02 сентября 2025Кино

«Клуб убийств по четвергам»: Пенсионный детектив со звёздами Голливуда

Хелен Миррен в фильме «Клуб убийств по четвергам», кадр: Netflix
Хелен Миррен в фильме «Клуб убийств по четвергам», кадр: Netflix

28 августа на Netflix вышел «Клуб убийств по четвергам» — новый фильм Криса Коламбуса («Один дома»). Это экранизация одноимённого детектива Ричарда Османа о постояльцах дома престарелых, которые расследуют старые убийства. Кинокритик Тимур Алиев рассказывает, что за кино получилось у режиссёра фильмов о Гарри Поттере.

Год: 2025

Жанр: комедийный детектив

Режиссёр: Крис Коламбус

Сценарий: Кэти Брэнд, Сюзанн Хиткот

Основано на: роман «Клуб убийств по четвергам» Ричарда Османа

В ролях: Хелен Миррен, Пирс Броснан, Бен Кингсли, Селия Имри, Наоми Аки, Джонатан Прайс, Дэвид Теннант

Премьера: 28 августа 2025

Оценка: IMDb — 6.7 / Кинопоиск — 6.4 / Letterboxd — 3.0

Где смотреть: Netflix

О чём фильм

В доме престарелых «Куперс Чейз» обитают четыре бодрых пенсионера — бывшая шпионка Элизабет (Хелен Миррен), экс-профсоюзник Рон (Пирс Броснан), экс-психиатр Ибрагим (Бен Кингсли) и медсестра на пенсии Джойс (Селия Имри). Они убивают время, разбирая архивные дела об убийствах. Ничего необычного не происходит до момента, пока местного застройщика не обнаруживают мёртвым.

Старички тоже угорают по тру-крайму

Кадр: Netflix

Старички тоже угорают по тру-крайму

Кадр: Netflix

Четвёрка пенсионеров решает взяться за это дело параллельно с полицейским расследованием. Герои получают шанс применить накопленную за десятилетия мудрость на практике. В то же время им важно доказать — и себе, и окружающим — что старость на самом деле настоящий кладезь нереализованного потенциала. Неожиданно помогает пенсионерам из полицейского участка констебль Донна (Наоми Аки). Сюжет разворачивается линейно — от одного убийства к другому и, наконец, финальному разоблачению.

Кто это сделал

В кресле режиссёра Крис Коламбус — человек, подаривший миру первые две части экранизации о мальчике с молнией на лбу и научивший юного Маколея Калкина отбиваться от грабителей. Роман Ричарда Османа адаптировали в сценарий Кэти Брэнд («Любовь по вызову») и Сюзанн Хиткот («Переполненная комната»). Спродюсировал кино Стивен Спилберг, что, казалось бы, обеспечивает кредит доверия. Но большие имена, как показывает опыт и время, совсем не обязательно выступают гарантом качества.

Как связаны книга и фильм

В романе Османа детективная история приправлена яркими, живыми персонажами. Для каждого из них автор придумал насыщенное событиями прошлое, свой неповторимый голос и стиль поведения. В книге немало остроумных диалогов, тонких психологических наблюдений и фирменного британского юмора — благодаря этому сочетанию даже мрачные эпизоды истории воспринимаются значительно легче.

Каст «Клуб убийств по четвергам» с Ричардом Османом — автором романа-первоисточника

Фото: Netflix

Каст «Клуб убийств по четвергам» с Ричардом Османом — автором романа-первоисточника

Фото: Netflix

Но в фильме многослойная, увлекательная проза превратилась в плоское, несуразное нечто. Крис Коламбус вычистил из повествование его основу — атмосферу английского детектива, где каждая деталь имеет большое значение. В книге мы постепенно погружаемся во внутренний мир героев, узнаём их привычки, заскоки и взгляды на мир. В экранизации персонажи не блещут объёмом, разве что редкими характеристиками: один мудрый, другой весёлый, третий добрый.

