«Клаус» — светлая легенда о становлении Санта Клауса, которая пытается выглядеть мрачным фэнтези
Когда начинается обсуждение работ Моррисона, очень важно обозначить о какой части его творчества идет речь, поскольку Грант бывает разным: Моррисон-автор супергероики, Моррисон-создатель авторских историй и Моррисон-создатель авторских историй, которые стали оружием в его «войне» с Аланом Муром (У Гранта и Алана было продолжительное творческое соперничество, когда авторы пытались превзойти друг друга — ред.).
Работы всех этих «Моррисонов» всегда интересно читать. Какие-то из них написаны интересно и просто, какие-то написаны так, что при чтении буквально начинаешь сходить с ума, пытаясь осознать все, что Грант описал в своем комиксе. Фанаты есть и у таких работ. Но моими любимыми комиксами всегда были его самостоятельные авторские произведения, которые он пишет без оглядки на других авторов. И «Клаус» как раз из их числа.
Комикс рассказывает, как простой охотник (на самом деле нет), в попытке вернуть жителям одного города дух Рождества, вступает в схватку с деспотичным и жестоким бароном, который запретил любые атрибуты праздника, да и вообще не терпит, когда его народ испытывает радость.
Скажу откровенно, я давно не испытывал такого удовольствия от комикса. История пролетела на одном дыхании. «Клаус» написан просто и без изысков, здесь трудно разглядеть привычный слог Моррисона, но в тоже время в комиксе нет ничего лишнего. Не стоит ждать от этой истории какого-то серьезного чтива — это очень легкая, красочная и приятная история, в которой все элементы очаровательны. Даже главный злодей, который, хоть и строит планы по захвату мира, делает это посредством лишения своих подданных радости и веселья и очень карикатурно и комично злится, когда они эти запреты нарушают.
Моррисон взял классические атрибуты Рождества: уголь для непослушных детей, Санта, который спускается по дымоходу и дарит подарки, или сани Клауса. Все это Моррисон очень умело и логично обыграл в сюжете. Санта шаг за шагом начинает разрабатывать план возвращения духа Йоля — языческого зимнего праздника, атрибуты которого легли в основу Рождества, и освобождения бедных жителей из-под гнета тирана.
В комиксе есть и жестокие моменты с убийствами, но в рамках общей атмосферы истории, они смотрятся довольно лаконично и не портят общее настроение. При беглом знакомстве с комиксом может сложится впечатление, что Грант создал мрачную и жестокую сказку. Отчасти так и получилось, но Моррисон не стал уходить в крайности и выдал очень красочную рождественскую историю. Я не могу согласиться с цитатами рецензентов, вынесенных на заднюю обложку издания, утверждающих, что комикс «кровожадный» и что это «мрачный средневековый сеттинг». Напротив, «Клаус» вышел довольно светлым, забавным и ироничным. И в этом не последняя заслуга художника Дэна Мора.
Ах, Дэн Мора, ну почему ты не рисуешь комиксы чаще и те, которые я обычно читаю? Рисунок просто великолепен. Опять же, последний раз я так разглядывал страницы, когда читал «Тора», нарисованного Расселом Дотерманом. И сами персонажи, и фоны, и эффекты — все нарисовано блестяще. А моменты, когда Санта мастерит игрушки для детей, действительно завораживают. Чтобы понять, нужно увидеть своими глазами. Мне очень понравился уровень детализации рисунка, и, судя по всему, Мора выступал еще и колористом серии — подбор цветов, освещение и тени — все получилось великолепно.
Сама же история, как я уже говорил, довольно проста. Классический фэнтезийный сюжет с героем-освободителем, у которого непростое прошлое, властолюбивым злодеем и древним злом. Но сам сюжет здесь не важен, поскольку исполнение и внимание к деталям перетягивают на себя внимание. И по этим пунктам комикс однозначно выигрывает.
«Клаус» вышел на русском языке в твердом переплете (165×259). Помимо самого комикса, в издании присутствуют дополнительные материалы в виде галереи обложек и небольшой справки об авторском составе комикса. Никаких нареканий к изданию у меня нет. Книга будет как отличным новогодним/рождественским подарком, так и отличным пополнением в коллекцию фанатов фэнтези и работ Моррисона.
А вот с детьми читать «Клауса» не стоит — у комикса ограничение 16+, и сцены насилия на страницах все же присутствуют. Поэтому родителям стоит сначала ознакомиться с книгой самостоятельно, а затем уже решать, показывать ли ее детям.
В итоге «Клаус» — это очень красочная история о том, что радость и светлый дух праздника всегда найдет путь в сердце людей. Люди всегда стремятся к свету и тем, кто отнимает у них свободу и радость, рано или поздно придется за это платить. Комикс однозначно рекомендуется к прочтению.
Кстати, ранее у нас выходил подкаст «Раскрашенных раскрасок» от Руслана Хубиева и Ильи Бройдо, в котором они обсуждали «Клауса» и рассказывали о его спин-оффах. Послушать его можно тут.
Забавно, что Моррисон заменил "транспорт" Клауса, с оленей на волков. И объяснил это - также круче намного! Вообще согласен, действительно круче.) Клаус это очень приятный комикс, который легко представить в виде мультфильма. Но я все-же ожидал от него темного фэнтези, но за этим пожалуй, лучше обратится к Брому.
"У Гранта и Алана было продолжительное творческое соперничество, когда авторы пытались превзойти друг друга" Заявка на статью, я считаю.
А если по теме, то мне не нравится рисунок. Он не смотрится живым. Имхо