27 декабря 2013
Обновлено 09.05.2015

Картотека. Выпуск 20. "Игра Эндера"

Понятно, что смотреть на это всё можно как в положительном ключе, так в отрицательном. С одной стороны, киноделы могут лепить любую дурно пахнущую субстанцию под беспроигрышным брендом печатного шедевра. С другой - каждая экранизация, как правило, может похвастаться очень богатой и проработанной сценарной основой, благодаря чему, при наличии талантливого режиссера, могут получаться воистину гениальные фильмы.
Понятно, что смотреть на это всё можно как в положительном ключе, так в отрицательном. С одной стороны, киноделы могут лепить любую дурно пахнущую субстанцию под беспроигрышным брендом печатного шедевра. С другой - каждая экранизация, как правило, может похвастаться очень богатой и проработанной сценарной основой, благодаря чему, при наличии талантливого режиссера, могут получаться воистину гениальные фильмы.

Экранизация книг — тема спорная. Всем прекрасно известно, что обычно данная затея заканчивается провалом, в творческом плане. Однако в материальном, несмотря на полную уверенность в разочаровании после просмотра, люди охотно тратят деньги, чтобы посмотреть на ожившие в кадре образы из любимых книг.

Но есть ещё один нюанс в экранизациях, который лично меня, безусловно, радует — это переиздание так или иначе выдающихся книг, которые по каким-то причинам ещё не пылятся у меня на полке. «Игра Эндера» - для меня тот самый случай.

Но сначала немного об авторе.

Об авторе

Орсон Скотт Кард — американский писатель, рожденный в Вашингтоне где-то в 1951-ом году. До писательской карьеры успел поработать миссионером мормонский церкви (!) в Бразилии (!), при том бесплатно (!!!).

Знаменит тем, что умудрился самым наглым образом два года подряд увозить домой статуэтки «Хьюго» и «Небьюла» (итого 4 штуки). В первый, 1985-ый год - за «Игру Эндера», во второй, 1986-ой - за продолжение, «Голос тех, кого нет» . При этом почти везде в Интернете сообщается, что второй роман получился сильнее первого, что крайняя редкость.

В общем-то данные две книги и являются тем, за что автора по всему миру любят. Все остальные заслуги имеют либо местное значение “Сказание о мастере Элвине”, либо имеет малую форму. Также автор продолжает развивать не очень востребованными художествами на тему уже отшумевшего Эндера (в общей сложности количество романов по вселенной Эндера перевалило за десяток).

При всем моем желании приобщиться к шедевру американской литературы за последние два года найти книгу в магазинах не предоставлялось возможным. Но тут подоспела экранизация «Игры Эндера», и как по расписанию: за неделю до отечественного релиза фильма на полках книжных магазинов расположился заветный печатный образец. Я, конечно же, свежую книгу сразу схватил и, шарахаясь от прохожих (а то ещё и выхватят!), уволок в свою берлогу.

О книге

Название: Игра Эндера

**Автор:**Орсон Скотт Кард

Жанр: научная фантастика, космоопера

Издатель: Азбука

Серия: Пятая волна

Переплет: твердый

Примерная цена: от 279 р.

Аннотация от издателя:

Земная цивилизация под угрозой. Уже семь десятилетий человечество ведет безвыигрышную войну с чуждой инопланетной расой, и шансы на победу всё тают. Неужели нет никакой надежды, и человечеству придется погибнуть? И такая надежда появляется. На Земле рождается гений, ребенок, которому суждено стать спасителем человечества. Имя его - Эндрю Виггин, или Эндер, что значит победитель. “Игра Эндера” - абсолютный шедевр современной фантастики и редкий случай в истории жанра, когда роман завоевывает в один год две высшие фантастические награды - премии “Хьюго” и “Небьюла”. То есть получает одновременно и читательское, и писательское признание. Одно из самых блестящих, самых запоминающихся произведений последних десятилетий. Interzone Роман чрезвычайно жизненный. Его автор идет на риск - и выигрывает, поднимаясь едва ли не над всеми вершинами фантастического жанра. №Игра Эндера" - это современная классика. New York Times

Издание почти идеальное.

