02 января 2019

«Ключи Локков» — комикс Джо Хилла о семье, проживающей в доме, полном загадок и таинственных ключей

С 2008 по 2013 год издательство IDW выпускало серию комиксов «Ключи Локков» (Locke & Key). Автор серии — писатель Джо Хилл, сын Стивена Кинга, а за рисунок отвечает чилийский художник Габриэль Родригез. Серия быстро обрела популярность и завоевала множество престижных наград. А вот в России у этого комикса сложная судьба. Сначала издательство VD Publishing не смогло вытянуть такой сложный проект и прекратило издание после первого тома. Но спустя несколько лет издательство Fanzon перехватило эстафету и на сегодняшний день уже выпустило два тома из шести.
С 2008 по 2013 год издательство IDW выпускало серию комиксов «Ключи Локков» (Locke & Key). Автор серии — писатель Джо Хилл, сын Стивена Кинга, а за рисунок отвечает чилийский художник Габриэль Родригез. Серия быстро обрела популярность и завоевала множество престижных наград. А вот в России у этого комикса сложная судьба. Сначала издательство VD Publishing не смогло вытянуть такой сложный проект и прекратило издание после первого тома. Но спустя несколько лет издательство Fanzon перехватило эстафету и на сегодняшний день уже выпустило два тома из шести.

Начать стоит с того, что подготовку к этой статье я начал, опираясь на свои ранние впечатления от прочтения комикса. Первый том «Ключей Локков» я прочел достаточно давно, и тогда он меня не зацепил. История мне показалась достаточно пресной, не слишком примечательной. Не было в ней чего-то особенного, чего-то такого, что могло заставить меня прочесть всю серию целиком. Конечно, я отдавал себе отчет, что это только старт сюжета и что бросать чтение в тот момент, когда основные события даже не запустились, глупо, но я считаю, что если первые выпуски комикса или, скажем, первые эпизоды сериала не смогли зацепить, то и продолжать не стоит. Не всегда, конечно, этот принцип работает, но, как мне кажется, это не проблема зрителя/читателя, если сценарист слишком плохо отработал темп и ритм подачи сюжета.

Но время шло, а я все чаще и чаще сталкивался с мнением, что комикс восхитительный, да и вообще из всей плеяды хоррор-комиксов он точно должен быть в списке обязательных для прочтения всем фанатам жанра. И тогда на стадии под названием «Может, это я чего-то не понял?» я сдался, чтобы дать «Ключам Локков» второй шанс и повторно убедиться в своей правоте либо осознать, что я все это время ошибался. Благо ко мне в руки попали первые два тома комикса «Ключей Локков», выпущенные на русском языке издательством Fanzon. О них и пойдет речь в этом материале.

Для начала несколько слов о сценаристе. Джо Хилл, как вы наверняка знаете, сын Стивена Кинга, и это, пожалуй, худшая реклама, которую этот комикс мог получить. Каждый раз, когда кто-нибудь будет вам про него рассказывать, он обязательно упомянет этот факт, чтобы указать на своеобразный уровень качества. Как следствие, планка ваших ожиданий уже завышена, ведь мы почему-то думаем, что творческие способности передаются по наследству.

А не стоит забывать про пример Рианны Праттчет, ведь мы получили столько сценарных «шедевров» из-под ее пера.

Сам же Джо Хилл — писатель с немалым стажем (кстати, псевдоним Джозеф Хиллстром Кинг взял как раз, чтобы не перетягивать на себя «одеяло» отца). Писательским ремеслом он занялся еще в конце 90-х. «Ключи Локков» же стал его первым опытом в комиксах.

Сюжет рассказывает о семействе Локков. Мать и трое детей вынуждены переехать в родовой особняк в городе Лавкрафт под названием «Дом Ключей» после трагической гибели отца семейства. По ходу сюжета начинает выясняться, что этот устрашающе готический дом таит в себе множество тайн, самой важной из которых стало наличие особых ключей. Каждый из которых, при правильном применении, может сотворить настоящее чудо. Например: поменять пол, превратить в призрака или перенести владельца на любое расстояние. Стоит ли говорить, что семья оказалась в этом доме совсем не случайно и что за этими ключами ведется настоящая охота?

Концепция «обычные вещи с необычными свойствами» не нова (можно вспомнить сериалы «Хранилище 13» или «Потерянная комната»), но крайне любопытна, ведь она создает огромное пространство для раскрытия творческого потенциала сценариста. Как герои используют ту или иную способность и какую роль в сюжете сыграет тот или иной предмет? А через использование предметов можно раскрывать самих персонажей и их характеры. Только лишь на этой механике можно продержать всю историю целиком. Отчасти этот комикс и выстроен по такому типу, но лишь отчасти!

В своем интервью порталу MTV.com художник серии Габриэль Родригез объясняет общую идею комикса так:

«Ключи Локков» — это история о взрослении. О том, как мы сталкиваемся со смертью, как уходит детство и о том, как все это влияет на формирование человека. Комикс о тайнах и чувстве вины, но также о любви и дружбе. Это комикс об опустошенных людях, которые не в силах совладать со своей болью, отчего впадают в ярость. Комикс о столкновении со страхом. Он о том, что волшебный ключ лишь дарит новые возможности, но не решает проблемы. История об открытии страшных дверей и о последствиях.

