Комикс «Назад в будущее» — что осталось за кадром оригинальной трилогии и как ее продолжили?

Андрей Станкевич
В апреле 2019 года «Другое издательство» выпустило уже третий том комикса «Назад в будущее» (в оригинале они изданы IDW). Основанный на легендарной трилогии, комикс должен продвинуть сюжет оригинальных кинолент и рассказать о дальнейших приключениях самых очаровательных путешественников во времени — Марти Макфлая и доктора Эммета Брауна. Но сможет ли он найти отклик в сердце фаната трилогии и стоит ли его читать?
Комикс «Назад в будущее» — что осталось за кадром оригинальной трилогии и как ее продолжили? | Канобу - Изображение 0
Комикс «Назад в будущее» — что осталось за кадром оригинальной трилогии и как ее продолжили? | Канобу - Изображение 0

Для начала стоит углубиться в историю и напомнить, почему всем так полюбилась трилогия «Назад в будущее». Впервые я увидел эти фильмы будучи еще ребенком. Тогда, еще не сильно погружаясь в сюжет картины, я был просто в восторге от духа приключений, юмора и той атмосферой некоторой наивности, которая виделась в поступках героев. Спустя много лет, конечно, сюжеты этих трех картин уже смотрелись по-другому и гораздо серьезнее. Я видел Марти и дока героями, которые спасали таймлайн от алчных злодеев. Мир мог рухнуть, если персонажи нарушили бы причудливые законы перемещений во времени. Парадоксы, временные петли, реальные изменения от поступков героев в прошлом и будущем. Все это было очень круто!

При этом фильм продолжал дарить ощущение праздника, которого ждешь с нетерпением. То, что в России фильм часто крутили аккурат под бой курантов 31 декабря, только усиливало этот эффект. Уверен, что не у меня одного столь сентиментальное отношение к этой серии фильмов Роберта Земекиса. А теперь поговорим о комиксе.

События третьего тома разделены на две части. Первая рассказывает о прошлом школьного хулигана и врага Марти — Нидлзе. В фильме ему практически не уделялось времени и он воспринимался как случайный персонаж третьего плана, хотя через него сценаристы тоже расставляли своеобразные маркеры, которые рассказывали об изменениях того или иного отрезка времени. Вспомнить хотя бы сцену из второй части с роковым для Марти телефонным звонком.

В комиксе Нидлз занимает куда больше места. Он — личный Бифф Таннен для Марти Макфлая. И благодаря комиксу читатель сможет узнать, как он стал тем, кто он есть.

Вторая часть истории стартует практически сразу после окончания третьего фильма. Марти вернулся в родное время, его любимая девушка рядом, у него новенькая тачка, а злодей Нидлз так и не смог насладиться победой в опасной уличной гонке. Все вроде бы хорошо, однако Марти начинает чувствовать, что он рассинхронизирован со своим временным потоком. Одни воспоминания начинают наслаиваться на другие. Близкие и друзья не помнят того, что помнит он, и наоборот. Как будто этого было мало — Марти рискует вообще исчезнуть из всех временных линий, поскольку ранее очень сильно их поломал. Теперь Марти вновь придется чинить время, хотя, как это обычно бывает, не все так просто.

Как я уже сказал, комикс — официальное сюжетное продолжение трилогии, и тут нет ничего удивительного, ведь за сценарий отвечает один из основных продюсеров оригинальной серии — Боб Гейл (в компании Джона Барбера).

В нем множество различных отсылок ко всей франшизе — упоминания мест, событий, персонажей. Все то, что может потешить сердце фаната. Есть и новые детали, которые будут интересны поклонникам. Например, тут рассказано и о некоторых моментах из ранней жизни Марти, и о прошлом доктора Брауна. Коронная фраза доктора «Great Scott» тоже никуда не делась. О ней чуть подробнее!

