22 июля 2013
Обновлено 09.05.2015

Картотека. Выпуск 11. "Парк юрского периода"

Если бы мне кто-то, примерно год назад, сказал, что я буду читать книгу, имеющую название «Парк юрского периода», то я вероятней всего поднял бы правую бровь, мерзко сморщил лицо и с воплем убежал… ну или просто ехидно ухмыльнулся. Поясню.
Если бы мне кто-то, примерно год назад, сказал, что я буду читать книгу, имеющую название «Парк юрского периода», то я вероятней всего поднял бы правую бровь, мерзко сморщил лицо и с воплем убежал… ну или просто ехидно ухмыльнулся. Поясню.

С данным сочетанием слов я был знаком по фильму «никому неизвестного» режиссера Стивена Спилберга. В фильме злобные рептилии (aka динозавры) задорно гонялись за представителями расы «разумных обезьян», отрывали конечности, кушали автомобили, плевались какой-то мерзостью и вытворяли другие непотребства. В общем, первый просмотр в 8-ми летнем возрасте был незабываем. Также была возможность поиграть в одноименные игры на NES, SEGA и SNES.

Естественно при таком знании «предмета» я не мог и предположить, что в оригинале существует не фильм, а книга. А в книге помимо развлекательных моментов (см. отрывание конечностей) присутствуют любопытные мысли и философские рассуждения о науке, прогрессе и человечестве.

Но вышло так, что на просторах интернета наткнулся на американского писателя под именем Майкл Крайтон.

Данный писатель, особо яро промышлял созданием романов в жанре «техно-триллер». Его романы нередко экранизировали. Например: «Сфера», «Смерч», «13-й воин» и, само собой, «Парк юрского периода». Также выяснилось, что некоторые его романы весьма любимы читателями, в том числе «Парк юрского периода».

Отзывы, скажем прямо, удивили. На пять положительных которых в лучшем случае один - средний, из разряда «почти хорошая книга» или «ну хотя бы узнал про динозавров». Остальные читатели романом более чем довольны. К примеру, на авторитетном сайте fantlab.ru средний бал составляет 8.38 из 10. Добавлю, что при среднем бале более 8.00 оцененное произведение с вероятность 80-90% доставит удовольствие (по крайне мере в моем случае).

Техно-триллеров я до того не читал, потому со жгучим интересом обзавелся данным романом в исполнении Санкт-Петербургского издательства «Амфора», серия «#1 МИРОВОЙ БЕСТСЕЛЛЕР».

Сюжет таков. На побережье Коста-Рики происходят странности: то привезут на вертолете зверски разорванного рабочего «попавшего под экскаватор», то разные люди часто заявляют, что маленьких детей покусали «неизвестные ящерицы». А тем временем научные достижения в генетике шагают по миру: кто-то делает лекарства, кто-то миниатюрных слоников кушающих мясо, а некто по фамилии Хаммонд задумал сделать величайший парк развлечений, наполненный доисторическими ящерами.

Для того была привлечена куча инвесторов, создана компания «ИнГен», арендован остров неподалёку от Коста-Рики, наняты ученые, инженеры, рабочие, скуплен добытый из недр янтарь в больших количествах. Пристальные инвесторы и специальные службы всячески пытаются подловить энтузиаста во всяком, но пока без особых успехов.

И тут повествование переноситься к палеонтологу Алану Гранту. Ему поступает предложение от Хаммонда - посетить то самый остров, дабы поглядеть на успехи и высказать возникшие по ходу мысли. До того Грант выступал консультантом для «ИнГен» за щедрые дивиденды, потому не отказывается, хватает с собой коллегу Элли Саттлер (специалист по доисторическим растениям) и летит на остров. Помимо прочих, посмотреть на парк по приглашению Хаммонда, собирается компания из юриста Дональда Геннаро (представитель инвесторов), математика Яна Малькома и программиста Дениса Недри. Чуть позже ещё подтягиваются внуки Хаммонда – паренек Тим и капризная Лекс.

Далее такую завязку развивают: происки конкурентов, непредвиденные ситуации, узость мышления проектировщиков, человеческая беспечность и динозавры.

Описательные способности автора хороши, читается книжка легко, картинка в голове яркая. Самые «развлекательные» моменты заставляют напрячься куда больше чем фильм.

_ «И тут он вдруг ощутил новую острую боль – как будто в живот ему вогнали нож. Он замер, прижал руки к животу… И нащупал края разодранной рубашки, а потом – какую-то плотную, скользкую массу, на удивление теплую… И с ужасом понял, что держит в руках собственные внутренности. Динозавр вспорол ему живот, и внутренности вывалились наружу…_

Он упал на землю – нет, не на землю, а на что-то холодное, твердое и гладкое. Это была нога динозавра. И сразу же почувствовал, как по истерзанному телу разлилась новая волна боли – на этот раз боль гнездилась по обеим сторонам головы. Боль становилась все сильнее, он почувствовал, как его тело поднимается в воздух, - и он понял, что динозавр держит его голову в пасти… Ужас от этого понимания слился с последним желанием - только бы все это закончилось поскорее…»

Особо зверские и напряженные моменты (распоясавшейся тираннозавр и побег велоцирапторов из вольера) заставляют напряженно вгрызаться в книжку.

