Kingsman: Секретная служба
Мне вспомнился старый анекдот об алкаше, выходящем из бара с вопросом «Что за странный запах?», ответ, как вы помните, был: «Это свежий воздух, сэр». Ситуация с «Kingsman» отчасти о том же самом. Многие люди настолько забыли, что такое кино, от которого веет свежестью подхода, и в то же время – ностальгией по старому Бонду, что обошли «Секретную службу» стороной. Не переставая при этом жаловаться на сиквелы, приквелы, спин-оффы, римейки, экранизации комиксов и отсутствие у Голливуда оригинальных идей.
Честно говоря, я сам поначалу тоже с недоверием относился к этому фильму. Мне кажется, команда, нарезавшая трейлеры, не справилась на этот раз со своей задачей, не сумев дать четкое представление о ленте (такое, кстати, происходит нередко. Вспомните хотя бы прекрасную «Грань будущего» и ее трейлеры, продававшие абсолютно другой фильм).
Ролики «Секретной службы» сумели дать представление о сюжете, персонажах и даже успеть зацепить кадрами экшена, они давали понять, что Миллар и Вон задумали сделать, но при этом абсолютно не отвечали на вопрос, удалось ли им воплотить задуманное. А этот вопрос был самым главным, потому что дорожку эта парочка выбрала самую что ни на есть скользкую.
На тональной шкале этот фильм попадал куда-то в середину между чистой пародией вроде незабвенного «Остина Пауэрса» и серьезного современного Бонда. То есть, попадал куда целился – в тон Бонда старого, смешанного, но не взболтанного, с добавлением пары кубиков самоиронии.
Но по трейлерам не было ясно главное: есть ли в фильме что-либо помимо этих шуток и экшен сцен, есть ли связующая ткань, не превращается ли это все в «Очень шпионское кино», одноразовую шутку, которую абсолютно невозможно воспринимать хоть сколько-нибудь серьезно.
Откровение первое: с фильмом все в порядке
Он работает как история, его персонажи, даже самые карикатурные, сделаны живыми и интересными, а вся легенда вполне держится на ногах. Мир Kingsman цельный и самодостаточный, все то, что в трейлере выглядело скомкано, рискованно и странно, в контексте оказывается органичной частью истории.
Откровение второе: Газель
Телохранитель и любовница главного злодея с бритвенно-острыми протезами вместо ног еще в трейлере бросается в глаза, но в фильме в нее просто влюбляешься.
Мэттью Вон выжимает из идеи смертоносных протезов все, что возможно, за что ему отдельная благодарность, так как бездарно профыркать такой неологизм визуальной речи было бы жалко. Газель мастерски сносит своими лезвиями руки, ноги, головы, рубит вражеское оружие, а то и вовсе рассекает противников напополам – уже только ради того, чтобы посмотреть на это, стоит сходить в кино.
Сыграла грозную Газель тридцатидвухлетняя танцовщица из Алжира София Бутелла, которую вы могли видеть в клипах Мадонны и Майкла Джексона, рекламе Nike и в «Уличных танцах 2».
Специально для фильма девушку натаскивали тренеры по тхэквондо и муай тай, поэтому смотреть на нее в экшен-сценах можно бесконечно, хочется еще и еще.
Откровение третье: Колин Ферт
Пятидесятичетырехлетний драматический актер, обладатель Оскара за роль в «Король говорит!», звезда «Возмездия» и «Магии лунного света», никак не представлялся мне в роли супершпиона и мастера боевых искусств, но полгода тренировок и кропотливая работа над хореографией боев дали потрясающий результат.
У Ферта всего две драки, но это главные экшен-сцены фильма. Потасовка в баре дает представление о стиле экшена данной картины (он сильно отличается от всего, что мы видели до этого, напоминая разве что подход Эдгара Райта в комедии «Армагеддец»), а побоище в церкви сносит зрителю голову окончательно.
Почему-то видеть серьезного актера, столь убедительно изображающего безупречную машину для убийства, доставляет ни с чем несравнимое удовольствие.
Честно говоря, вся эта история с Эггси, парнем, который по идее и является главным героем картины, больше всего волновала меня перед просмотром. Мне куда интереснее было посмотреть на Колина Ферта в деле, чем на скучного туповатого юнца, охающего на очередной потрясный гаджет. Но, к счастью, фильм дает Ферту достаточно времени и внимания, не превращая его в персонажа второго плана, давая зрителю вдоволь насладиться его речью, манерами и боевыми навыками.
Откровение четвертое: 50 оттенков черного.
