BioWare смогла. Первые впечатления от Mass Effect: Andromeda
Последние недели Интернет не хайпил игру, а издевался над промо-роликами, кривой анимацией, лицами (кто-то даже решил их перерисовать) и дразнил азари в исполнении Натали Дормер, чья героиня выглядит так, будто пустила слюну, а белые гетеросексуальные мужчины из будущего ничего ей об этом не сказали — из злого гетеросексуального умысла, конечно.
После таких фрик-прелюдий многим наверняка будет сложно принять (и признать) вот какую штуку.
Andromeda — это хорошая игра, которую нельзя пропускать фанатам серии и поклонникам научной фантастики. Это та Mass Effect, в которую мы когда-то влюбились. Без Шепарда, но с азари, кроганами, изучением далеких миров и интересными диалогами. С атмосферой приключения на диком, непонятном фронтире. Да, современная BioWare захотела и смогла. Тут — ура!
Но если совсем по-честному, Andromeda — это не продолжение оригинальной трилогии, это ее софтребут: с сохранением культурного контекста, мотивов и образов. Главные герои еще до событий Mass Effect 3 улетают в другую галактику с целью «пересечь край карты» и 600 лет проводят в криосне. Они не знают, что там у жнецов и чем закончилась история первого человека-СПЕКТРА. Они оказываются в информационном вакууме, который помогает BioWare отстраниться от событий трилогии и при этом оставляет возможность использовать главные маскоты Mass Effect.
В 2015-м Disney провернула тот же трюк со «Звездными войнами»: серия прыгнула на 30 лет вперед по хронологии, но сделала шаг назад в своей философии — раскланиваясь за приквелы полуремейком обожаемой классики. Учитывая поток увольнений и неоднозначную реакцию на последние игры студии, софтребут — это лучшее, что могла сделать BioWare, чтобы в команду снова поверили.
«Новое, но не слишком новое» — этой фразой можно описать почти всю Mass Effect: Andromeda. Взять хотя бы идею освоения другой галактики. Первые часы — то, как должны звучать и визуализироваться мотивационные речи Илона Маска. Когда минувшей осенью Илон со сцены рассказывал про заселение Марса и первых колонизаторов, которые, как он буднично отметил, могут погибнуть в пути, я был удивлен этой кошмарной честности.
Представьте — бросить все, отправиться в космос на нестабильном корыте, зная, что вариантов и переменных, которые сделают тебя мертвецом, — миллион. Ты никогда не просчитаешь и не предугадаешь их все. Это страшно, но это очень смело и очень необходимо.
И Andromeda так романтизирует, так бравурно вычерчивает образы колонистов, которые взяли и рванули не то что на Марс — в другую галактику, что испытываешь стыд и зависть — люди рискуют и делают важные вещи во имя науки, а ты сидишь дома как сыч.
Понятная романтика, понятный посыл и понятные речи о поисках нового дома — этим проникаешься, заслушиваешься, грезишь. Черная материя, враждебные пришельцы, радиация, холод, высокие температуры, заканчивающиеся припасы, планеты, сопротивляющиеся заселению и новым победам человека. Ты на фронтире, тебя тут не ждут. Три шага — и ты в дерьме. Это ритм, в который тебя погружает Andromeda, чувства, которыми пыталась, но не сумела надолго обаять No Man’s Sky.
Впрочем, за всем новым скрывается ровно та же Mass Effect, что и 10 лет назад: многочасовые переговоры с напарниками, разрешение конфликтов, исследование планет, поездки на «Мако» (который тут называют «Номадом», но машина такая же неудобная, как и в первой части). На 10-15 часу понимаешь, что и Андромеда — не другая, а просто еще одна галактика. Новая, но не слишком новая.
Андромеда, Млечный путь, — без разницы. Вне зависимости от вашей геолокации вселенная Mass Effect погружает вас в тайны и ситуации, опирающиеся на знакомые архетипы, на которых классическая BioWare выточила свое мраморное наследие. В порыве творческой переработки игра даже цитирует первую Knights of the Old Republic — я про квест с невинно осужденным; кто вспомнит — улыбнется.
Сюжет также нельзя назвать оригинальным, однако его писали неглупые, талантливые люди, знающие, за что тянуть, чтобы вам было интересно. Замерьте, с какой частотой вас одергивают на новые, интригующие квесты — и вы поймете, что с поддержанием интереса к себе у Andromeda все в порядке (в отличие от той же Dragon Age: Inquisition). Проблема лишь в том, что после 5 лет разработки от новой Mass Effect ждешь чего-то более смелого или качественно превосходящего прошлый материал, но за время, которое я провел за игрой, этого не случилось. В итоге у современной BioWare получается просто хорошо, с градацией до «средне».
Пожалуй, единственное, что мне в Andromeda не понравилось совсем — это перестрелки. Я не играл в мультиплеер, но кампания, которую я советую проходить в режиме «только сюжет», — это бесконечные коридоры, грузная, кисельная стрельба, волны одинаковых врагов, в секунды убивающих вас даже на нормальном уровне сложности. Словом, все то, без чего игра (и вы вместе с ней) могла бы и обойтись. Смотрите кино, выполняйте квесты. Они увлекательные. Стрельба — нет.
Про Andromeda сложно рассказывать под жестким эмбарго. Хочется удариться в детали, накидать фактики, поделиться впечатлениями от одной (очень конкретной) драматичной сцены. Сейчас — нельзя, но позже мы этим обязательно займемся. Пока же я могу в общих словах ответить на самый важный вопрос — стоит ли играть в новую Mass Effect? Да, нужно. Почему именно — узнаете на днях из подробной рецензии нашего редактора Дениса Майорова, который уже больше 50-и часов досконально изучает игру.