Кино не игры, Игры не кино
«Из всех искусств для нас важнейшим является кино», именно эту фразу Ленина любят повторять кинокритики, забывая при этом, что в полном варианте она звучит и воспринимается совсем иначе. Ведь согласитесь, что если после похода в кинотеатр вам скажут, что «Пока народ безграмотен, важнейшими из искусств для нас являются кино и цирк», вы точно обидитесь. И пусть свободная Википедия и утверждает, что это цитата ложная, мы с вами всё в праве взять её за отправную точку в нашей попытке представить видеоигры вершиной эволюции современной развлекательной индустрии.
В крупных проектах заимствование присутствует повсеместно.
Прежде чем начать в лоб сравнивать две индустрии, стоит вспомнить, что из себя вообще представляет современный кинематограф. На данный момент мы видим сборную солянку заимствований из так называемого культурного багажа человечества, на сбор которого у него ушла не одна сотня лет. Тут есть и первобытный страх, заставляющий нас переживать герою оказавшемуся на краю бездны, и более развитое заигрывание с нашим сознанием, за счёт создания ложных иллюзии в таких фильмах как, например «Начало» и «Остров проклятых». В крупных проектах заимствование присутствует повсеместно. Продюсеры не гнушаться приглашать к себе в проект хороших актёров, сценаристов, художников, музыкантов. И это правильно, ведь именно за счёт сплава в себе таких культурных элементов, как музыка, живопись, театр, поэзия и танец мы смогли получить не только десятки великих произведений кинематографа, но и лично присутствовали при зарождении нового класса творцов искусства – Кинорежиссеров.
Кинорежиссёр – одна из основных профессий в искусстве кино, руководящий участник процесса создания фильма, отвечающий за художественную и сценическую составляющие картины.
— Wikipedia
Теперь, когда мы вспомнили, что именно дала нам киноиндустрия, мы можем вернуться к «лже-высказыванию» Владимира Ильича и постараться оценить его, используя свой лично накопленный культурный багаж.
Первое что хочется отметить, это то чувство презрения, которое вызывается упрёками «безграмотного народа» по отношению к видеоиграм. Для них, наша индустрия, это «детский сад», который должен быть интересен лишь детям, да ущербным подросткам. А так как процент «безграмотного народа» велик, то даже тем из нас, кто может похвастаться успехом в жизни, выраженным наличием семьи, дома, собаки и большого дохода, приходится скрывать своё увлечение, дабы не сойти в глазах окружающих за «дурака». Если же работа в игровой индустрии является основной деятельностью, то ситуация становится совсем патовой. Вам просто не удобно признаваться окружающим, где вы работает и поэтому приходится выдумывать понятные всем ярлыки, вроде программиста или дизайнера.
Да, я согласен с Яром, что есть некое клеймо. Что когда ты начинаешь говорить про игры, то тебя держат за дебила, или за человека, который дебилов эксплуатирует.
— Сергей Климов
Ситуация усугубляется ещё и тем, что тот самый «безграмотный народ» совсем не считает зазорным сходить на премьеру «Мстителей». При этом их не смущает тот факт, что, не смотря на все «Вау» моменты, фильм не несёт особой смысловой нагрузки, а значит является неким Call of Duty от мира кинематографа. Но посмотрите на его сборы (там есть и мои 10 баксов). Они явно указывают на предпочтения «взрослых» людей, которые из-за свое «безграмотности» готовы приравнять друг к другу такие игры как The Walking Dead: The Game и The Walking Dead: Survival Instinct. И большинству из нас с этим остаётся только мириться.
Раз уж мы заговорили про большие числа, то не лишним будет напомнить про равнодушие общества к «рекордам» которые раз за разом ставит игровая индустрия. Самое смешное, что в глазах «безграмотного народа» $1 000 000 000 собранный Аватаром, является показателем «важности» проекта для нашей культуры, не смотря на то, что в плане повествования фильм находится на позиции отстающих. И это отставание составляет не один десяток лет. В то же время, подобный «успех» любой видеоигры для общества воспринимается, как показатель большого количества на планете тех самых «ущербных подростков»!
Как следствие - простой обыватель кривит носом, при виде списка победителей, ведь его любимые Мстители смогли взять лишь одну награду и ту за спецэффекты.
Но не всё так плохо у фабрики грёз. Ведь у них есть Оскар и ещё парочка мероприятий рангом пониже, которые правда не в состоянии тягаться с «Большим братом» и его влиянием на будущие продажи фильма. Именно там победителями становятся те фильмы, которые вы вряд ли увидите в своём кинотеатре. Как следствие - простой обыватель кривит носом при виде списка победителей, ведь его любимые Мстители смогли взять лишь одну награду и ту за спецэфеты (справедливо!).
Что же теперь остаётся играм? Пойти по пути кинематографа и превратиться в фастфуд на фоне единичных арт-хаусных проектов? Ведь у нас уже есть своя «крутая» премия - Video Game Awards. И даже есть свои Мстители – серия Call of Duty. Я думаю ответ - «Нет»! И для такого заявления у меня есть две причины.
Первая из них – это та самая возможность, которая отличает мир кинематографа от мира игр. Я говорю про «Выбор». Да, да. Тот самый выбор, которого лишён раб «наблюдающий» за своей жизнью со стороны. Именно таким «рабом» мы и являемся, когда сидим в зрительном зале и, жуя попкорн, наблюдаем двухчасовую выжимку многостраничного сценария. На нас выливают концентрат и мы сыты. Мы довольны. И это прискорбно.
Вторая же причина – это то самое заимствование, что некогда возвело Кино на пьедестал почета. А раз это сработало один раз, то должно сработать и ещё. Ведь уже сейчас в нашу индустрию приходят лучшие музыканты, актёры и сценаристы. Например, для игры Beyond: Two Souls пригласили оскароносного Уиллем Дефо и молодую и явно одарённую актрису Эллен Пейдж. И им это явно понравилось. Так же наша индустрия смогла создать своих игровых режиссеров, которых мы стали называть гейм-дизайнерами. Хидео Кодзима, Клифф Блежински, Дэвид Кейдж – все они внесли свой вклад в развития искусства, не меньше чем в своё время Стэнли Кубрик или Альфред Хичкок.
__
_
_
Возможно, нам так и не удастся прийти к единому ответу на вопрос, что ждёт игровую индустрию. Но мне кажется, что в итоге она поглотит в себя не только музыку, живопись и литературу, но и сам кинематограф. Ведь уже сейчас живые звёзды не гнушаться посредством Mo-cap’а переносит свой образ в мир видеоигр. И ведь это только начало. Кто знает, может быть в будущем, актёры будут «сниматься» только в видеоиграх и получать за это свои любимые Оскары.
— Андрей Лященко