Кем быть проще: стримером или киберспортсменом?
Киберспорт и трансляции неразрывно связаны. Развитие стриминговых сервисов подстегнуло рост виртуальных соревнований и позволило им выйти из андеграундных подвалов на сцены театров и стадионов. Но стримы существуют и без киберспорта — достаточно харизматичного ведущего. А вот спорт без комментаторства в широком смысле представить сложно. Как и без самих спортсменов. Не так все просто.
Навыки
Хороший киберспортсмен обладает очень высоким механическим навыком игры. Добывается он сотнями и тысячами часов тренировок. Киберспортсмен должен быть сконцентрирован и внимателен, обладать соревновательным характером и упорством — то есть иметь стандартный портрет чемпиона. Других принципиально важных умений и качеств, вроде модельной внешности, подкаченного тела и блестящих коммуникативных навыков киберспортсмену не требуется — главное, уметь работать в команде.
А вот ведущие стримов могут плохо играть. Но они обязаны быть харизматичными. Часто зрители приходят посмотреть не на игровой процесс, а на самого стримера, на его реакции и комментарии. Стримы с веб-камерой смотрят больше зрителей. Ведущим нужно развивать речь, уметь интересно рассказывать, подбавлять жару в скучных игровых эпизодах и опрятно выглядеть.
Стример неограничен темами и играми, а киберспортсмен ориентирован на одну дисциплину.
График работы
Жизнь киберспортсмена очень напряженная: постоянные тренировки, квалификации, соревнования и спонсорские активности. Времени на отдых посреди сезона обычно нет. Даже в дисциплинах с жесткой структурой сезона, вроде League of Legends, выкроить свободную недельку очень сложно.
Еще одна проблема успешного игрока — постоянные путешествия. Лучшая команда мира по CS:GO Astralis за этот год посетила 15 соревнований. Каждый LAN-финал «съедает» не меньше недели, а значит датчане провели больше трех месяцев в путешествиях.
Хорошему стримеру тоже приходится путешествовать. Зачастую это посещение выставок, фестивалей или промо-акции, на которых есть время поработать и отдохнуть. Вне поездок график стримера проще графика киберспортсмена — он в любой момент может взять отпуск и на недельку уехать отдыхать, не беспокоясь, что подведет команду и пропустит чемпионат мира. У стримера есть обязательства перед партнерами и рекламные кампании, но отказавшись от них — он потеряет деньги, а не поставит точку в карьере.
Ведущим трансляций нужно намного больше и чаще общаться с фанатами, постоянно искать новый интересный контент, да и сами стримы отнимают много времени. В итоге нагрузка в обычный день для стримера и киберспортсмена примерно одинаковая.
Вознаграждение
Начиная с 2012 года, на 4 400 турнирах по CS:GO было разыграно больше $86 млн. Огромная сумма, но и она меркнет на фоне доходов стримеров. Только в 2017 году сервис донатов StreamLabs обработал переводы для стримеров больше чем на $100 млн.
Это не единственный источник дохода для стримеров. Стоимость подписки на Twitch — $5. Половина этой суммы достается стримеру. Еще один источник дохода — партнерские активности. EA заплатила Ричарду «Ninja» Блевинсу $1 млн за трансляции APEX Legens. А вот в CS:GO турниры с таким призовым фондом можно пересчитать по пальцам.
Еще один популярный стример Майк «Shroud» Гржесик зарабатывает в год $3-4 млн. Даже не очень популярные стримеры зарабатывают достаточно для достойного уровня жизни.
Киберспорсмены тоже могут стримить, но времени на это предсказуемо не хватает — в приоритете тренировки и соревнования. Их основной источник заработка — зарплаты и выступление на турнирах. Трижды чемпион мира по League of Legends и лучший мидер в истории этой МОВА Ли Сан Хё «Faker» за год получает около $4 млн, из которых $2,5 млн — это зарплата и $1,2 млн — доход от выступлений на соревнованиях.
В западном киберспорте доходы ниже. Коллеги Ли Сан Хё, выступающие в американской лиге, получают около $300 тыс. в год. Примерно такие же суммы зарабатывают игроки лучших команд в других дисциплинах.
Бонусы и ограничения
Ограничения в обоих случаях примерно одинаковые. Киберспортсменам и стримерам опасно делать резкие высказывания или грубо себя вести. Зачастую такое поведение приводит к скандалам и ударам по репутации. Карло «Kuku» Палад неудачно пошутил в чате во время игры в Dota 2 и навлек на себя ненависть китайской аудитории. В итоге его коллектив не тренировался с командами из Поднебесной. Те просто отказывались от совместных игр. Не помогли ни извинения провинившегося, ни влияние Valve.
Есть запреты и в рабочем процессе. Ведущим трансляции нельзя стримить на нескольких платформах без последствий. Тот же Twitch просто отключит от партнерской программы, лишив части заработка. Игроки, в зависимости от дисциплины, не выступают в другом регионе или команде.
А вот в бонусах киберспортсмены выигрывают. В Overwatch League разработчик Activision Blizzard обязывает команды платить минимальную зарплату игрокам и оформлять для них медицинскую страховку. Минимальные зарплаты получают игроки в LoL. Им помогают с оформлением виз для поездок, а менеджмент в целом облегчает жизнь.
Еще один неявный бонус — внимание со стороны крупных компаний. Что киберспортсменам, что стримерам разрабатывают специальное «железо» и софт для работы. У ведущих уже есть целые комплексы программ для общения с аудиторией, а киберспортсменам и игрокам доступны специальные линейки устройств. У LG запущена целая линейка мониторов, разработанных специально для виртуальных атлетов.
Популярность и влияние
В этой категории киберспортсмены заведомо в проигрышном положении, ведь им нужно делиться славой с командами, в которых они играют. У Faker в Twitter 232 тысячи подписчиков, у капитана лучшей на сегодня команды по CS:GO Лука «glav1e» Россандера 139 тысяч. У лучшего игрока в этой же дисциплине Александра «s1mple» Костылева набралось 343 тысячи читателей.
У стримеров цифры значительно больше. Twitter Майка «Shroud» Гржесика читает почти полтора миллиона человек. У Ninja больше пяти миллиона подписчиков. Неизвестный на западе Андрей «Dread» Голубев только немного не дотягивает до звезды glav1e — у него 108 тысяч читателей.
Популярность стримеров очень высока, часто они перетягивают внимание во время турниров на себя. Гай «Dr DisRespect» Бэйм в среднем привлекает 20 тысяч зрителей. Это уровень DreamHack Atlanta 2019 по CS:GO или GG.Bet Hamburg Invitational по Dota 2.
Крупные турниры собирают больше зрителей, но и условия там совсем другие. Десяток участников, сотня тысяч долларов призового фонда, аренда площадки — в отличие от турниров, стримеры не сталкиваются с такими условиями, когда собирают аудиторию.
Однозначно можно сказать, что стримеры популярнее киберспортсменов.
И стримеры, и киберспортсмены — это часть многомиллионной индустрии развлечений. Самые успешные представители обеих категорий зарабатывают сотни тысяч долларов ежемесячно. При прямом сравнении киберспортсмены проигрывают почти по всем параметрам. У них выше нагрузка, напряженнее график и при этом ниже популярность. В такой ситуации очевидно, что стримеру живется лучше. Но и у того есть свои сложности: постоянная конкуренция не по навыкам, а по изобретательности и харизме, извечный поиск оригинального контента и необходимость регулярно выходить в эфир.