Киномарафон: фильмы по Стивену Кингу
Топ 10 лучших
Вот критерии, по которым хорошую экранизацию Стивена Кинга можно опознать издалека:
- ее должен ВСЕМ СЕРДЦЕМ НЕНАВИДЕТЬ сам Стивен Кинг
- Стивен Кинг не должен хоть как-то участвовать в ее создании
- картина должна быть про кого угодно, но только не про одного из сотен населяющих произведения Кинга писателей
- фильм должен иметь как можно меньше общего с оригинальным произведением
- а лучше — вообще ничего общего!
- в главной роли там должен быть занят Арнольд Шварценеггер
Впрочем, многие из этих признаков противоречат друг другу, и из любого правила бывают исключения. Как мы убедимся в топе худших фильмов, это только подчеркивает их справедливость в других случаях.
1. The Shining («Сияние»), 1980
Александр Трофимов
Кинг может сколько угодно ненавидеть экранизацию Кубрика, это не поменяет того факта, что фильм получился отменным. Постепенное погружение в безумие вышло у Николсона завораживающе, сумев превратить такую простую вещь, как топор, во внушающий ужас символ.
У Кубрика вышла образцовая каша из топора… в буквальном смысле слова! Берем историю Кинга, добавляем саспенса, символизма, великолепной операторской работы, прекрасных актеров, замученных на съемках до нервных срывов — затем достаем историю Кинга и выкидываем, получаем хороший фильм.
Что любопытно, вокруг фильма существует множество теорий, многие из которых были собраны в документальной ленте «Комната 237». Она довольно убедительно указывает на символы и намеки, оставленные Кубриком. Мол, это фильм о геноциде индейцев и крик о том, что Кубрика заставили снимать фальшивое приземление на Луну. Идеи бредовые, но не поразиться количеству совпадений невозможно, обязательно посмотрите, чтобы обогатить свои отношения с шедевром.
Кстати, Кинг затем написал сценарий для мини-сериала и осуществил-таки мечту — снял «правильное» «Сияние». Проучил Кубрика. Если интересно, обязательно гляньте и сравните.
2. Carrie («Кэрри»), 1976
Александр Башкиров
Самый блестящий визуальный стилист в мировом кино, Брайан Де Пальма, сделал из бесформенного и затянутого дебютного романа Кинга мастер-класс режиссуры, шедевр нагнетания экранного напряжения, которому позавидовал бы и Альфред Хичкок периода «Психо» и «Окна во дворе». Речь прежде всего о сцене выпускного бала, где одним плавным движением камеры нам показывают ведро со свиной кровью, падающую ленту и счастливо улыбающуюся на сцене под ведром Сисси Спэйсек в роли девушки-телепатки…
Последствия этого милого школьного розыгрыша — одна из самых известных сцен в фильмах ужасов (да и вообще в кино), но весь фильм снят и написан абсолютно безупречно, от эпизода в женской раздевалке до финальной сцены с надписью «КЭРРИ УАЙТ ГОРИТ В АДУ» на надгробном кресте и выскакивающей из могилы окровавленной руки, без которой не существовало бы всего жанра японских хорроров.
3. Creepshow («Калейдоскоп ужасов»), 1982
Александр Башкиров
Чуть ли не единственный неотстойный фильм или телепроект, к созданию которого приложил руку сам Стивен Кинг. Более того, Кинг не только написал сценарии для всех входящих в жуткий кинокомикс Джорджа Ромеро новелл (адаптировав собственный отличный рассказ The Crate и придумав оригинальные сюжеты в духе издательства EC Comics), но и снялся в главной роли в одной из историй!
Вот он, звездный актерский час живого американского классика… Но кривлянием Кинга в трудной роли недалекого реднека Джорди Верилла достоинства Creepshow не ограничиваются: это самый первый удачный фильм по комиксам (пусть и вымышленным), и визуальный гений Ромеро тут оттеняется мастерством Кинга в малой литературной форме.
