06 февраля 2019
Обновлено 09.02.2019

Какой получилась экранизация манги «Алита: Боевой ангел»? Мнение с пресс-показа

14 февраля выходит фильм «Алита: Боевой ангел» — экранизация манги Gunnm Юкито Кисиро, известной на Западе как Alita: Battle Angel. Обычно работам японских авторов не везет на качественные западные экранизации — повторила ли «Алита» грустную историю своих коллег «Призрака в доспехах» и «Тетради смерти»? Постараюсь ответить в этом материале, поскольку мне удалось посмотреть фильм на пресс-показе.
14 февраля выходит фильм «Алита: Боевой ангел» — экранизация манги Gunnm Юкито Кисиро, известной на Западе как Alita: Battle Angel. Обычно работам японских авторов не везет на качественные западные экранизации — повторила ли «Алита» грустную историю своих коллег «Призрака в доспехах» и «Тетради смерти»? Постараюсь ответить в этом материале, поскольку мне удалось посмотреть фильм на пресс-показе.
Какой получилась экранизация манги «Алита: Боевой ангел»? Мнение с пресс-показа - фото 1
Какой получилась экранизация манги «Алита: Боевой ангел»? Мнение с пресс-показа - фото 2
Какой получилась экранизация манги «Алита: Боевой ангел»? Мнение с пресс-показа - фото 3

Признаюсь, я никогда ранее не читал «Алиту», поэтому в преддверие фильма решил ознакомиться с первоисточником и целиком прочитал работу Юкито Кисиро. Тем более, что она была в списке рекомендаций, который мне дал наш руководитель рубрики «Кино и сериалы» Александр Башкиров, и… мне не понравилось. Причем совершенно. Я признаю, что Кисиро проделал потрясающую работу в плане рисунка (почти приблизился к уровню Blame!), но сюжет в «Алите» максимально примитивен. Это сборник всех клише в жанре киберпанка, которые только можно придумать, но при этом искусственно растянутый из-за традиционной сериализации японцев.

Проблема даже не в тематике, а в том, что я прочитал мангу в 2019 году, а выходила она с 1991 по 1995 год. К моменту выхода этой статьи я уже посмотрел внушительное количество фильмов и сериалов в жанре «киберпанк», а также прочитал несколько книг, комиксов и манги (в том числе и упомянутые выше Ghost in the Shell и Blame!)

И фильм, к сожалению, был обречен получить клеймо «клишированного» с самого начала, ведь при всем желании его создатели не могли радикально уйти от оригинальной манги, а она состояла по большей части из популярных в жанре тропов. Поэтому «Алита: Боевой ангел» — это фильм, в котором сюжет вторичен.

Можно долго говорить о его простоте и наивности, но, на мой взгляд, эта картина относится к категории, увлекающей зрителя не самой историей, а ее подачей и визуальными эффектами. И с этим у «Алиты» все в порядке.

Одна из самых впечатляющих вещей в манге — красочные бои киборгов — была передана отлично. Причем речь не только о самих схватках, но и о столкновениях на арене во время моторбола — местного экстремального вида спорта. Выглядят эти эпизоды впечатляюще, но практически целиком состоят из CGI. Тут, к сожалению, тот же эффект, что и с «Трансформерами» — смотрится такой высокотехнологичный экшен весело и задорно, но не впечатляет так сильно, как рукопашные схватки живых актеров.

А вот к дизайну вопросов нет. Создатели визуальных эффектов постарались, и в «Алите» множество причудливых киборгов с модифицированными частями тела.

И это касается как целых конечностей, так и отдельных деталей — пальцев, глаз, рук, ног, а то и вовсе всего тела (есть в фильме киборги, у которых, кроме головы, вообще ничего человеческого и не осталось). И к каждому персонажу создатели нашли свой подход. Например, у коллеги Дайсона Идо, «отца» Алиты (Кристоф Вальц), пальцы трансформируются в миниатюрные скальпели, а у девушки-оператора на моторболе из плеча вырастают дополнительные конечности, помогающие держать камеру и снимать происходящее на арене. Подобные мелочи показывают глубину этого мира — то, насколько прочно технологии засели в мире будущего.