Сэмюэля Л. Джексона давно можно назвать главным черным актером планеты. Не лучшим, не самым талантливым, просто главным, дефолтным вариантом ответа на вопрос «А кто сыграет черного парня?».
В его фильмографии больше ста картин, но что еще важнее – множество запоминающихся ролей. Начиная с Джулса из «Криминального чтива» и заканчивая Ником Фьюри.
Он был с нами в «Славных парнях», «Парке Юрского периода» и «Крепком орешке 3», «Звездных войнах», «Неуязвимом» и в «Трех иксах», а еще в «Убить Билла», «Змеином полете», «Афро-самурае», «Телепорте», «Джанго», «Олдбое», и «Робокопе».
Но для «Kingsman» он умудрился вытащить из себя нечто новое, создать очередного яркого персонажа, который не похож на других его героев.
Шепелявость, которую он сам добавил своему Валентайну, когда-то чуть не испортила его актерскую карьеру, но он сумел преодолеть ее, а затем и включить в актерский арсенал. При просмотре роликов к фильму она вызывает опасения, мол, и злодей и весь фильм слишком сильно накреняются в сторону пародии, но это иллюзия.
Несмотря на шепелявость и комичную боязнь крови Валентайн получился ярким персонажем, вполне способным заставить относиться к себе серьезно, а все забавные мелочи прекрасно оттенили образ маньяка. Мне показалось, что смешные очки были подколом в сторону режиссера Спайка Ли, но Джексон и сам носил такие какое-то время.
Говоря о переплетении судеб, стоит отметить пару интересных фактов:
- Мэттью Вон продюсировал большинство фильмов Гая Ричи, включая «Большой куш» и «Карты, деньги, два ствола».
- Первый собственный фильм Вона, «Слоеный торт», сильно напоминал поздние фильмы того же Ричи.
- Считается, что главная роль в этом фильме позволила Дэниэлу Крэйгу заинтересовать директоров по кастингу, искавших актера на роль нового Бонда.
- Бонда, который так ушел от классического тона франшизы, что Вону пришлось снимать «Kingsman», чтобы заполнить освободившуюся нишу.
- Нишу, в которой они снова встретились с Гаем Ричи – ведь он тоже снимает шпионский триллер «Человек из U.N.C.L.E.» (тоже с названием вымышленной секретной организации в названии), выходящий в августе этого года. И в том же самоироничном тоне, с тем же пафосом и размахом старых Бондов. Старые приятели словно решили поспорить, кто кого переникогданеговориникогдашит.
- Мэттью Вон снял всего 5 фильмов, из которых два первых были экранизациями романов, три последних – адаптациями комиксов, два из которых, включая «Kingsman», написал Марк Миллар (впрочем, комиксы вселенной «Людей Икс» он тоже писал, того же «Старика Росомаху»).
- «Звездная пыль», второй фильм Вона, снят по роману Нила Геймана, который является не только знаменитым фантастом, но и уважаемым автором комиксов, того же «Песочного человека», например.
- Более того, комикс «Секретная служба» Миллар написал всего три года назад, и соавтором сюжета оказался Мэттью Вон. То есть эти двое после «Пипца» решили замутить что-то по-настоящему дикое, выпустили комикс, проверили, видимо, реакцию аудитории, а затем засели за полноценный сценарий.
- Кто еще помимо Миллара был задействован как в «Пипце» так и в «Kingsman»? Марк Стронг, который играл злодея у Гая Ричи в первом «Шерлоке Холмсе» и уже успел поработать с Колином Фертом в недавнем «Прежде, чем я усну».
- Имена героев «Звездной пыли» Вона, Тристан и Ивэйн, тоже взяты из эпоса о Короле Артуре и рыцарях Круглого стола, как и кодовые имена агентов Kingsman в фильме: Артур, Мерлин, Галахад, Ланселот.
- Хотите дикую привязку к «Оттенкам серого»? Окей. Аарон Тейлор-Джонсон, игравший Пипца и отказавшийся от главной роли в «Kingsman», женат на режиссере «Оттенков», которая старше его на 23 года. Еще? Он сыграет Ртуть в «Эре Альтрона», которого в «Днях минувшего будущего» играл его товарищ по «Пипцу» Эван Питерс. В тех самых «Днях», которые являются сиквелом «Первого Класса» Мэттью Вона. «Днях», которые он отказался снимать, чтобы иметь возможность заняться «Kingsman».
Комикс
Честно говоря, я никогда особенно не любил комиксы Миллара. Он умеет создать яркие образы и ситуации, но по большей части это мишура, никакой глубины в его вещах я не нашел, настоящая драма и какая-либо идея – это тоже не его конек. По мне, он слишком заигрывается.
