьми тоненьких книжечках слишком много всего: персонажей, событий, странных мест, действий, безумных идей и связывающих их нитей. Они отвлекают на себя внимание, оставляя главного героя, умирающего в двух мирах разом мальчика Джо, где-то на обочине сюжета. К развязке, которая, наверное, задумывалась Грантом Моррисоном как эмоциональный, драматичный и душещипательный момент, читатель подходит запутавшимся в изобретательных фантазиях сценариста и совершенно не подготовленным к тому, чтобы сопереживать Джо и испытывать по поводу происходящего с ним хоть какие-то эмоции. И потому после прочтения Joe the Barbarian остается ощущение, что тебя где-то обманули: размахнулся автор на рубль, а результат вышел на копейку. Впрочем, картинки в комиксе все равно очень красивые.