Рецензия на «Клаустрофобов» (Escape Room) — набор ужасных штампов про «побег из комнаты»

Ибрагим Аль Сабахи
31 января в кино выходит хоррор «Клаустрофобы» (так у нас переиначили Escape Room). Русское название не передает сути дела: речь о квесте популярного сейчас направления «сбеги из комнаты», вот только в фильме на кону стоят жизни участников. Мне удалось посмотреть картину на пресс-показе, и в этом материале я расскажу, что не получилось у продолжателей дела «Куба».

Трудно назвать чем-то новым очередную историю разношерстной группы людей, запертых в одной локации и вынужденных играть в очередную «игру». Под каким предлогом народ там только не запирали: и ради мести, и ради развлечения, и ради того, чтобы они начали ценить жизнь. В этом плане кино не предлагает новых идей, да и сама тематика квеста использовалась в хоррорах не раз, так что даже сеттинг нельзя назвать оригинальным. Так чем фильм должен зацепить зрителя? И должен ли вообще?

Начать стоит с того, что в этом жанре сделать хорошее кино становится все труднее и труднее. Иногда получаются действительно хорошие фильмы вроде «Куба» и «Экзамена», где можно поломать голову вместе с главными героями над задачками и восхититься общей концепцией. Есть также картины в духе «Смертельного лабиринта», где дело не в загадках, а в отношениях между персонажами. К сожалению, близкие по качеству к упомянутым фильмы получаются редко. Чаще всего выходят откровенные неудачи уровня «Игры со смертью». Даже набравший популярность талантливый сценарист/режиссер Тейлор Шеридан начал режиссерскую карьеру с одного из худших представителей жанра, фильма «Гнусный» (так у нас тупо перевели Vile — игру слов с vial, пустым пузырьком, выступающим ключевым сюжетным элементом фильма). Шеридан наверняка до сих пор мечтает, чтобы его режиссерским дебютом считали «Ветреную реку».

Но режиссеру «Клаустрофобов» Адаму Робителу бояться особо нечего. Он и так снял худший «Астрал» — четвертый. Так что еще одно довольно паршивое кино будет лишь признаком стабильности.

Еще со времен «Куба» такой тип фильмов предельно дешев в производстве (нужны: актеры, 1 комната или большая картонная коробка). Все зависит от таланта сценариста и умения распорядиться минимальными ресурсами. И если с использованием возможностей у Escape Room все более-менее в порядке, то со сценарием тут беда. Фильм, кстати, написал Брэги Ф. Шут, который в свое время прославился хоррор-сценариями Season of the Witch и The Last Voyage of Demeter, но второй так никогда и не был экранизирован, а первый доковылял до экранов в виде омерзительного «Времени ведьм» с Николасом Кейджем.

Рецензия на «Клаустрофобов» (Escape Room) — набор ужасных штампов про «побег из комнаты» | Канобу - Изображение 15621

Открывающая сцена стреляет в зрителя жирным спойлером относительно судьбы одного из персонажей. Мы уже знаем, что герою ничто не угрожает и он спокойно дойдет до этой сцены, продемонстрированной во вступлении.

Самое ужасное — мы знаем, что даже в этой сцене с героем все будет ок, хотя создатели и пытаются выдать это за интригу. Ведь вести зрителя весь фильм к сцене смерти героя — занятие довольно бессмысленное. Но снят этот эпизод хорошо: достойно передает эмоциональное состояние паникующего человека, это даже может внушить какие-то надежды на хорошее жанровое кино. Но потом все начинает рушиться.

Нас знакомят с главными героями, среди которых находится уже представленный персонаж. Шесть человек получают приглашения и оказываются в приемной здания, где должен пройти квест, призовой фонд которого — 10 000 $. Первый вопрос, который разумно возникает у зрителя — что общего у этих людей? Почему именно они?

Уровень интеллекта у них определенно на совершенно разных уровнях. Невероятно умная тихоня-студентка, высокомерный и неприятный финансовый аналитик, парень с алкогольной зависимостью, работающий на складе в магазине, девушка, воевавшая в Ираке (ее сыграла Дебора Энн Уолл, известная по сериалам «Настоящая кровь» и «Сорвиголова»), толстый добряк-шахтер и наконец малолетний гик, помешанный на квестах.

И, не предоставив зрителю возможности погадать, почему именно эти скетчеобразные персонажи тут собрались, сценарист толстыми мазками обрисовывает то, что между ними общего. А это ничто иное, как трагедия в прошлом каждого из участников.

Сами участники ужасно блеклые — они абсолютно неинтересные и неглубокие, и даже поверхностные характеристики вызывают зевоту. А теперь добавьте к этому чудовищную предсказуемость сюжета: с момента, как герои собираются вместе, становится понятно, кого устранят первым, кто выживет, а кто окажется главным подонком в их компании, и когда он себя проявит. Финальный твист способен вызвать лишь смех, так как иное окончание картины было бы странным. Про мотивацию злодеев и прочее лучше даже не вспоминать, а пересказывать процесс выполнения заданий в каждой из комнат дело неблагодарное. Главное знать, что побег из комнаты обязательно должен быть на последних секундах.

Рецензия на «Клаустрофобов» (Escape Room) — набор ужасных штампов про «побег из комнаты» | Канобу - Изображение 15622

Так чем же должен фильм завлечь? Простая съемка без особых изысков, средняя игра актеров, штампованный сюжет и абсолютная стерильность происходящего.

Фанатам «Пилы» тут делать нечего, так как у фильма рейтинг PG-13, а значит все ловушки достаточно ограничены в своем функционале, как и режиссер — в плане демонстрации смертей. Хотя визуально комнаты оформлены разнообразно, действие лишь в третьей можно назвать нескучным. При просмотре постоянно возникает ощущение затянутости, а совокупность всего вышеперечисленного ставит под сомнение вопрос получения хоть какого-то удовольствия от фильма.

«Клаустрофобы» — безликая и серая картина, состоящая из сплошных штампов и начиненная картонными персонажами, за чьей судьбой следить по ходу истории совершенно неинтересно.

Рецензия на «Клаустрофобов» (Escape Room) — набор ужасных штампов про «побег из комнаты» | Канобу - Изображение 15623

Последние статьи