Миллар любит поразвлечься, испытать границы жанра на прочность, а еще он любит жестить, причем не ради раскрытия некой глубокой мысли, а просто так. А давай покажем трупы всех героев вселенной Marvel и торжество их заклятых врагов, череп Капитана Америки, обезумевшего Халка и так далее.
То, что талантливый автор вроде Фрэнка Миллера, Алана Мура или Джефа Лоэба превратил бы в символ чего-то значимого или использовал бы в эмоциональной сцене, раскрывающей персонажей, у Миллара просто валяется по углам.
«Секретная служба» не стала исключением. Несмотря на внимание, уделенное маме главного героя и проблемам с его отчимом, по-настоящему персонажам не удается ни ожить, ни тронуть читателя.
Любопытно, что все самые удачные места фильма – креативный и захватывающий экшен, яркие персонажи Галахада, Валентайна и Газели, сцены у портного – были придуманы на этапе создания фильма, в комиксе их либо не было совсем, либо они были далеко не такими интересными.
Газель по комиксу – это чернокожий мужик. Он далеко не так ловко умеет управляться со своими протезами, а заточить их на тот момент Миллар с Воном вообще еще не додумались. Если в фильме это самый яркий персонаж, то в комиксе это просто незапоминающийся мужик на протезах.
В одной из первых сцен наемники Валентайна похищают некого профессора, которого играет Марк Хэмилл (Люк Скайуокер, голос Джокера в Аркхэмовской серии игр и в мультфильмах). Шутка в том, что по комиксу в этой сцене наемники похищали самого Марка Хэмилла, босс требовал от них забирать всех ключевых актеров из старых «Звездных войн» «Стар Трека», «Доктора Кто», «Звездного Крейсера „Галактика“» и так далее.
Комикс вообще был доверху набит отсылками к Голливуду: преступники сочувственно уверяли Хэммила, что приквелы к «Звездным войнам» стали проклятием их поколения, секретные агенты хвалили Абрамсовский ремейк «Стартрека», а главный злодей расписывал свою любовь к Ридли Скотту, отчего временами комикс больше напоминал бормотание кинокритика, перебравшего в пабе, чем шпионский боевик.
Слово «Kingsman» в комиксе не появляется вообще, никакой связи с портными там нет, и работают они еще не независимо, как в фильме, а вполне себе на Королеву.
Главный герой – не сын погибшего коллеги, а племянник Галахада. Самого Галахада там зовут Джек Лондон, так как аллюзий на Круглый стол в комиксе еще нет.
Но верно и обратное – самые удачные вещи из комикса не попали в фильм. Вернее, потерялись или ослабли при экранизации. Вся драма главного героя с отчимом и мамой в комиксе разбирается чуть более подробно, поэтому хоть как-то работает как отдельная сюжетная линия.
Схема «fish out of water» работает в этой истории не только на уровне «простой пацан становится супершпионом, попадает в мир, о существовании которого большинство даже не подозревает», но и в плане противопоставления простоватого парня с улицы и джентльменов с безупречным стилем, образованием и происхождением.
В комиксе делается упор на то, как героя дразнят за его манеры, акцент и одежду, в фильме же этому уделяется так мало внимания, что конфликт разваливается.
Также в комиксе не уделяется столько внимания другим ученикам шпионской школы, а персонажа Рокси там нет вообще. Честно говоря, в фильме она тоже абсолютно лишняя. Рокси все время рядом, но ее можно было абсолютно безболезненно выкинуть из истории – ничего бы не изменилось, что и доказывает оригинальный комикс.
Само по себе противопоставление чопорных джентльменов в костюмах и простонародья в фильме перешло больше в визуальный план – Валентайн со своими бейсболками и фастфудом контрастирует с одетым с иголочки Галахадом. Фильм проговаривает лишь одно: неважно, где ты вырос, ты можешь стать джентльменом, если захочешь.
Комикс же был более прямолинеен в своем месседже, поучая паренька: «Не впадай в антиинтеллектуализм, эти люди хотят видеть наш класс в золотых цепях и тупых бейсболках, чтобы ржать над нами в реалити-шоу». Мол, давай, рабочий класс, не тупи, ты можешь быть лучше.
Как бы то ни было, идея и символический пласт у этой истории все же есть. Стильный британец в костюме спасет мир от американца и его безумных технологий, превращающих людей в животных, – война классики и культурного наследия против зарвавшегося модерна.
Впрочем, этим никто не просит заморачивать голову. Прежде всего, это зрелищный и динамичный шпионский боевик, сумевший высмеять все штампы жанра, не скатившись до пародии. Сходите в кино, пока не вышло как с «Гранью будущего».