Читай нас
Леся Никитюк и Регина Тодоренко в шоу «Орёл и решка»
Леся Никитюк и Регина Тодоренко в шоу «Орёл и решка»

Россияне больше 20 лет каждый день смотрели контент украинского производства. Это началось в нулевые с мюзиклов «Золушка», «За двумя зайцами», «Сорочинская ярмарка», сериала «Сваты», который оказался самым популярным в России по итогам 2021 года. Это продолжилось после «крымской весны» 2014 года. Развлекательный контент украинского производства показывали даже на «Первом канале», «России 1» и НТВ, которые сейчас массово отключают от эфира в разных странах, в том числе по просьбе Украины, как пропагандистские каналы. Но во многом благодаря украинским продюсерам в 2010-х годах российское развлекательное телевидение смогло завоевать новую разную аудиторию.

В этом материале мы не будем пересказывать широко известную информацию о влиянии на российский телерынок киевлянина Александра Роднянского, возглавлявшего с 2004 года по 2008 год холдинг «СТС Медиа», или действующего президента Украины, создателя одной из крупнейших медиакомпаний страны Владимира Зеленского. В честь 8 марта «Канобу» вспоминает, как женщины из Украины смогли изменить российское развлекательное телевидение к лучшему.

Важно: по требованию российских законов, а также во избежание немедленной блокировки сайта, как уже случилось с нашими коллегами из независимых медиа, мы обязаны транслировать информацию о военной операции в Украине исключительно по официальным российским источникам. В связи с этим мы не можем процитировать некоторые высказывания героев текста или привести их полностью.

Что было?

В 2017 году роль украинского контента на российском телевидении начал исследовать журнал РБК. Тогда издание отмечало, что особенно с первой половины десятых годов украинские студии стали одним из ключевых поставщиков развлекательных шоу для российских каналов «Пятница!» и «Ю».

Пять лет назад собеседники РБК среди работников российских и украинских каналов и студий утверждали, что крайне напряжённые с 2014 года политические отношения на экспансию украинского контента пока почти не влияют.

«После всех событий [в Крыму и на Донбассе] украинского контента — и готового продукта, и форматов — на российском ТВ стало, наоборот, больше», — заверял издание российский медиаменеджер, занимавшийся экспортом контента из Украины.

С ним соглашался и украинский собеседник журнала РБК, сотрудничающий с российскими каналами: «Пока, к счастью, политические разногласия никак не повлияли на продажи контента в Россию. Но сложности есть: например, без авиасообщения затруднилась логистика. Это увеличило бюджеты, но с горем пополам караван идет».Их слова подтверждали исследования.

Как подсчитывал РБК со ссылкой на ECI, трансляция шоу с украинскими корнями приносила каналам миллиарды рублей рекламной выручки в год.

По данным KVG Research, собранные РБК, на тот момент Украина была вторым, после США, поставщиком контента для российского телевидения. Если в 2014 году доля украинского контента составляла 11,9%, то по итогам 2016 года — уже 20,5%. Чаще других его транслировали «Пятница!» (входит в «Газпром-медиа холдинг») и «Ю» (входит в принадлежащий Национальной медиа группе «ЮТВ Холдинг»): в эфире первого программы с украинским участием занимали треть эфира, в эфире второго — около 40%.

Четыре года назад KVG Research подготовило для РБК новое исследование. Оно показало, что по итогам 2017 года две украинские Star Media и Film Ua заняли первое и второе место соответственно по производству сериалов для российского телевидения. Тогда как в Украине с 2014 года запрещён показ всей телепродукции российского происхождения. Других сопоставимых исследований по этому вопросу в России к настоящему моменту не проводилось.

Какие шоу появились благодаря украинским студиям

На «Пятнице!»:

  • «Орёл и решка»;
  • «Ревизорро»;
  • «Пацанки»;
  • «Магазинно»;
  • «Страсти по Ревизорро»;
  • «Аферисты в сетях»;
  • «Леся здеся» («Вокруг М» в оригинале);
  • «Проводник».