Джо Хилл

«Ключи Локков» — комикс Джо Хилла о семье, проживающей в доме, полном загадок и таинственных ключей - фото 1

И действительно, атмосфера переживаемой трагедии передана очень реалистично. Персонажи сломлены. Потеря близкого человека сводит их с ума, и каждый пытается найти себя в новом для них месте. Мир, конечно, не изменился, но их прежняя жизнь разрушилась, и теперь они пытаются найти новые причины жить. Причем виной такого поведения оказался не только сам факт гибели отца, но и обстоятельства смерти, свидетелями которых и стали главные герои. Чтобы оградить вас от спойлеров, я не буду о них подробно рассказывать, поскольку весь сюжет первого тома построен на раскрытии подробностей тех страшных событий.

Это отчасти и оттолкнуло меня при первом чтении, поскольку у первого тома «Ключей Локков» нет внятного клиффхэнгера, а основные сюжетные события стартуют лишь во втором. Такая ошибка в темпе нарратива может сыграть злую шутку с тем, кто сядет читать этот комикс. Рискну предположить, именно дебют Джо Хилла в формате комикса и стал отчасти причиной такой проблемы. Дело в том, что у книг и комиксов очень разная динамика повествования. То, что для книги допустимо, в комиксе будет смотреться странно или, скажем, неуместно. Разумеется, и среди комиксов есть примеры, которые написаны с очень большой оглядкой на книги. В таком случае все зависит от мастерства сценариста. В «Ключах Локков» очень заметно, что Джо Хилл именно книжный писатель. Неторопливый темп и очень плавная подводка к основным сюжетным линиям — кому-то это понравится, но найдутся и те, кто заскучает при чтении.

После прочтения второго тома стало ясно, что шанс комиксу не был дан напрасно, поскольку история начинает набирать темп: вырисовывается главный злодей сюжета, появляются намеки на его цель, причины похода против семьи Локков. Ко всему прочему постоянно появляются все новые и новые магические ключи, поражающие своими свойствами.

Тем не менее, есть в сюжете и недостаток — очень сильно меняется восприятие всей истории. В начале комикс полон сцен жестокого и кровавого насилия, но спустя какое-то время он начинает напоминать легкий ужастик, ориентированный на подростковую аудиторию. Подобный рассинхрон иногда очень мешает погружаться в историю.

Интересный факт: каждый том комикса сосредоточен вокруг одного или нескольких новых ключей. Их появление становится катализатором для новых событий, а в истории начинают появляться новые элементы мозаики, которые раскрывают некоторые важные аспекты прошлого, когда эти новые ключи и были применены.

Рисунок оказался самым спорным аспектом комикса. Я до сих пор не могу понять, хороший он или нет. Все персонажи какие-то надутые, пухлощекие. Они бы отлично подошли в качестве арта к комедийной серии комиксов, но не к фантастическому хоррору. Зато задники, фоны и общий антураж отрисован великолепно, а мельком брошенного взгляда на контуры дома семьи Локков хватает, чтобы понять все величие этой постройки. Я считаю, что рисунок — это почти всегда вкусовщина. Габриэль Родригез мастер своего дела. Просто его стиль не для меня, но его заслуг это ни в коем случае не умаляет.

Руководитель рубрики «Комиксы» на «Канобу» Денис Варков считает, что комикс, напротив, в первую очередь стоит читать ради рисунка и его контраста с историей, так что каждому свое!

На русском языке комикс вышел в твердом переплете (165×260). Тонкие и небольшие книги удобны для чтения. В издании есть и дополнительные материалы с обложками и комментариями, рассказывающими о процессе создания комикса или расширяющие его лор. Но без ошибок, к сожалению, не обошлось. Когда я читаю комиксы, я с большим трудом могу заметить опечатку или или какой-то издательский косяк, но тут прямо бросилось в глаза. Ряд пузырей с текстом во втором томе при верстке был размещен не самым удачным образом и не так, как было в оригинале, отчего логика диалогов персонажей страдает. Это не самая страшная ошибка, конечно, и, скорее всего, пузыри перемещали для того, чтобы уместить текст, но в глаза бросилось, а это уже нехорошо. У читателя не должен возникать дискомфорт. Фото со страницами прилагаю и надеюсь, что, если будут новые тиражи, то эти мелочи исправят.

Комикс «Ключи Локков» — нечто среднее между страшной сказкой и жестким триллером, который не боится шокировать читателя (недаром у него рейтинг 18+!). Я не уверен, что этот комикс может сильно кого-то напугать — тут все индивидуально, но он определенно может очаровать своей атмосферой. Крепкий и последовательный сюжет здесь соседствует с неторопливостью, которая, на мой взгляд, для комиксов не годится. Возможно, дело в том, что это первый опыт автора в этом виде искусства. Тем не менее, история получается цельной, а автор умело развешивает по сюжету «чеховские ружья», на выстрелы которых будет очень интересно посмотреть (уже в будущих книгах). «Ключи Локков» рекомендуются к прочтению поклонникам жанра. И помните, что открывая тайные двери, всегда нужно готовиться к последствиям.

Пузырь с текстом отсылает не к тому персонажу

Комментарии 5
Чтобы оставить комментарий,Войдите или Зарегистрируйтесь
MFDOOMgeneral28
MFDOOMgeneral28

Как-то странно написан/построен текст. Как будто его редактор не правил.