Комиксы: A God Somewhere
Хотя начинается все довольно банально и, что называется, в лучших традициях жанра. В один не слишком прекрасный день рядовой американский гражданин по имени Эрик в результате таинственного взрыва получает в свое распоряжение невероятные способности. Он умеет летать, обладает огромной силой, его почти невозможно убить. И Эрик (опять же, в лучших традициях жанра) первым делом решает использовать свои новообретенные силы на благо окружающих: он спасает людей из под обломков разрушенного тем самым взрывом здания, останавливает обезумевших грабителей и в мгновенье ока становится национальным героем, о котором говорят все, начиная с людей на улицах и заканчивая президентом. И тут, когда в любом обычном супергероическом комиксе до появления в кадре трусов и колготок оставались бы считанные секунды, история A God Somewhere делает ловкий финт ушами. Пресловутые традиции жанра подвергаются жестокому надругательству и отправляются на свалку, а сам Эрик совершает стремительное, как падение с крыши небоскреба, перевоплощение из всенародного любимца в главного врага государства.
Сценарист комикса Джон Аркуди выбрал весьма любопытный ракурс для своей истории. За Эриком и его превращением из человека в супергероя, а затем из супергероя во что-то еще мы наблюдаем не с его собственной точки зрения, а глазами его близких: брата Хью и его жены Альмы, а также лучшего друга Сэма. Это позволяет нам взглянуть на эволюцию героя со стороны, откуда все, как известно, видится лучше. И мы наблюдаем. Наблюдаем за тем, как хороший друг, смелый человек, добрый христианин и попросту рубаха-парень Эрик меняется под воздействием новых для него сверхвозможностей и той перспективы, которая открывается перед ним благодаря сверхъестественной силе. Хью, Альме и Сэму доступно то, чего не могут все остальные. Они видят, как постепенно их друг и брат отдаляется от них, а вместе с ними и от всего человечества, и превращается в нечто такое, что кто-то назвал бы классическим суперзлодеем. А кто-то чуть более циничный назвал бы Богом.
При этом сам Эрик, которого поначалу можно посчитать главным героем A God Somwhere, не дает ясных ответов на вопрос, что происходит. Даже в самой концовке комикса, когда, казалось бы, все точки над i уже расставлены, он отказывается говорить напрямую с читателем, общаясь с одним лишь Сэмом. И как раз Сэм — чернокожий парень, которого Эрик, еще не будучи сверхчеловеком, спас от нападения расистов, является центральной фигурой истории. Именно он хуже, чем кто бы то ни было, мирится с новой сущностью Эрика и до последнего пытается вразумить друга, а когда из этого ничего не выходит — хотя бы понять, почему такой добрый и отзывчивый человек вдруг превратился в беспощадное чудовище, которого боится вся планета.
A God Somewhere — это прекрасно написанная и превосходно нарисованная история. История о том, как сила и власть меняют людей и как эти изменения сказываются на тех, кто их окружает. И еще о том, почему богу, если бы он существовал, было бы на нас наплевать. Ее прелесть кроется не только в основном мотиве, но и в тысяче мелочей, которые поддерживают темп повествования, добавляют в него новые детали, дополняют характеры Эрика и его друзей. Рассказ Аркуди грязен, жесток и полон по-настоящему сильных сцен: автор не кутает своего «супергероя» в фальшивую броню пафоса, не пытается прикрыть его дела громкими речами о высшем благе. Он не показывает его ни добрым, ни злым. Эрик просто есть, и ему просто плевать на человеческую мораль и понятия о хорошем и плохом — не потому, что он выше их, а потому, что он другой. Именно это делает его таким настоящим и таким пугающим, одновременно добавляя живости и всем остальным персонажам комикса. В этом и кроется самая главная причина для того, что прочитать A God Somewhere — в этом комиксе о суперегроях земного и человеческого будет побольше, чем в некоторых историях о реальных людях.