Отличные плотные страницы с хорошо пропечатанными буквами. Твердая обложка с приятной иллюстрацией + бумажная обложка, полностью дублирующая твердую. В связи с этим возить книжку можно менее осторожно, что практично.

Из минусов: фотографии актеров из экранизации внизу обложки и реклама фильма на задней стороне: «В КИНО С 31 ОКТЯБРЯ!». Я теперь всегда буду это помнить…

Роман повествует о будущем Земли, где из-за угрозы перенаселения запрещено иметь 3-его ребенка (за редким исключением). Также уже состоялся контакт с инопланетянами — жукерами. Ну, как «контакт»… Китай выжгли, народу много полегло, флот почти весь потерян - в общем, еле отбились.

В связи с возможностью продолжения «контакта» правительство государств Земли объединили военные усилия. Помимо технического оснащения космических кораблей военные спецы подыскивают гибкие умы на роль беспощадных руководителей космических флотилий. Для этого некоторым одаренным детишкам лет эдак в 4-6 встраивают «монитор», через который специально обученные офицеры смотрят глазами ребенка и анализируют возможность применения его в военном деле. Если подходит, то его отправляют в военную школу, располагающуюся на земной орбите. Один из таких детей с «мониторами» — 6-ти летний главный герой Эндрю, третий ребенок в семье.

Мнение и впечатления

Давайте представим такую абстракцию. Вы мышь. Под ногами гигантский обеденный стол. Перед вами на краю стола два кубка, чем-то наполненных. Из-за кубков на вас взирает огромная человеческая голова, обладатель которой способен вас прихлопнуть ладонью, оставиви мокрую липкую мышиную жижу. И Голова дает условие: выбрать кубок, где нет яда. Что вы сделаете?

Правильный ответ тут, по сути, один: отважно прыгнуть на мерзкую морду и вгрызаться в глазное яблоко до мясистого мозга, пока исполинский гад скоропостижно не скончается. Да, мерзко, да, рискованно, но это единственный выход, потому что играть по чужим правилам - это заведомо проиграть. Если играть, то только в игру, правила которой устанавливаешь ты.

И единственное правило в этой игре таково: делай с врагом всё, что сможешь, иначе он сделает это с тобой. Отныне я — твой враг. И твой учитель.
— Учитель Эндера

В этом крохотном пересказе отрывка книги кроется вся её суть и все её сильные стороны. Кард поднял вопрос воспитания идеального оружия, эффективного и безотказного. Создал все условия и рассмотрел тему со всех сторон и ещё показал мысли и мотивации этого «идеального оружия».

Почему конкурента нужно уничтожить?

Потому что ты можешь.

Какие способы уместны для этого?

Любые.

Что тебя остановит?

Ничего.

От кого ждать помощи?

Ни от кого.

Дипломатию оставьте идеалистам и слабакам. Есть только право сильного.

Ибо более слабый - всегда добыча.

Только власть причинять боль имеет значение. Только власть убийцы. Ибо тот, кто не может убивать, становится добычей тех, кто может. И никто тебя не спасет.
— Эндер Виггин

И всё это созревает в голове главного героя книги спелыми плодами крайней необходимости. Незавидная судьба для мальчика по имени Эндрю Виггин, которому нет и 10-ти лет. Он, к слову, зовет себя Эндером.

Это одаренный ребенок, не склонный к насилию, который осознает каждый свой шаг и его последствия. Но хочет он того или нет, его скоро научат принимать любой бой и выходить победителем, всегда. Начавшееся детство делает ручкой, у Эндера Виггина его больше не предвидется.

Вообще я был приятно удивлен, когда начало в стиле «Поттерианы» про особенного мальчика, учащегося в спецшколе, превратилось в весьма недетскую, жестокую, хоть и немного подростковую, книгу. Пока Поттер шляется по детской песочнице (простите, Хогвартсу), расследуя чей-то «коварный злодейский» замысел, Виггин выживает. Он занимается собой и делает все, чтобы быть недосягаемым и непобедимым — во всем, иначе участь его незавидна.

