«Кальвин и Хоббс» — чем покорил фанатов комикс о любопытном мальчике и его друге-тигре?
Начать стоит с истории, поскольку культура газетных стрипов занимает очень важное место в комикс-культуре. Подобные комиксы получили свое название благодаря своей форме и габаритам. Классический газетный стрип состоял из двух-четырех панелей, расположенных в прямой горизонтальной или вертикальной линии. Эти стрипы, как ни трудно догадаться, публиковались в периодических изданиях, как правило, местного значения и в воскресных выпусках и имели преимущественно развлекательный характер. Принято считать, что история газетных стрипов начинается с самого начала 20-го века. В свое время бум популярности таких комиксов породил огромное количество узнаваемых до сих пор персонажей: «Гарфилд», Peanuts и другие.
«Кальвин и Хоббс» тоже происходят из числа знаменитостей, хотя, по завету своего создателя, их образы не должны были быть использованы в какой-либо сторонней продукции. Поэтому ни мультфильмов, ни экранизаций с живыми актерами не случилось.
Итак, Кальвин — шестилетний мальчуган, который умен не по годам. Он очень въедливый и дерзкий. Он шалопай, и у него проблемы в школе. Но его подвешенный язык и привычка нестандартно анализировать любой объект или событие, что попадаются ему на пути, моментально влюбляют в него. Кальвин ворчун, но крайне милый. Ему часто прилетает за содеянное, но вместе с читателем он воспринимает это с юмором. Свое имя, кстати, он получил в честь философа-теолога Жана Кальвина, жившего в 16 веке и ставшего основателем кальвинизма.
Интересный факт: стрипы «Кальвин и Хоббс» уже издавались в России в «Классном журнале» — развлекательном журнале для детей школьного возраста (там был и «Гарфилд», и другие стрипы). Только тогда комикс назывался с ошибочной транслитерацией «Кельвин и Хоббс», что не сходится с изначальной задумкой автора, заложенной в имени Кальвина.
А еще они зачем-то раскрашивали стрипы, которые изначально были задуманы черно-белыми!
Вторым центральным персонажем стал плюшевый тигр Хоббс. Вернее, он для всех окружающих плюшевый, а для Кальвина — самый живой верный друг. Хоббс — тигр и бывает часто подвержен велению его звериной натуры. Поэтому всегда норовит напасть на Кальвина из засады. Еще он крайне разумен и всегда предугадывает печальный исход любой из проделок Кальвина. Но предупреждать его он, конечно, не спешит, а вместо этого ждет наступления фиаско, чтобы вдоволь потешиться над мальчишкой. Свое имя он получил в честь Томаса Гоббса, философа-материалиста, жившего в 17 веке.
Именно похождениям этой пары и ряда других второстепенных персонажей и посвящены стрипы «Кальвин и Хоббс». Стоит сказать, что именно с этой серией я познакомился впервые и имел иные ожидания. Поначалу складывается ложное впечатление, что все сюжеты будут очень детскими. Посудите сами — мальчик с плюшевой игрушкой постоянно попадает во всякие неприятности. В сюжеты замешаны школа и родители. Все атрибуты на месте. Но на деле все оказалось куда любопытнее!
Как я уже сказал, Кальвин очень умный мальчик и всегда имеет свою точку зрения. А она зачастую довольно нестандартна или нетривиальна. Не сложная — нет. А именно что рожденная очень пытливым умом.
Кальвин умудряется давать свой едкий комментарий по поводу социальных, семейных и политических проблем, размышляет о морали и вопросах жизни и смерти.
Он даже начинает рассуждать о критериях отбора Санта-Клаусом «хороших» детей в очень интересном ключе. Ко всему прочему, мысли свои он формулирует не как шестилетний ребенок, что контрастирует с его возрастом и смотрится очень забавно. Но при этом он не перестает быть тем, кем мы его видим — Кальвин веселится, дурачится, вредничает и делает все это очень мило. Это очень озорной ребенок: то он подтрунивает над своей одноклассницей Сьюзи, то пытается вывести из себя свою учительницу Мисс Вормвуд.
Сюжеты порой бывают наивными, но иногда удивляют вектором своего рассуждения. Герои ведут беседы вроде бы о простых вещах, но проработка и образов, и диалогов так хороша, что диву даешься. Особенно это впечатляет, поскольку стрипы не самый вместительный жанр, и сюжет, и мысли персонажей, и общую концепцию нужно изложить очень емко. Что Биллу Уоттерсону и удается! Очевидно, что над тем, как поместить контекст в столь короткий формат, он думал очень долго.
Я не скажу, что с абсолютно всех стрипов смеялся, надрывая живот, или что весь сборник мне понравился. Нет, были комиксы и с очень наивным юмором. Крайне редко, но встречаются шутки, которые будут понятны только носителю другой культуры, далекой от российской. Но это не портит общий картины. Наоборот, если разберетесь и решите вникнуть, то откроете для себя много нового, на что не обращали внимания прежде.
Рисунок в «Кальвине и Хоббсе» довольно простой. Чаще всего он черно-белый, что связано со спецификой публикации, хотя встречаются и цветные стрипы. Несмотря на кажущуюся простоту, рисунок Уоттерсона в тоже время крайне детализированный. В стрипах особое внимание уделяется мимике персонажей, поскольку немалая часть истории рассказывается именно с ее помощью — и тут она хороша! Поскольку в сборнике собраны стрипы разных лет, то и рисунок немного отличается, но не сильно. Базовые образы и художественные приемы не претерпевали серьезных изменений. Такой рисунок сложно оценивать, ведь это уже живая классика.
Сборник «Кальвин и Хоббс: Убийственный психо-джунглевый кот» вышел на русском языке в виде широкоформатного альбома (23×30×1.2). Такая форма наиболее удобна для размещения горизонтальных стрипов. К переводу у меня нет каких-либо претензий, даже замечу, что переведено с вниманием к контексту, уж очень запомнились некоторые диалоги.
В итоге мы имеем сборник классических газетных стрипов, который есть смысл читать, даже если вы не фанат жанра. Я вот поклонником никогда не был, но получил огромное удовольствие. Комиксы, подобные этому — штучная, авторская работа, где отлично виден почерк автора, его творческая эволюция, любовь при создании своего детища. Разумеется, такие ощущения редко испытываешь при чтении мейнстримных комиксов, порожденных безжалостным коммерческим конвейером. Наконец «Кальвин и Хоббс» — это просто сборник милых, смешных и довольно остроумных историй, которые могут поднять вам настроение. Причем в разном возрасте они воспринимаются по-своему.
Если в детстве персонаж легко ассоциируется с читателем, то при перечитывании спустя годы видишь контексты, которые прежде были совершенно непонятными и лишний раз поражаешься таланту Уоттерсона.
В детстве вообще заходило. Даже футболка с ними была.
ОбожЕ. Особенно Хоббса.
Когда-то именно с таких стрипов началось моё знакомство с комиксами