На протяжении всей трилогии доктор Браун постоянно произносил одну и ту же фразу — «Great Scott», которая для наших переводчиков кинотрилогии звучала как некий аналог фразы «О боже мой!». Но в издании «Другого издательства» переводчики решили пойти в лоб и перевели ее как «Великий Скотт», что несколько покоробило меня при чтении. Но я отправился искать значение этого выражения и обнаружил следующее — ходило много версий о том, кто этот «Скотт» и почему Док его так часто поминает. И почти все ученые-лингвисты сходятся во мнении, что доктор Эммет Браун постоянно вспоминает некоего американского генерала Уинфилда Скотта, которого иначе как «Великим» современники не называли.

Но вернемся к сюжету! На мой взгляд, оригинальная трилогия всегда выглядела законченным произведением. Все сюжетные арки получали свой закономерный финал: злодеи были наказаны, а герои отправлялись наслаждаться спокойной жизнью. Но, поскольку мы живем в мире алчного капитализма, любая успешная франшиза всегда должна быть продолжена. Видимо, так подумали и большие студийные боссы. Но стоит оговориться, что подобное стремление развить франшизу не всегда оборачивается чем-то плохим — вот и этот комикс по «Назад в будущее» вышел немного спорным.

С одной стороны, читатель снова получает ту дозу позитива, которую дарили фильмы. Старые герои на месте, «Делориан» снова в небе, а Док снова чудит — все, как по учебнику.

И в тоже время создается некоторое ощущение вторичности. Начнем с построения сюжета: все три оригинальные картины имели практически идентичный сюжет, который менялся с поправкой на эпоху. Одни и те же актеры отыгрывали почти идентичные роли, но в новых декорациях. Из-за этого создавалось и ощущение общей связи всех трех фильмов, и единой концепции перемещений во времени. Фильм самостоятельно, в рамках трилогии, рождал внутренние мемы, которые фанаты знали и очень любили. А в этом комиксе мы отходим от привычной механики построения сюжета и получаем довольно пресную историю, которая смотрится как придаток известного бренда.

С другой стороны, комикс иногда все же может удивить любопытными сюжетными поворотами. История, хоть и получилась простой, но она все же способна развлечь. Конечно, до уровня оригинала она не доберется, но скрасить час-другой вашего времени вполне способна. В ней есть и шутки, и экшен, и злодей с его коварным планом, и много перемещений во времени. История, правда, весьма нетороплива, но зато битком набита атрибутами любимой вселенной. За счет этого комикс и выезжает.

Рисунок Эммы Вичели в нем приятный, и огромное спасибо от меня за то, что создатели не стали рисовать главных героев с актеров фильма. Я так не люблю, когда, даже в произведениях по лицензии начинают торговать лицами актеров. Во-первых, это смотрится очень пошло. Во-вторых, это сильно сковывает руки художнику. Это еще хуже, чем лепить постеры фильмов, вместо обложки к комиксу-первоисточнику.

Само издание вышло стандартным для комиксов «Другого издательства». Мягкий переплет и классические габариты для сборника в мягкой обложке (163×245 мм). В очередной раз обращаем внимание, что в книгах «Другого издательства» катастрофически не хватает дополнительных материалов, из-за чего томик смотрится чуть менее солидно, чем мог бы. Я понимаю, что все может упираться в материалы, которые прислало издательство IDW, однако надеюсь, что «Другое издательство» со своей стороны делает все, чтобы их издания были максимально наполнены различными вкусностями для читателей.

В итоге «Назад в будущее» — не самое плохое произведение по кинолицензии (до сих пор не могу отойти от комикса о Бамблби). Комикс оперирует наследием трилогии с любовью и уважением, и это видно. Но я полагаю, что к подобным историям можно было подойти и с более изящной выдумкой. Придумать чуть менее типичный сюжет.

Впрочем, этот комикс напомнил мне о настоящей легенде кинематографа. Обязательно пересмотрю трилогию, чего и вам советую!

Последние статьи