4. The Shawshank Redemption («Побег из Шоушенка»), 1994
Александр Башкиров
Про тюремную жизнь во всех странах снято множество картин, но на уровень настоящего искусства из них поднялись только две: «Пророк» Жака Одиара и «Побег из Шоушенка» Фрэнка Дарабонта. Взяв одну из слабейших повестей Кинга про самый сомнительный побег из тюрьмы в истории художественных произведений, Дарабонт написал потрясающий сценарий и снял по нему невероятно захватывающий 2,5 часовой фильм.
Я прекрасно помню, как смотрел «Шоушенк» в первый раз, не читав оригинальной повести и не представляя, что может произойти с Энди Дюфрейном. Ожидая очередную нравоучительную тюремную драму, я собирался выключить телевизор (в те далекие времена люди еще пользовались телевизорами) на первой фальшивой, затянутой или предсказуемой сцене. Разумеется, оторваться от картины оказалось невозможно с момента, когда перед Энди с лязгом захлопывается решетка камеры, и до момента, когда свободный Энди подставляет лицо дождю. Единственное, в чем можно упрекнуть «Шоушенк» — это в типичном для Дарабонта нежелании расставаться со зрителем. Фильм не заканчивается на столь высокой ноте и с каждой последующей сценой становится все невыносимо-сентиментальнее.
Впрочем, судя по высоким местам «Шоушенка» во всевозможных топах (уверен, что наша подборка лучших фильмов по Кингу — единственная, где он не вошел в Топ-3), зрителям нравится как раз эта сентиментальность: чтобы у всех все было хорошо, и в Мексике, и на фоне океана! Но по крайней мере «Шоушенк» не поднимается до приторности совсем уж беспомощно-слезоточивой «Зеленой мили» от этого режиссера и сценариста по этому же писателю.
5. The Dead Zone («Мертвая зона»), 1983
Александр Трофимов
У еще одного мэтра кино, Дэвида Кроненберга, получилась более близкая к первоисточнику история, нежели у Кубрика, но все же многое из книги в фильм не попало — персонажи, сюжетные линии, а некоторые герои несколько изменились.
Простой школьный учитель после аварии получает дар — видеть будущее людей, которых касается. Он пытается использовать свои способности на благо, но однажды в видении ему открывается нечто ужасное. Он понимает, что исправить это может только он сам — помощи просить неоткуда, никто ему не поверит. Вот только исправление это дастся ему огромной ценой — рисковать ли всем, что у тебя есть, из-за видения, которое могло быть и ошибочным?
В кои-то веки Кинг задает по-настоящему интересный и глубокий вопрос, простого ответа на который нет. Кроненберг и сравнительно молодой Кристофер Уокен тщательно исследуют эту тему настолько, насколько позволяет хронометраж. Эпичной картину не назовешь, она была снята за 10 $ млн., поэтому картинка вызывает ощущение скорее камерного телефильма, чем блокбастера, но это добротный фильм, который нельзя было не вспомнить в таком топе.
Забавно, что Кроненберг не считал «Сияние» шедевром:
Я не думаю, что он [Кубрик] осознавал жанр фильма ужасов. Я не думаю, что он вообще понимал, что делал.
6. Stand by Me («Останься со мной»), 1986
Александр Трофимов
Редкое произведение Кинга, в котором нет ничего сверхъестественного. Это своеобразная история взросления о группе мальчишек, отправляющихся на поиски трупа. Это странный сюжет превращается в захватывающее приключение, испытание дружбы, смелости и сообразительности.
Двух детей в этом фильме Роба Райнера 1986 года играют Уил Уитон и Ривер Феникс, а одного из ребят постарше — Кифер Сазерленд (Бауэр из «24»). Вот тебе и блестящий старт карьеры.
Фильм прост и прекрасен в этой простоте — он о детстве вообще, о мировосприятии детей, о тех друзьях, которые бывают у нас только в 12 лет.
Мы думали в шутку влепить на вершину топа «Очень странные дела» — как идеальную экранизацию Кинга, к которой он не имеет никакого отношения, но решили не выпендриваться. И все же, этот сериал и впрямь берет все ценное, что есть в произведениях Кинга и выкидывает все остальное. Вызывающая теплую улыбку дружба детей в «Делах» очень напоминает именно этот фильм.
