Классическая рецензия «Канобу» на Dota 2 — от Владимира Рыжкова
Дисклеймер
«Канобу» уже больше десяти лет. За эти годы на сайте появилось огромное количество рецензия и статей, но некоторые успели устареть или больше не соответствуют нашим стандартам качества. Тем не менее мы хотим сохранить историю как есть — со всеми нашими успехами и провалами. Поэтому когда возникнет необходимость полностью заменить старую рецензию или статью, оригинал мы сохраним вот в таком виде.
Ниже представлена оригинальная рецензия на Dota 2, написанная бывшим главным редактором «Канобу» Владимиром Рыжковым и опубликованная на сайте 9 августа 2013 года. Игра получила 5 баллов из 10. В ближайшее время на сайте появится новая, более детальная и актуальная рецензия на игру.
Баланс? О, это несложно.
Вопросы с балансом в основном переложены на самих играющих — они сами ищут убийственные комбинации героев, навыков и тактик, сами от души веселятся, используя их, а затем, когда наскучит — игроки еще за пределами боя могут исключить использование вражеской командой комбинации героев, которая кажется им опасной. «Это потрясающе многогранная игра» — в один голос повторяли мне игровые эксперты с многими сотнями часов Dota 2 на счету, когда я, готовя этот материал, решил обсудить с ними свою гипотезу, — «Даже командами из одних и тех же героев можно сыграть десятки игр, и все они будут совершенно разными».
Можем мы вместе снова ответить на мой глуповатый вопрос: хорошо ли это?
Суть процесса для игрока здесь приходит к тому, чтобы перелопатить экстенсивно расширяющийся пул из многих десятков героев, заплатить сотни часов своего времени — за что? Чтобы самому выявить и применить успешные тактики на одной единственной карте с тремя дорогами и речкой. Весело ли это? Да, многие считают, что весело. Хорошее ли это вложение сил и времени?.. Неудивительно, что аудитория Dota 2 в основном состоит из ребят, которых легко обмануть таким образом — студентов и школьников, еще не ценящих свое время, а с случае с Россией — зачастую не видевших до «доты» больших игр.
Valve не берет деньги за победу — в Dota 2 ты платишь только, и только за необязательные, косметические усовершенствования. При этом мы все видим, куда идут собранные деньги — их возвращают игрокам! Приз только за первое место в International — почти полтора миллиона долларов.
Это не моя мысль. Я услышал ее еще от одного игрока, который, по мнению многих, сегодня — один из сильнейших игровых маркетологов в нашей стране. Но с тем же успехом можно сказать, что Procter & Gamble финансирует талант и креативность, тратя львиную долю своих колоссальных прибылей на рекламу бритв и шампуней. Это, кстати, моя любимая история — бритву Gillette Slalom Plus запустили в 1985 году и каждые несколько лет перезапускали как новую под названиями вроде Gillette Slalom Plus Sport или Gillette Slalom Plus Megahit, чтобы завоевать подростков, которые хотят непременно новую и крутую бритву, но не могут себе позволить Mach3. Двадцать лет, миллионы и миллионы долларов — чтобы продать продукт 85-го года идиотам, которые хотят его же, но новый.
Игр с тремя дорогами и речкой сейчас десятки. Но только в Dota 2 люди платят сотни часов времени и суммарно многие миллионы долларов за то, чтобы их три дороги и речка были самыми большими в мире. За это они получают новых героев, которых нужно тестировать и применять, тратя новые сотни часов и экономя Valve деньги на разработку.
Жанр стратегий в реальном времени умирает, мы все это знаем. Но, может быть, он просто отжил свое? Может, в Dota 2 играют вовсе не потенциальные игроки в RTS? Окончательно я утвердился в мысли построить свою рецензию на Dota 2 именно так, после новости о том, что и без того непростой судьбы f2p стратегию End of Nations свернули и будут запускать как MOBA. Гипотеза о том, что сотни часов в Dota 2, уходящих на несбалансированную игру о трех дорогах и сотнях героев без истории, могли достаться дельным RTS-проектам, похоже, косвенно подтверждается.
Так мы возвращаемся к вопросу, поставленному в начале статьи. Позитивное ли это явление? Хорошая ли Dota 2 игра?
ого! а так можно было? Может тогда и на @Blade of Darkness запилите рецу?