Герои неплохо мотивированы, большую часть книги ведут себя вполне адекватно. Есть конечно такие клишированные голливудские пассажи вроде: надоедливый ребенок, который по своей тупости всем усложняет жизнь или же по такой же тупости решает какую-то проблему; молодая симпатичная девушка ученый в коротких шортах; и прочее. Но их немного и потому сильно не раздражают.

Однако роман не был бы столь интересным, если бы не интересные мысли, местами даже философские, по поводу науки и человечества. Эти мысли автор вещает, в основном, из уст математика Яна Малькома. Он является сторонником теории Хаоса, и утверждает что любая модель, в основе которой заложена непредсказуемая основа, обречена, она рассыпется под всей своей тяжестью.

«- Предположим, я капнул воду на тыльную сторону ладони. И капля вот-вот стечет с моей руки. Она может покатиться к запястью, а может – к большому пальцу. Может и вообще стечь в щель между пальцами. Я не знаю наверняка, куда, в какую именно сторону, покатится эта капля. Единственное что я точно знаю, - она будет двигаться вдоль поверхности руки. Ей просто некуда больше деться.»

Печально то, что почти все начинания человека имеют в основе не предсказуемый характер. И если сверху нагромоздить коммерческую структуру, научные открытия, жгучие желание иметь на этом прибыль, пытаться унифицировать и сэкономить, уменьшить кол-во работающего персонала, то потом не стоит удивляться тому, что только что твоего главного инженера сожрал велоцираптор.

«… - Мастер карате не убивает людей голыми руками. Он не выходит из себя и не убивает свою жену. Убийцами становятся люди, в которых нет выдержки и внутренней дисциплины, люди безответственные и несознательные – те, которые получают способность убивать на дурняк, купив в магазине какой-нибудь дешевенький пистолет. И именно такой тип могущества разрешает и всячески поощряет современная наука. Именно поэтому вы и считаете, что создать парк развлечений, вроде вашего, очень просто.

- Но это же действительно просто! – возразил Хаммонд.

_- Тогда почему у вас с ним столько неприятностей?» _

Окружающему материальному миру, все равно на шатающихся по нему людей. Различные независимые и неучтенные обстоятельства сбегаются в кучу, скатываются с горы одним большим комом, и хорошо если ты не оказался у него на пути. Ибо иначе… будь ты бородатым палеонтологом, владельцем корпорации, математиком, младенцем или ребенком постарше, да хоть всем человечеством… обстоятельствам все равно. Тебя схватит острящими зубами, кинет об скалу, сломает пару ребер. И не будет никакого чувства какой-то высшей справедливости, только боль и вкус крови во рту. И на лучшее на что ты можешь надеяться, это на то что, корчась от боли, ты не лежишь на пути очередного кома.

«Элли спросила:

- Вы что, хотите повернуть время вспять?

- Нет, ответил Малькольм. – Я хочу, чтобы люди наконец проснулись и открыли глаза. У человечества накопился четырехсотлетний опыт современных научных достижений, и нам уже пора бы научиться понимать, когда эти достижения хороши, а когда нет. Пришло время нам всем измениться.

- Пока мы не уничтожили планету?

Мальком вздохнул и закрыл глаза.

- О господи!.. Это-то как раз волнует меня меньше всего…»

Книга имеет очень хорошее оформление, которое способствует погружению в чтение. Перед вашими глазами могут предстать графики популяции динозавров на пол страницы, таблицы компиляции фрагментов ДНК, меню управляющих компьютеров и даже программный код. И все это важно для сюжета, герои могут далее по тексту разбирать чего там в этом программном коде или графике не так. Такое оформление весьма доставляет во время чтения.

Итого.

Книга, в отличие от фильма, не совсем про динозавров, которые почти всех пожрали. Она ещё и про то, как человечество уязвимо перед окружающим миром. Майкл Крайтон убедительно смоделировал эту слабость, локализовав катастрофу на острове.

Книга содержит добротный развлекательный элемент, достаточно стройно выстроена в плане сюжета и дает почву для раздумий. Имеются, конечно, некоторые неточности, ляпы, пропажа мотивации у персонажей. Но добротное оформление в купе с остальными достоинствами оставляет о романе положительное впечатление.

Картотека. Выпуск 11.  Парк юрского периода - фото 1

P.S. На данный момент нахожусь в поисках другой книжки Крайтона – «Пожиратели мертвых». На её основе сняли хороший фильм «13-й воин». Очень любопытно как автор развернется в историческом антураже.

Комментарии 9
Чтобы оставить комментарий,Войдите или Зарегистрируйтесь
NOIREciRaptoR
NOIREciRaptoR
Я сейчас откопал у себя очень дряхлую книжку "парк юрского периода" 93 года выпуска, но там автор другой ) Видать "пиратка" ) Или же чисто по фильму писалась, не пойми кем, у нас.
Tolikololo
Tolikololo
Про книгу не знал, но доля философии есть и в фильме тоже)