Комиксы: DMZ
Действие DMZ происходит в миленькой альтернативной вселенной, где воинствующий оплот демократии напоролся, наконец, на свои же вилы - в Соединенных Штатах Америки разразилась гражданская война. Удивительно, но правительство США было совершенно не готово к такому повороту событий - боевые армейские части оказались слишком далеко от дома (сеяли разумное, доброе и обедненный уран понятно где), а национальная гвардия не могла (да и не хотела) противостоять стремительно множащимся в числе инсургентам. Как результат: так называемые Свободные Штаты смогли избежать уничтожения и превратили свою маленькую революцию в настоящее побоище, развалившее некогда могучую державу на части.
Читатель прибывает в DMZ спустя пять лет после начала войны и через три дня после того, как между враждующими сторонами было установлено хрупкое перемирие, и тут же увязывается за Мэтти Ротом. Мэтти - фоторепортер, который отправляется на остров Манхэттен, чтобы сопровождать известного журналиста, желающего сделать серию репортажей о проживающих там людях. Манхэттен же к моменту начала повествования является демилитаризованной зоной - залитым кровью клочком земли, который служит разделительной полосой между Штатами свободными и обыкновенными. А еще Манхэттен - это четыреста тысяч человек, которые живут в распаханном снарядами городе, отрезанные от цивилизации, регулярно поливаемые пулями и ракетами, безо всякой поддержки с самого начала войны.
Дела у журналистской братии сразу идут из рук вон плохо и вскоре Мэтти остается единственным человеком, способным рассказать о том, как же живется тем, кто находится посередине между Соединенными и Свободными и уже не хочет быть причисленным ни к тем, ни к другим. И он рассказывает. По сути, читатель смотрит на войну глазами Мэтти и видит жизнь людей, становящихся героями репортажей, с его точки зрения. А посмотреть действительно есть на что. За пять лет даже такая ужасная вещь, как война, становится делом привычным, и люди, запертые в разрушенном сердце Нью-Йорка, уже могут жить, принимая ее во внимание, но не делая при этом центром Вселенной. У них есть мечты и желания. Есть амбиции и работа. Есть культура и искусство. Есть дружба и любовь. Есть пусть и исковерканная миром, где “9/11 каждый день”, но все-таки жизнь. И именно эти люди являются настоящими героями DMZ.
Мэтти Рот и не спорит. Хоть он и справляется со своей ролью ведущего персонажа и связующего звена повествования на “отлично”, это ничуть не мешает ему, когда надо, отойти в сторону и уступить место в центре сцены тем, кто его более достоин. DMZ, даже обладая традиционным для комиксов набором сюжетных арок, целиком состоит из маленьких историй второстепенных персонажей. Некоторые набросаны схематично - буквально парой штрихов и несколькими словами, другие занимают чуть больше места, а третьи растягиваются на несколько номеров. Путешествуя по страницам комикса вслед за Мэтти Ротом читатель постоянно сталкивается с человеческими судьбами - иногда краями, а иногда и лоб в лоб, - но всегда эти столкновения оставляют свой след, добавляют к повествованию новые детали, делают его более глубоким, ярким и впечатляющим.
Автор сценария DMZ Брайан Вуд умело вплетает в свою историю множество сложных, многогранных и дающих изобильную пищу для размышления тем. Это война, в которой не знаешь, кто прав, а кто виноват. Это пределы, которых могут достигать жестокость и алчность. Это безграничность человеческой любви к ближнему, милосердия и самопожертвования. Это героизм простых людей и подлость тех, кто стоит у власти. Это трагические ошибки и преднамеренное скотство. Это многое, многое и многое другое. Но главным всегда (по крайней мере, так кажется мне) остается умение человека выживать в любых условиях - жажда жизни, позволяющая даже в тех ситуациях, когда весь твой мир развалился на куски, встать, отряхнуться и продолжить жить дальше, не теряя достоинства и с гордо поднятой головой.