7. Christine («Кристина»), 1983
Александр Башкиров
Джон Карпентер и Стивен Кинг — вот два имени, которые не могли не сойтись вместе в титрах какого-нибудь фильма 80-х. Карпентер не скрывает, что поставил «Кристину» ради денег после кассового провала гениальной The Thing, а в основе фильма лежит один из худших романов Кинга, рассказывающий о любви подростка и подержанного автомобиля.
Но благодаря фирменной широкоэкранной режиссуре Карпентера, великолепному саундтреку (B-b-bad to the Bone!) и убедительным работам двух малоизвестных молодых актеров, Кита Гордона и Джона Стоквелла, получилось очень лихо и здорово. Финальная сцена дуэли заглавной Plymouth Fury с бульдозером — это вообще сказка.
8. Silver Bullet («Серебряная пуля»), 1985
Александр Башкиров
Великолепный жанровый фильм с очень трудной историей производства. Оригинальный сценарий по повести Кинга Cycle of the Werewolf написал безумно талантливый Дон Коскарелли, автор «Фантазмов» и «Повелителя зверей», он же должен был снять фильм. Но Коскарелли ушел с картины после конфликта с продюсером, Дино Де Лаурентисом, по поводу дизайна костюма оборотня, и сценарий переписывал человек, которому этого ни в коем случае нельзя было доверить: сам Стивен Кинг.
«Серебряную пулю» доснимал телережиссер Дэниел Аттиас, больше не поставивший ни одного полнометражного фильма. Но даже без Коскарелли получилась очень интересная смесь стандартной кинговской истории (парализованный мальчик против зла) с триллером про маньяка-убийцу в маленьком городе… где в данном конкретном случае серийный убийца —гигантский монстр-медведь (да, это именно тот костюм, из-за которого ушел Коскарелли).
Ряд сцен из этого малобюджетного и незамысловатого на первый взгляд фильма запоминаются на всю жизнь: сцена массовой охоты на маньяка в лесу, где «охотников» одного за другим растерзывает чудовище, кошмарный сон священника, славного парня преподобного Лоу, в котором вся его паства превращается в монстров, выжигание глаза оборотню на мосту и финальная сцена почти невыносимого ожидания неизбежного нападения, в которой по законам драматургии обязан героически погибнуть полюбившийся герой, дядя мальчика-инвалида, блестяще сыгранный Гэри Бьюзи.
Нельзя не отметить и феноменально-мрачную и атмосферную операторскую работу Армандо Наннуцци, у которого, как вы узнаете из приведенного в нашем киномарафоне анти-топа, со Стивеном Кингом будут очень непростые отношения (сцена с выжиганием глаза тут — печально-пророческая).
9. Misery («Мизери»), 1990
Александр Башкиров
Адаптировать самое камерное произведение Кинга — одно удовольствие. Нужны только декорация типичного домика в американской глубинке и пара отличных актеров на роль попавшего в аварию автора дамских любовных романчиков и его самой большой фанатки.
Кинг сумел написать воплощение худшего ночного кошмара любого человека, когда-либо создававшего художественные произведения: что, если качество твоей работы начнет контролировать женщина с кувалдой?
По «Мизери» недаром поставили бродвейскую пьесу с Брюсом Уиллисом в роли Пола Шелдона и Лори Меткалф в роли Энни Уилкс. Но фильм Роба Райнера тоже очень удачный: хлесткий, минималистский сценарий Уильяма Голдмана (который потом напишет и пьесу), общая атмосфера заснеженности и безнадежности…
Хотя с тем, что происходит в самых ударных моментах оригинального романа (одного из лучших у Кинга), кино не сравнится, перед нами все равно прекрасная история про отчаянную борьбу за жизнь — любыми средствами.
10. The Running Man («Бегущий человек»), 1987
Александр Трофимов
Если сравнивать фильм с книгой, то с «Сиянием» Кинг еще легко отделался, тут от его истории остались рожки до ножки, по сути экранизация берет лишь идею жестокого телешоу, в ходе которого человека загоняют и убивают. Вот только в книге герой шел на шоу добровольно (правда, выбора особо не было — иным способом на лечение дочери он заработать не мог), а шоу было совсем другим.
В фильме Арнольд Шварценеггер бегает по специальному полигону, в книге же по условиям шоу Бен Ричардс должен был месяц (!!!) скрываться по всей стране от профессиональных убийц, идущих по его следу, то есть главным тут было все же выследить, а не победить в захватывающем бою.