Поговорим о плюсах

Главное достоинство фильма — актёрский состав. Команде картины удалось привлечь безусловных звёзд. Хелен Миррен, как всегда, безупречна в роли стальной леди с загадочным прошлым. Она умудряется придать героине глубину, несмотря на скудность сценария, постоянно намекая на богатую событиями биографию Элизабет. Пирс Броснан неплохо смотрится в роли бывшего бунтаря, сохранившего боевой дух, невзирая на возраст. Бен Кингсли — живое воплощение благородства и интеллектуальной утончённости.

Дом престарелых «Куперс Чейз» выглядит так красиво и привлекательно, что туда действительно хочется переехать на старости лет, будь такое заведение в России. Интерьеры здесь напоминают скорее роскошный отель, нежели казённое учреждение, что, впрочем, соответствует задумке — показать, что жизнь людей 60+ может быть комфортной, разнообразной и интересной.

Бен Кингсли, Хелен Миррен, Пирс Броснан — «Клуб убийств по четвергам» собрал всех легенд британской киносцены

Кадр: Netflix

Бен Кингсли, Хелен Миррен, Пирс Броснан — «Клуб убийств по четвергам» собрал всех легенд британской киносцены

Кадр: Netflix

При всей неоднозначности темпоритм картины более чем гармоничный. События не бегут вперёд, в то же время нет затяжных эпизодов и пустой траты времени. Стоит отдать должное, Крис Коламбус умеет удерживать внимание зрителя, даже если на экране не происходит ничего особенно драматичного.

Что не получилось

Главная беда «Клуба убийств по четвергам» — банальное отсутствие саспенса. Кажется, будто все ингредиенты детектива на месте, но чего-то не хватает — да, напряжения. Коламбус, судя по всему, опасался слишком запугать семейную аудиторию (рейтинг картины PG-13), поэтому расследование убийства довольно быстро превращается в аналог настольной игры.

На представленную в начале загадку можно найти ответ уже в середине картины. Круг подозреваемых, который перечисляется героями, настолько мал, что не составляет труда предугадать, кто же во всём виноват. Никакой закрученной головоломки просто нет — сценаристы ведут зрителя от точки А к точке Б, настолько прямолинейно, что в какой-то момент начинает сомневаться, действительно ли смотришь детектив.

Дедукция — увы, не от слова «дедушка»

Кадр: Netflix

Дедукция — увы, не от слова «дедушка»

Кадр: Netflix

Сильно подводит юмор, который хорошо работал в первоисточнике. То, что должно вызывать откровенный смех, в лучшем случае спровоцирует лёгкую улыбку в уголках рта. Шутки, построенные на эйджизме (ого, пенсионеры разбираются в гаджетах и знают о соцсетях), кажется, устарели ещё 5-10 лет назад.

Забудьте о дедукции или анализе — события в детективе происходят сами собой. Свидетели без проблем делятся нужной информацией, полиция не ставит палки в колёса пенсионерам-детективам, а подозреваемые либо оперативно предъявляют алиби, либо просто готовы сдаться полиции, признав свои злодеяния.

Итого

«Клуб убийств по четвергам» — пример того, как можно упустить весь заложенный в историю потенциал. У Криса Коламбуса был звездный каст и отличная книга-первоисточник, но что-то пошло не так. Кажется, режиссёр элементарно забыл, что достойный детектив — не только приятные декорации и симпатичные персонажи, но и хитроумная интеллектуальная игра.

К сожалению, новый фильм Коламбуса — проходной контент, который вряд ли закрепится в памяти у какого-либо сегмента аудитории. Милое, но безобидное и мягкотелое кино, которое имеет право на существование как пример того, как не нужно переносить литературу на малый экран. В финале чувствуешь элементарное облегчение от того, что закончилось томительное ожидание предсказуемой развязки.

Комментарии
Чтобы оставить комментарий, Войдите или Зарегистрируйтесь