Киты, «Гелендваген» и малая Родина: Топ-5 новых русских фильмов с фестиваля «Окно в Европу»

С 8 по 14 августа в Выборге прошёл фестиваль российского кино «Окно в Европу». На одном из старейших фестивалей в индустрии (в 2025 году он состоялся 33-й раз) показали новые художественные картины, многие из которых можно будет посмотреть в кинотеатральном прокате в сезоне 2025-2026. Кинокритик Тимур Алиев, побывавший в Выборге, рассказывает о пяти ярких проектах, которые позволят составить представление о текущем состоянии российского кино.
«Геля»
All Media Company, 74 Film Studio, Start, РЕН ТВ

Кадр из фильма «Геля» / All Media Company, 74 Film Studio, Start, РЕН ТВ
Год: 2025
Режиссёр: Стас Иванов
В ролях: Илья Малаков, Антон Васильев, Виктор Добронравов, Антон Кузнецов, Дарья Мельникова, Джульетта Шабанова, Анна Арефьева, Виталий Коваленко
Награда: Специальный приз за энергию на экране
Дальнобойщик Саня (Илья Малаков) ради семейного благополучия соглашается перегнать перламутровый «Гелендваген» из Санкт-Петербурга в Выборг, не подозревая, что багажник набит наркотиками. Попавшись полиции, он становится несчастным горе-агентом под прикрытием, в паре с ним работает капитан Орехов (Антон Васильев). Гонки под песенки из «Трёх котов», разборки в стиле С. Крэйга Залера и постоянное напоминание о беременной жене превращают простую историю угона в пёстрый калейдоскоп из пацанских стереотипов и криминальной романтики.
- Ради чего смотреть
- По сравнению с мрачным «ЮЗЗЗом» и экзотическим «Высоким сезоном» «Геля» выглядит более легковесно. Режиссёр будто решил отдохнуть от психологических глубин, создав откровенный аттракцион. Иванов мастерски жонглирует жанровыми клише, превращая банальный сюжет про неудачного угонщика в стильное зрелище с отменной визуальной подачей.
- Художники постарались на славу: каждая машина, костюм и даже халат Виталия Коваленко достойны отдельного внимания. Бромансу Малакова и Васильева чуть не достаёт искренности, но химия между актёрами работает отменно. Это красивый и сатирический фильм, не хватающий звёзд с неба, но по-хорошему развлекающий. Смотреть стоит, смеяться разрешается.
«Большая земля»
Star Media, Фонд развития современного кинематографа «Кинопрайм»

Кадр из фильма «Большая земля» / Star Media, Фонд развития современного кинематографа «Кинопрайм»
Год: 2025
Режиссёр: Юлия Трофимова
В ролях: Анастасия Куимова, Артем Быстров, Владислав Ветров, Евгения Дмитриева, Павел Майков, Рузиль Минекаев, Евгений Харитонов, Платон Герасимов, Капитолина Соболь
Награды: Приз Гильдии продюсеров России; Приз президента фестиваля «Окно в Европу» (оператор Михаил Дементьев)
Где главная героиня Марфа (Анастасия Куимова) пытается сбежать от травм детства, но попадает в капкан собственных воспоминаний. Когда к маяку, где она укрывается с сыном, приплывает её сводный брат (Артем Быстров), а следом и муж-изменщик (Евгений Харитонов), на горизонте появляется кит. Млекопитающее-метафора размером с нефтяной танкер, который машет плавником и намекает, что прошлое никуда не денется, если не расставить все точки над i.
- Ради чего смотреть
- Это притча с инцестуальными намёками, в которой фигурируют авторитарный отец-алкоголик и женщина, застрявшая между детством и материнством. Всё это украшено элементами магического реализма. Анастасия Куимова танцует с собственными демонами, разыгрывая личностную драму. Оператор Михаил Дементьев («Игры», «Конец света») снимает Приморье и Владивосток с трепетом и любовью.
- Редкий случай, когда российский кинематографист не боится говорить о семейном насилии и делает это одновременно и проникновенно, и аккуратно. Иногда Трофимова увлекается формой в ущерб содержанию, но лучше перебор с визуальной поэтикой, нежели недостаток честности и достоверности.
«Встречные»
«Тетрис Продакшн», Фонд развития современного кинематографа «Кинопрайм»