Фильм запоминается яркой ролью Арни, а также колоритными злодеями: Саб-Зиро, Динамо, Шаровой Молнией («они все такие классные!»).
В 1987 году даже бертоновский «Бэтмен» еще не вышел, поэтому с цветастыми героями в нелепой одежде и с крутым оружием было туго. Фильм сохранил идею тоталитарного государства, лживого правительства и героя, который в процессе спасения своей шкуры успевает разоблачить заговор и дать толчок возможной революции.
Топ 3 худших
Плохих адаптаций произведений Стивена Кинга больше, чем роз в поле вокруг Темной башни. Дело не в том, что автора кто-то проклял («единственный удачный фильм по твоим книгам снимет Кубрик!» — шепчет старый цыган), просто у Кинга экранизируют все подряд только ради того, чтобы поставить в титры имя и фамилию, о которых любой зритель планеты Земля гарантированно слышал.
Но три самых худших фильма по Кингу было несложно отобрать даже среди этого изобилия. Они выделяются — то нелепой историей производства, то одной из худших концовок в истории мирового кино, то безумным накокаиненным взглядом режиссера и сценариста в очень своеобразном трейлере картины.
1. Maximum Overdrive («Максимальное ускорение»), 1986
Александр Башкиров
Худшую возможную адаптацию своего творчества Стивен Кинг написал сам на основе своего рассказа «Грузовики»…, а также он сам этот фильм поставил, каким-то образом убедив продюсера Дино Де Лаурентиса, что не имеющий никакого режиссерского опыта автор романов ужасов — идеальный кандидат на эту должность.
Если вам мало, что Кинг ругает «Сияние» Стэнли Кубрика, то вот вам наглядное доказательство того, насколько Стивен Кинг ничего не понимает в кино: ужасный сценарий, написанный за пару дней (я не преувеличиваю) и состоящий из одних клише, чудовищный подбор актеров (Эмилио Эстевес?!), кошмарная режиссура —причем не только потому, что «страшные» сцены в этом фильме нельзя смотреть без истерического смеха.
Стивен Кинг — это такой анти-Чехов, он сидит в кабинете за текстовым процессором, смотрит на пепельницу и думает: «А что, если бы эта пепельница напала на человека?» Поэтому в Maximum Overdrive против людей восстает всяческая техника: от банкоматов и газоносилок до легковушек и грузовиков. Почему часть техники восстала против людей, а часть — воздержалась, Кинг, как всегда, объяснить не потрудился, и в разгар восстания герои спокойно раскатывают на автомобиле. Сами сцены бунта машин — далеко не «Терминатор» (и даже не «Терминатор-3»). Выглядят они… ну, вот так.
Кинг в тот период сильно пил (и не менее сильно нюхал), появлялся на площадке в нетрезвом состоянии и настолько пренебрегал техникой безопасности, что один из лучших мировых кинооператоров, итальянец Армандо Наннуцци, снимавший Висконти, Кавани и Дзефирелли, пострадал при съемках одного из трюков.
Ужасный случай произошел при съемках сцены со взбесившейся газонокосилкой: радиоуправляемый агрегат вышел из-под контроля (да, все как в фильме) и на полной скорости врезался в деревянную подставку для камеры. Полетели щепки, одной из которых Наннуцци выбило глаз. Несчастные случаи на производстве фильмов случаются, и бывает, что людям приходится страдать за искусство. Но стать инвалидом зрения ради того, чтобы на экраны вышел Maximum Overdrive?!
Из позитивного: Кинг взял и попросил группу AC/DC написать к фильму эксклюзивный саундтрек… и они согласились! Еще позитив: Наннуцци отсудил у Кинга 18 $ млн.
2. The Mist («Мгла»), 2007
Александр Трофимов
Фрэнк Дарабонт поставил по Кингу целых три фильма: «Побег из Шоушенка», «Зеленую милю» и «Мглу» (она же «Туман», что является буквальным переводом, хоть и менее звучным). Первые два фильма я просто считаю переоцененными, за все эти годы уже успевшими набить оскомину. Когда нечто столь простое и слащавое вечно стоит в топах выше чего-то более сложного, но куда более многомерного и уникального, даже неплохие по сути фильмы начинаешь немного ненавидеть.
