Каким было первое дело в «Секретных материалах»? Обзор комикса об истоках легендарного подразделения
Стоит оговориться, что жанр «предысторий» или «ориджинов» уже порядком набил оскомину. В нашу эпоху железобетонного канона, когда фанаты различных франшиз готовы рвать друг-другу глотки в спорах о правдивости тех или иных фактов, относящихся к их любимым вселенным, такой жанр эффективно собирает кассу: фильмы, комиксы, сериалы.
У любой развившейся в поп-культуре вселенной рано или поздно произойдет момент, когда фанаты спросят — «а что было у истоков этой истории?»
Результат может быть, как впечатляющим, так и откровенно графоманским. К счастью, авторский состав комикса «Секретные материалы: Нулевой год» подошел к работе с должным уважением к первоисточнику. Но обо всем по-порядку!
Сюжет мини-серии рассказывает об очередном деле агентов Фокса Малдера и Даны Скалли. В процессе расследования Малдер начинает получать пророческие сообщения от некого Мистера Зеро. Эти сообщения помогают раскрыть дело, но откуда у неизвестного такой доступ к информации? Обстоятельства наводят героев на мысль, что все это очень похоже на самое первое дело подразделения «Секретные материалы», которое имело место в 40-е года прошлого века. Теперь Малдеру и Скалли предстоит распутать клубок тайн, которые берут свое начало в прошлом и узнать, кто же такой этот Мистер Зеро.
В комиксе две сюжетные линии, которые идут параллельно и сменяют друг друга, оканчиваясь классическим сериальным клиффхэнгером.
Первая линия происходит в наши дни, вторая — в 1946 году. В каждом периоде представлена пара агентов. В настоящем — наши старые знакомые Малдер и Скалли, а в 40-х — это агент Бинг Эллинсон, провинившийся оперативник ФБР, которого решили на всякий случай отправить на расследование таинственного дела, и Хьюмилити «Милли» Огайо, молодая и крайне амбициозная сотрудница ФБР, которая, в силу своей гендерной принадлежности, никак не может стать агентом (напоминаю, что на дворе 40-е со всеми вытекающими).
Обычно в подобных историях есть основная линия, а вторая косвенная и играет лишь роль вспомогательных флешбэков. Здесь такого нет — обе временные линии не просто самодостаточны, но имеют также автономную сюжетную ветку со своими сюжетными поворотами, персонажами и конфликтами.
Отличить эти сюжетные линии можно по классическим титрам из сериала с названием локации, где происходят события. Но авторы пошли по довольно очевидному, но не самому плохому пути — решили изображать эпохи в разных художественных стилях. Два разных художника, две абсолютно отличающиеся цветовые гаммы. Рисунок современной эпохи от Грега Скотта сильно напомнил мне работы художника Андреа Соррентино («Зеленая Стрела», Gideon Falls), а стиль истории 40-х от Вика Малхотра сразу вызвал ассоциацию с Хавьером Пулидо («Женщина Халк»). Все это, конечно, очень примерные сравнения, но общую стилистику рисунка вы можете себе представить.
В целом, с графической точки зрения комикс исполнен очень приятно: мягкие и теплые цвета в 40-е играют на контрасте с холодными и мрачными тонами нашей технологической современности. Даже общее настроение сюжетов меняется. История в 40-е более легкая и отдает некой ноткой комичности, а в наше время все предельно серьезно, а персонажи решительны и циничны.
Как я уже говорил, авторы очень бережно обошлись с вверенной им франшизой. В комикс были перенесены не только персонажи, но также структура и атмосфера оригинального сериала.
Диалоги между персонажами читаются довольно живо и естественно. Весь комикс смотрится крайне достойным материалом для полноценной серии «Секретных материалов».
Хотя стоит упомянуть, что у комикса довольно буксующее начало. Честно говоря, вначале я бросил его после первого номера — в нем не было ничего цепляющего. Старт показался мне сумбурным и скомканным, а завязка не совсем понятной. Но затем я проникся, ведь в «Секретных материалах» главное не раскрытие тайн, а само путешествие в тайну, ощущение, что разгадка вот-вот будет у тебя, и ты сможешь узнать о мире чуть больше. «Сам процесс путешествия важен» — так писал еще Стивен Кинг в предпоследней книге цикла «Темная башня».
Сборник от «Другого издательства» получился стандартным для подобных книг в России: мягкий переплет (163×245) и 128 страниц. Ничего примечательного, кроме одной меня впечатлившей детали: в галерее, в самом конце книги в дополнительных материалах приведены, как локализованные варианты обложек, так и оригинальные. И это очень круто. Я не припомню навскидку, кто еще из отечественных издателей комиксов так делал, но задумка очень хорошая.
В итоге «Секретные материалы: Нулевой год» — очень хороший образчик произведения по известной франшизе.
Вместо того, чтобы наполнять историю бессмысленными отсылками и пасхалками, чтобы навариться на ностальгии, авторы постарались с уважением отнестись к фанатам и представили историю, созданную по классическим лекалам их любимого сериала.
С моей стороны я готов порекомендовать этот комикс, но в первую очередь именно поклонникам «Секретных материалов» или тем, кто когда-то их смотрел. Все-таки произведение вышло не совсем самостоятельное и имеет жесткую контекстную привязку к сериалу.
Комикс мне понравился, дух тех самых Секретных материалов передан замечательно!