Я та самая кровожадная сволочь, о которой вы мечтали, зачиная меня. И пусть я от всего сердца ненавижу в себе то, что так нужно вам. Все это не имеет значения, ведь я ваше оружие.
— Эндер Виггин

Вокруг такие же дети, одаренные и способные, с поломанными мозгами в силу специфики их подготовки и школьного устройства. А учителя-организаторы их намеренно сталкивают лбами в играх армий, которые есть главная забава, мотивация и способ применения тактико-стратегических способностей обучающихся. Кто-то станет Эндеру учителем, кто-то - верным товарищем в бою, кто-то - учеником, кто-то - заклятым врагом. Кто-то будет его ненавидеть, кто-то - уважать. Кого-то ему придется убедить, кого-то - сломать и смять.

Брошенные детишки вдали от дома и родных свалены в глубокий кипящий котёл, который постоянно подогревается. А учителя стоят сверху, планомерно лупят палками по особо активным головам и высматривают, кто же все-таки несмотря ни на что выплывет. Выплывут уже не дети, но дети на войне и не нужны…

Мы все ненормальны. Я рылся в библиотеке, вывернул наизнанку свой комп, читал старые книги, ты ведь знаешь, новых нам не дают, - так или иначе, я составил примерное представление о том, что такое дети. Так вот, мы не дети… Дети не состоят в армиях, они не бывают командирами, им не приходится управлять сорока другими ребятами — этот груз слишком тяжел, чтобы нести его и не спятить.
— Динк Микер, командир взвода армии «Крыс»

Помимо воспитания «оружия» автор прошелся по геополитическим играм и также по масштабным космическим сражениям. Выполнено это в одинаковой степени схематично и наивно. Причем первое отчасти оправдывает второе, дескать, сами додумайте, как там по законам физики/истории это будет в будущем.

Тем не менее некоторые футурологические тенденции, описанные автором, уже наблюдаются и сегодня: планшеты и ноут/ультра/мак/нетбуки, влияние на общественное мнение активных деятелей Сети, засилье соревновательных компьютерных игр. И это притом, что роман был написан в 1985-ом году (оригинальный рассказ, к слову, был написан и того раньше — в 1977-ом). Тут только остаётся оттопырить нижнюю челюсть и уважительно покивать.

Роман сам по себе небольшой и читается легко, т. к. автор почти избегает описаний. Только действие, только диалоги, только самая суть — ничего лишнего.

Как итог

Несмотря на определенную наивность в вопросах политики и фантастической техники, автор сформулировал концепцию создания из человека «идеального оружия» - победителя любого соперника. Он описал все стороны данной участи и предлагает разные углы для её рассмотрения. Здесь есть место философии воина. И, несмотря на всё написанное мной выше, в качестве затравки для продолжения имеется тема гуманизма. Ради всего этого сочетания книга достойна прочтения. И, скорее всего, не разочарует.

Инакомыслие

Пожалуй, хватит утомлять вас потоком моего «безусловно авторитетного» мнения. Время дать слово иным гражданам.

Слово матерому «пантеоновцу» и любителю заумных бесед и рассуждений — некоему Владимиру под ником the_hyp0crite.

«Игра Эндера» хороша не только тем, что это выдающийся научно-фантастический роман воспитания о мальчике, с трудом продирающемся через все трудности взросления к превращению в зрелую личность. Личность, которой удалось в таких жестких и таких похожих на настоящую жизнь условиях сохранить человечность, доброту и любовь к миру, который, использовав его в своих целях, будет его ненавидеть. Это еще и один из лучших научно-фантастических текстов, позволяющих читателю на своей шкуре, на своем вестибулярном аппарате опробовать вкус невесомости, понять ее законы и поймать ее невидимую волну. И за вычетом всей иносказательности образа жукеров, великанов, кошмаров, отражений и метаморфоз, за вычетом всех 12-ти подвигов Эндера, за вычетом прекрасного авторского стиля, это все еще интересный сюжет, отличные персонажи и увлекательное чтение.
— the_hyp0crite.