Но если в определенных аспектах этот мир выглядит интересно и любопытно, то в других он проигрывает своим коллегам по жанру, не предлагая чего-то нового во взаимодействии людей и киборгов и вообще в попытке Алиты осмыслить себя в этом мире. Более того — идее принятия себя как киборга вообще не уделяется времени! Можно, конечно, все списать на реалии мира, в котором киборги стали обыденностью, но все же несколько странно, что девушка, не имеющая человеческого тела, но испытывающая настоящие эмоции и чувства, не задумывается, каково это — быть человеком.

Больше всего меня удивили удачные решения создателей при адаптации некоторых элементов оригинальной манги. Например, в первоисточнике первым серьезным противником Алиты стал Макаку — громадный киборг, главной страстью которого были человеческие мозги, которые он ел, чтобы заглушить боль. Очевидно, что на экране подобный японский трэш вряд ли бы сработал на пользу киберпанк-сеттингу (не говоря уж о возрастном рейтинге), поэтому персонажа заметно изменили. Он стал выглядеть проще, но в то же время органичнее вписался в сеттинг. И подобный подход использовали в адаптации различных спорных моментов манги (в том числе и антагонистов, которых в фильме несколько).

Говоря об актерской игре, больше всех хотелось бы отметить Розу Салазар, с помощью технологии захвата движений сыгравшую Алиту.

Меня удивило, как девушка-киборг, выглядевшая откровенно плохо из-за недоработанной графики в ранних трейлерах, в самой картине выглядит гораздо качественнее остальных.

Создатели визуальных эффектов просчитали мельчайшие детали поведения Алиты, создав для нее множество совершенно человеческих эмоций и даже микроэмоций, которые заметны благодаря многочисленным крупным планам с ее лицом. И при этом в персонаже, созданном с таким количеством компьютерной графики, чувствуется актриса — например, во всех сценах с улыбкой Алиты заметно сходство с Салазар.

Какой получилась экранизация манги «Алита: Боевой ангел»? Мнение с пресс-показа - фото 4

Остальных актеров, к сожалению, особо не за что выделить. Многие из них постарались на славу — например, Кристоф Вальц и Мархешала Али, — но они не выходят за пределы образов, которые вы могли видеть в других картинах. То есть, в «Алите» они не смогут вас удивить чем-то новым, чего никогда не было прежде.

Джеймс Кэмерон — большой фанат оригинальной манги, он хотел снять фильм с 2000 года и на протяжении последних восемнадцати лет периодически упоминал об этом в прессе. Какое-то время он даже выступал режиссером, но из-за плотной занятости с сиквелами «Аватара» вынужден был уступить проект Роберту Родригесу, сам оставшись продюсером. А вот фирменный почерк последнего почти не чувствуется в «Алите» — все же сказывается рейтинг PG-13 и стремление сделать фильм с прицелом на всех, от подростковой аудитории до любителей киберпанка в принципе.

Но главный сюрприз ждет зрителя в финале — «Алита: Боевой ангел» обрывается на середине истории.

Видимо, студия настолько уверена в успехе проекта, что решила построить целую франшизу на произведении Юкито Кисиро. Учитывая «успехи» предыдущих высокобюджетных адаптаций манги, это вряд ли хорошая идея. Но если продолжение истории когда-нибудь состоится, сохранит визуальные эффекты и продолжит представлять причудливых киборгов с любопытным дизайном, то ему можно будет дать шанс. Ведь с визуальной точки зрения у фильма все отлично!

Какой получилась экранизация манги «Алита: Боевой ангел»? Мнение с пресс-показа - фото 5

Больше по теме

Комментарии 32
Чтобы оставить комментарий, Войдите или Зарегистрируйтесь
ldereevna
ldereevna

Последняя пикча - это я, когда кто-то в интернете спрашивает "Зачем у ГГ большие глаза? Они чо криворукие?"