В случае «Мглы», впрочем, ненависть у меня никакими внешними факторами не умножена — она вызвана исключительно самим фильмом. Для ужастика он смехотворен из-за масштаба происходящего и примитивности задумки — туман, а там тупо монстры, ну, охренеть теперь. Для триллера про «чудовищ внутри нас» столь же смехотворно надуман.
Вместо того, чтобы дать убедительных персонажей, которые изо всех сил пытаются выжить в непростой ситуации, но все равно в отчаянии творят нечто ужасное, нам подсовывают кучу фанерных вырезок, которые вырождаются в полоумных бесов за пару часов. Они тупят, истерят и делают то, что нужно сценарию, абсолютно не заботясь о правдоподобии своих мотиваций.
Еще в самом начале, при запуске генератора, мы видим первый конфликт — работяга посылает главного героя к черту на ровном месте и заявляет, что сейчас даст тому в зубы — ни с чего. Наш Дэвид сказал лишь, что туман опасен и дверь поднимать нельзя, за это на него наезжают и смеются над его страхом. То есть люди, которые боятся выходить из магазина, потому что туман, внезапно решают, что туман — фигня и дверь можно открыть. Следующая дальше неуклюжая борьба с щупальцами завершает картину полного абсурда.
Словом, люди тут ведут себя как фанатики, идиоты и монстры потому что их так написали, а не потому, что в это реально верится и такие мы и есть. Когда в жизни мы встречаем подобных упоротых личностей или невероятно шокирующую ситуацию, заставляющую пошатнуться нашу веру в человечество (мать выбросила дочь с балкона и т. д.), мы добавляем зачастую: «нарочно не придумаешь». Подразумевается не столько то, что до этого никто бы не додумался как для сцены фильма, а то, что покажи кто такое в фильме — это выглядело бы надумано, никто бы попросту не поверил. Вот как здесь.
Концовка, конечно, способна завоевать первое место в антитопе концовок за всю историю кино, хотя сам Кинг от нее в восторге (что опять-таки многое говорит о вкусах этого автора).
Спойлеры: я не верю, что шестеро людей сдались так быстро. Их еще ничего не жрет, у них не откушены ноги, а из груди не растет сисястый инопланетный кактус. Они должны были попытаться. В отца, пристрелившего сына в таких обстоятельствах я не верю — ты сделаешь что угодно перед тем, как решишься прикончить собственного ребенка. Ты скорее убедишь себя, что за вами в среду прилетит волшебник в голубом вертолете и будешь свято верить в это, как в факт, но так просто взять и пиф-паф — это апофеоз драмы ради драмы.
Если вы хотите посмотреть на то, как человек совершает омерзительные поступки и проникнуться скорбью на тему нашей природы — посмотрите «Танцующую в темноте», только алкоголь и бритвы соседу на ночь отдайте. Хотите группового психоза и накручивания жестокости коллективом, размытие моральных рамок до полного нивелирования таковых — «Догвилль» или «Эксперимент». А это картонную пьесу ТЮЗа оставьте в прошлом.
3. Stephen Kingʼs The Lawnmower Man («Газонокосильщик»), 1992
Александр Башкиров
Тот случай, когда от рассказа Стивена Кинга про очень странного косильщика лужаек оставили только название. Вместо какого-то произведения Кинга в основе «Газонокосильщика» без труда опознаются классические рассказ и роман Дэниэла Киза «Цветы для Алджернона»: из умственно отсталого мужчины делают гения (в данном случае — при помощи технологий виртуальной рельности), что приводит к неприятным последствиям для всех, вовлеченных в эксперимент.
Идея киберпанк-апгрейда «Алджернона» даже забавная — жаль, что режиссер-сценарист Бретт Леонард и продюсер Джимел Эверетт (в оригинале продавшие этот сценарий под названием Cyber God) оказались настолько бесталанными. Кинг подал на компанию New Line в суд, требуя убрать свои имя и фамилию из полного варианта названия — Stephen Kingʼs The Lawnmower Man. Теперь фильм называется просто The Lawnmower Man. Вам от этого легче?