Вторым экспертом сегодня выступит старина Риф. Ну, вы его знаете, красно-синий такой, подписывается как riffrider… :

“Игра Эндера” - одно из лучших фантастических произведений 20-го века. Роман наполнен глубоким психологизмом и философией, но, наряду с “Пламенем над бездной” Винджа, не перегружен смысловыми конструкциями и занудными размышлениями, чем грешит, например. весь Фрэнк Герберт, а читается и воспринимается легко. Это книга для всех возрастов, обязательная к ознакомлению любому поклоннику популярной литературы. Решив почитать что-нибудь на ночь, я открыл “Игру Эндера”, а очнулся только утром, перевернув последнюю страницу, настолько приключения Эндера Виггина (и его родных) оказались затягивающими. Для меня это роман на все времена.
— riffrider

Спасибо господам экспертам за плюрализм.

Несколько слов об экранизации

Фильм был просмотрен мной в кинотеатре сразу после прочтения романа.

С ходу хотелось бы отметить отличную работу художников и дизайнеров. Боевая комната, костюмы, казармы — всё показано здорово, выдержанно и стильно. Чего стоит сцена, когда Эндер первый раз оказывается в боевой комнате и отталкивается от края, паря в невесомости… ох, загляденье, аж дух захватывает.

Также был приятно удивлен сохранению в фильме ключевых фраз и событий - видно, что Кард над сценарием работал лично.

Однако, как это часто бывает, проблема экранизации - в нехватке хронометража (ну, или в отсутствии умения обходить данную проблему). Потому многие ключевые события не имеют под собой основания. В книге, понятно, они есть, но зрителю во время просмотра неведомы. Потому получается, что и Эндер просто так крутой и непобедимый и ведет себя местами нелогично, и концовка фильма наглухо слита и притянута за уши. Временные рамки с 3-х лет в книге сжали до 3-х месяцев, отчего обучение Эндера (самая интересная часть книги) выглядит в целом неубедительно.

Героев безбожно перемешали, опять же, в силу хронометража. Оставили самых запоминающихся и свалили в одну кучу. Актеров подобрали плохо. Одни (как Харрисон Форд) без энтузиазма отбивают гонорар, другие промазали с типажами. Так, 6-ти летний Эндер в фильме оказался на голову выше 10-ти летнего Гонзо! Что чрезвычайно искажает одну из ключевых сцен романа/фильма.

Политическую тему книги в фильме опустили, что к лучшему. А вот космические баталии оставили. Причем если в книге туманное описание оных не вызывало особых притязаний (Кард беден на технические детали), то в фильме этот откровенный технический бред виден и мозолит глаза. Защита огромного корабля-матки толпой мелких истребителей под предлогом «их обломки выступят щитом» вызывает жгучее желание порекомендовать создателям фильма посмотреть х/ф «Гравитация».

В общем: визуально - хорошо, по содержанию — провал. Просмотр без предварительного чтения, вероятно, будет вызывать недоумение, но после чтения все огрехи станут как на ладони. Ни в голове, ни в ж… кхм.

Ситуация с экранизацией типовая, как говорится: «На западном фронте без перемен».

В заключение

Призываю всех к чтению романа и к бурному обсуждению в комментах (чтобы прям с метанием фекалий, выпученными глазами и с пеной у рта, “как в лучших домах ЛондОна и Парижа”!).

Спасибо за внимание. Читайте книги.

Картотека. Выпуск 20. Игра Эндера - фото 1

Автор текста: Алексей Proc Зуев

Редактор: Люба Leeloo2525 Антонова

Комментарии 44
Чтобы оставить комментарий,Войдите или Зарегистрируйтесь
Kavainaya Nyaka
Kavainaya Nyaka
гм...где то я это уже видел)) впрочем, выпуск в любом случае отличный, как и всегда)
MaRduKA
MaRduKA
шо то что это,....вертел....