Каким получился байопик об Элтоне Джоне: без секса, наркотиков, но с чудом уцелевшим рок-н-роллом
Байопик об Элтоне Джоне был на стадии разработки без малого десять лет. К проекту в свое время присматривались Том Харди и Джастин Тимберлейк, желая сыграть роль великого британского музыканта, но в итоге эта честь отошла Тэрону Эджертону («Kingsman: Секретная служба»).
Фильм с овациями приняли на Каннском кинофестивале, да и сама лента обещала быть более откровенной и не такой «беззубой», как нашумевшая «Богемская рапсодия».
Избежать сравнений с вышедшей в ноябре прошлого года «Рапсодией» не получится по ряду причин. Во-первых, режиссером-постановщиком «Рокетмена» выступил Декстер Флетчер (именно он доделывал «Богемскую рапсодию» после скандального ухода Брайана Сингера). Во-вторых, величина Элтона Джона, как гениального артиста, оказавшего огромное влияние на музыку в целом, неоспорима, и его смело можно отнести к тем самым культовым музыкантам, что творили историю (как и Фредди Меркьюри). В-третьих, истории Джона и Меркьюри во многом схожи, а потому и интересно сравнивать разные подходы к подаче у двух картин. Удалось ли «Рокетмену» затмить «Богемскую рапсодию»? Давайте разбираться.
Фильм начинается довольно эффектно: Элтон Геркулес Джон в совершенно немыслимом красном концертном костюме, с рогами на голове и охапкой перьев за спиной, уверенно распахивает двери, чтобы гордо прошествовать по длинному коридору, заставляя зрителя гадать. Он ведь сейчас с тем же напором ворвется на сцену и порвет зал своей музыкой и сумасшедшей энергетикой? Но нет.
В своем боевом наряде Джон буквально вваливается в реабилитационный центр на отнюдь не веселую встречу зависимых людей. Расположившись на единственном свободном месте, музыкант откровенно сообщает, что он алкоголик, наркоман, сексоголик и шопоголик. Группа готова его выслушать, и Джон начинает свой рассказ прямиком с детства.
На деле история Элтона Джона проста до безобразия и характерна для большинства байопиков. Проблемы в семье вроде равнодушного отца и не менее пофигистски настроенной матери; талант, что проявился рано и позволил получить билет в иную жизнь; первый успех на прослушивании, на сцене небольшого клуба, а затем ярко вспыхнувшая популярность, переросшая в мировую известность.
За первыми шагами будущей легенды наблюдать любопытно, но всегда ждешь того самого пикового момента, когда прозвучит главная песня, а те изменения, каким подвергся главный герой за все время событий фильма, достигнут своего апогея. К сожалению, в «Рокетмене» я подобного не дождалась.
Возможно, я слишком далека от творчества сэра Элтона. В фильме показан его творческий путь вплоть до начала 90-х годов. Какие-то песни были знакомы, что-то я услышала впервые и захотела вернуться к композициям после, чтобы добавить в плейлист. Все песни имели несколько иную аранжировку, отличную от оригинальной. Почти каждая из них не просто исполнение, а часть истории фильма, внутренних переживаний не только Элтона Джона, но и других персонажей.
Да, каждый из них не просто поет, а общается посредством лирики джоновских песен, пока декорации стремительно меняются в лучших традициях любого мюзикла. Фильм предстает настоящей фантасмагорией — реальность переплетается с необычным видением певца, с его миром, куда он смог впустить каждого из зрителей, показать безумный творческий гений. К слову, Эджертон исполнял все песни самостоятельно, и справился с этим делом неплохо.
Но отчего-то во всех исполнениях будто бы не хватало драйва: здесь музыка не забиралась под кожу и не будоражила сознание. Она была эффективным методом рассказать историю, но не более того.
Признаю, что раннее творчество Джона я оценить не в состоянии, а потому рассматривать фильм как оду его музыкальному прошлому не имею права. Но что же до самой истории, до того невероятно сложного жизненного пути исполнителя? Как заявлял сам сэр Элтон, он настаивал на сохранении рейтинга R у фильма вопреки желанию студии привлечь детскую аудиторию. Наркотики, нецензурные выражения и демонстрация гомосексуальных отношений, возможно, и тянут на высокий рейтинг, но вот показанная драма едва ли. Проблема одиночества, принятия себя и потребность в признании родителей (как и в их любви) сквозными темами проходят через фильм, пробиваясь сквозь красочный музыкальный видеоряд.
И вроде бы даже есть моменты, в которых герою хочется сочувствовать, но во второй половине фильма ловишь себя на мысли, что герой Элтона Джона скорее раздражает. Ведет себя нахально, отталкивает от себя близких людей, но если Меркьюри хотелось в конце фильма простить все на свете за его отдачу творчеству, то с Джоном это не работает.
Переломный момент происходит как-то внезапно: сидя в гримерке перед выступлением он вдруг осознает, что надо что-то делать со своей жизнью и направляется в реабилитационную клинику в том самом костюме с рогами, отсылая нас к началу фильма. Уже там он понимает, что дело в нем самом, а не в окружающих, и принимает решение пройти лечение от нарко- и алкозависимости.
Кажется, что эта история не о становлении легендарного музыканта, а масштабная реклама по борьбе с наркотиками. Тем более что первой строкой в титрах идет следующее: «Элтон Джон ведет трезвый образ жизни уже 28 лет».
Вероятно, драма многое потеряла из-за вырезанных для российского проката сцен. Как отмечали многие кинокритики, посмотревшие фильм в Каннах, российская версия существенно отличается от оригинальной. Сцены гомосексуального секса и употребления наркотиков не прошли цензуру в России. Остается только ждать выхода фильма на цифровых носителях и гадать, какие эмоциональные моменты закладывались в те сцены, чтобы раскрыть персонажа.
Хочется отметить актерскую игру Тэрона Эджертона, который выложился на полную и доказал, что способен играть не только секретных агентов в отменных костюмах. Экстравагантные и местами нелепые наряды сэра Элтона смотрелись на актере вполне органично, а сам Эджертон без преувеличения жил в амплуа певца, отлично передавая неординарную натуру Джона.
В роли любовного интереса (и потенциального мерзавца) выступил Ричард Мэдден («Игра престолов»), сыграв менеджера исполнителя — Джона Рида. Идеальный едва ли не во всех отношениях, он прекрасно выступил на контрасте с Эджертоном, хотя печальный итог показанных на экране взаимоотношений был предопределен с самого начала.
«Рокетмен» нельзя назвать плохим фильмом. Это прекрасно сделанный мюзикл со старыми хитами Элтона Джона, исполненными в иной манере, но при этом с достаточно обыденной драмой.
«Богемская рапсодия» была одой творчеству Меркьюри, а «Рокетмен» больше показывает Элтона Джона в качестве человека обычного, неидеального и даже порочного.
И если «Рапсодия» вдохновляла именно тем, что Фредди Меркьюри жил своей музыкой несмотря ни на что, «Рокетмен» такого восторга музыкальному гению Джона, к сожалению, не пробуждает. Вопрос, вызовет ли эта фэнтезийная адаптация интерес у человека, далекого от творчества Элтона Джона, в российском прокате остается открытым — придется дожидаться цифровых платформ и Blu-ray.
"Вероятно, драма многое потеряла из-за вырезанных для российского проката сцен." - вывсёврёти, показ личной жизни персонажи ненужын, автар проста гей!!111