Каратэ, которого не было
После долгого перерыва Чан вернулся на экране не для того, чтобы драться, а чтобы обучать. Он преподает истинное кун-фу, где самое важное - не допустить боя. В фильме вы не увидите ни перестрелок, ни кровавых боен. Мало того, не прольется ни одной капли крови, только капли дождя над великой китайской стеной… Но это уже лирика.
Стоит напомнить, что этот фильм - ремейк картины “Малыш-каратист”, и ждать от него особой новизны не следовало бы. Достаточно и того, что в атмосферу социалистических улиц современного Китая помещен простой чернокожий американский мальчик (Джейден Смит). Он пытается найти свое место под солнцем в Поднебесной, и как классический американский подросток в американском молодежном фильме, попадает под “обстрел” местных. Еще бы, уважение надо завоевать. Тем более что ты явился со всей заносчивостью и пафосом, свойственными “продвинутым” американцам.
(вспоминаем “Жару”, кадр с Тимоти)
Рассуждая логически, можно сделать вывод, что режиссер “не дотянул”. Предлагаемые обстоятельства и актеры вполне могли бы отыграть большую драму, которая поборолась бы и за “Оскар”, но на деле вышел классический, повторюсь, фильм об ученике и учителе. Фильм о получении знания, слиянии с миром и преодолении себя. Фильм о том, как в молодом теле раскрывается дух, согласный с древнейшими традициями Китайского понимания духа.
Не бойтесь столь сложных фраз - о восточном кино трудно писать проще. Тем не менее, это все же Голливуд, и я абсолютно уверена, что китайцы, которые смотрели этот фильм, с уверенностью скажут, что их повседневность и быт совсем не такие, как показаны на экране. И что подростки в их школах так себя не ведут. Не знаю. Не училась…
Так или иначе, в фильме все по делу и все логично. Никаких особо ярких ляпов замечено не было. Музыка Джеймса Хорнерав сочетании с какой-то китайской попсой довершает атмосферу… комикса. Американского комикса про американского мальчика в Китае. Вот такие ассоциации.
С первых кадров фильма мы сопереживаем главному герою, двенадцатилетнему Дрейку, который вынужден переехать в другую страну, потому что его мать получила там работу. И несмотря на то, что в его родном Детройте у него остались друзья и какая-то родня, у них двоих больше ничего нет. Мать старается принять новую жизнь, и ей даже очень многое нравится, но двенадцать лет - трудный возраст, и все кажется совсем не таким радужным, как есть на самом деле. В общем, персонаж Джейдена Смита вызывает симпатию с самой первой минуты на экране. Уилл Смит может гордиться своим сыном.
Фильм можно и нужно смотреть, если вы соскучились по Чану и по хорошим фильмам об ученичестве и преодолении себя. Чего-то большего тут искать не следует.
P.S. Только я так и не поняла, почему весь фильм говорят о кун-фу, а название связано с каратэ…