Кадр из фильма «Встречные» / «Тетрис Продакшн», Фонд развития современного кинематографа «Кинопрайм»
Год: 2025
Режиссёр: Камила Рамазанова
В ролях: Дмитрий Куличков, Филипп Ершов, Михаил Горевой, Раиса Рязанова, Артур Казберов, Виктория Тихомирова, Виолетта Давыдовская и др.
Награды: Специальный приз за искренность и человечность; Особое упоминание жюри за пронзительный актёрский дуэт (Дмитрий Куличков и Виктория Тихомирова)
Камила Рамазанова, воспитанница именитых наставников из ВГИКа (братья Котт), преподносит зрителю дозу целебного почвеннического бальзама в обёртке чеховской пьесы. Молодой столичный режиссёр Саня встречает в плацкартном вагоне работягу Гену — и начинается магическое превращение урбанистического сноба в адепта малой родины. Рамазанова с завидным энтузиазмом вскармливает миф о животворящей силе провинции, где каждый бабушкин пирог пропитан сакральной мудростью, а местное «здесь родились — здесь и умрём» звучит как откровение новой эпохи
- Ради чего смотреть
- Фильм старательно имитирует шукшинскую интонацию, но вместо подлинной человечности предлагает благостную идеализацию застоя. Дмитрий Куличков и Филипп Ершов искренне стараются вдохнуть жизнь в своих персонажей. Встреча двух поколений превращается в лекцию о том, как столичная суета калечит души, а деревенская тишь исцеляет. Фильм — образчик современного кинематографа, который упорно ищет национальную идею в хрестоматийных сюжетах. Здесь настоящее искусство рождается не из идеологических установок, а из живого человеческого опыта.
«Жемчуг»
Pan Atlantic Studio, Kartina Entertainment and Sports Limited

Кадр из фильма «Жемчуг» / Pan Atlantic Studio, Kartina Entertainment and Sports Limited
Год: 2025
Режиссёр: Тина Баркалая
В ролях: Евгений Цыганов, Светлана Ходченкова, Сергей Гилев, Ирина Пегова, Дарья Полунеева, Федор Кудряшов, Эра Зиганшина
Награды: Особое упоминание жюри за проникновение миров; Приз «Окно ВКонтакте»; 1-е место в конкурсе «Выборгский счёт»
Редкий российско-индийский гибрид, который пытается одновременно быть и социальной мелодрамой, и этнографическим экскурсом, и сказкой о принятии. Режиссёр Тина Баркалая, известная по «Сказкам Гофмана», играет в магический реализм с нотками «Танцора Диско». Приёмная дочь Марта из детского дома в Ханты-Мансийске становится мостом между холодной московской элитой (семейная пара Евгения Цыганова и Светланы Ходченковой) и яркими красками Болливуда.
- Ради чего смотреть
- Картина выглядит «жемчужиной» российского кинематографа, но местами ощущается как дорогая бижутерия. Цыганов и Ходченкова играют обеспеченных москвичей с надрывом столичного театра, но раскрытие персонажей весьма неторопливое. Индийские декорации радуют глаз, танцы Гилева и Пеговой вызывают восторг. Финальная болливудская феерия заставит улыбнуться даже самых циничных зрителей. Как попытка создать новую оптику для темы усыновления кино работает. Иногда семья может возникнуть там, где её совсем не ждёшь.
«День рождения Сидни Люмета»
«Арт-эрия», Фонд развития современного кинематографа «Кинопрайм»

Кадр из фильма «День рождения Сидни Люмета» / «Арт-эрия», Фонд развития современного кинематографа «Кинопрайм»
Год: 2025
Режиссёр: Рауль Гейдаров
В ролях: Артем Кошман, Джульетта Степанян, Мариэтта Цигаль-Полищук, Казбек Багаев, Артем Федотов, Ян Гахарманов, Нодар Сирадзе
Награды: Гран-при; 3-е место в конкурсе «Выборгский счёт»
17-летний Дато (Артём Кошман) пребывает в южнорусской идиллии под крылом всепрощающей бабули, но семейное проклятие настигает и его. Умерший от СПИДа дядя Анзор, засидевшаяся в тюрьме мать и мечта стать режиссёром вместо надёжной карьеры бурильщика. Когда бандитское прошлое родни стучится в дверь райского домика с хачапури, юный мечтатель оказывается перед выбором между покорностью судьбе и поездкой в Питер для поступления. Фильм превращается в автобиографическую исповедь о том, как художник рождается из пепла разбитых семейных иллюзий. Название отсылает ко дню рождения режиссёра — как символическому, так и буквальному, у главного героя и классика американского кино дни рождения совпадают.
- Ради чего смотреть
- Гейдаров создаёт кинотерапию для поколения, выросшего на развалинах СССР и грезящего Голливудом. Его русский ответ «Фабельманам» получился ещё честнее спилберговской ленты — без лоска и глянца, но с неподдельной болью взросления в криминализированной провинции. Режиссёр виртуозно перемешивает жанры, от семейной саги до криминальной драмы, не давая зрителю расслабиться в привычных рамках одного формата. Артём Кошман создаёт на экране пронзительный портрет подростка, в котором угадывается будущий автор фильма. Несмотря на местами телевизионную назидательность и предсказуемые драматургические ходы, картина подкупает редкой для российского кино искренностью. Здесь не боятся выставить напоказ семейные травмы ради кинематографического откровения.