На телеканале «Ю»:

  • «Я стесняюсь своего тела»;
  • «Папа попал» («Хата на тата» в оригинале);
  • «Дорогая, мы убиваем наших детей»; «Обмен жёнами»;
  • «Топ-модель по-украински».

На «Первом канале»:

  • «Анна Герман»;
  • «Нюхач»;
  • «Мата Хари».

На «России 1»:

  • «Сваты»;
  • «Нити судьбы»;
  • «Чужая жизнь».

На «ТВ-3»:

  • «Анна-детективъ».

Кто придумал культовые шоу

Виктория Бурдукова, 47 лет, продюсер компании Star Media, депутат Киевского горсовета

Анна Жижа, 43 года, телеведущая, редакторка Star Media

Киевлянка Виктория Бурдукова с начала 90-х годов работала на украинском телевидении. В 1998 году она присоединилась к команде «Нового канала», где после работы в коммерческом отделе перешла в «Творческое объединение № 1». Оно занималось разработкой развлекательных проектов.

В 2012 году — незадолго до футбольного «Евро» в Украине и Польше — Бурдукова и её коллега по ТО шеф-редакторка Анна Жижа придумали новый формат телепроекта. Ожидая наплыв туристов и колоссальную нагрузку на отели и рестораны, они решили запустить шоу-ревизию «Ревизор». В эфире «Нового канала» оно шло 11 сезонов и закрылось только в прошлом году.

Выпуск оригинального шоу «Ревизор» с ведущей Ольгой Фреймут.

В 2013 году, в разгар третьего сезона, популярным проектом заинтересовался канал «Пятница!» во главе с гендиректором Николаем Картозией, а спустя год приобрёл лицензию. Лицом проекта в России стала Елена Летучая, хоть она и не была единственной ведущей шоу.

В России проект продержался семь сезонов, сейчас он приостановлен. Правда, в отличие от украинского телевидения, на «Пятнице!» не прижились спин-оффы программы — «Магазинно» и «Страсти по Ревизорро». Последний также снимался по украинской лицензии, но выходил всего один сезон. Хотя в Украине он просуществовал семь сезонов.

Как украинки-продюсеры меняли телевидение в России к лучшему - фото 1

Слева направо: Анна Жижа и Виктория Бурдукова (фото из аккаунта @vburdukova)

Как украинки-продюсеры меняли телевидение в России к лучшему - фото 2

Елена Синельникова, 42 года, продюсер

Нателла Крапивина, 39 лет, продюсер

Один из главных хитов «Пятницы!» и самое популярное тревел-шоу российского и украинского телевидения «Орёл и решка» 12 лет назад придумали выпускники Киевского национального университета культуры и искусств Елена и Евгений Синельниковы, а также Жанна Бадоева. Пилот программы, в которой двое ведущих исследуют туристический потенциал города или страны в люксовой и бюджетной категориях, сняли в Барселоне в 2011 году.

Это удалось сделать благодаря Нателле Крапивиной, дочери известного украинского девелопера азербайджанского происхождения Вагифа Алиева (занимался открытием IKEA и H& M в Украине). Она взяла на себя все расходы. В России Крапивина гораздо больше известна как продюсер украинской певицы Светланы Лободы и кинопродюсер («Кто-нибудь видел мою девчонку?», «Кислота»).

Первым крупным медиаменеджером в Украине, увидевшим пилот «Орла и решки» 12 лет назад, был Владимир Зеленский. Тогда он занимал должность генпродюсера телеканала «Интер». Он согласился купить проект и заказал сразу целый сезон. Проект вышел на «Интере» в феврале 2011 года.

Для регулярного производства шоу Синельниковы и Крапивина создали компанию TeenSpirit. Весной 2013 года предпринимательниц на встречу в Москву пригласил Николай Картозия. Он предложил снимать шоу вместе, чтобы транслировать его не только на «Интере», но и на «Пятнице!». В России шоу начало выходить в ноябре 2013 года. Всего TeenSpirit сняла 27 сезонов шоу.

Для «Пятницы!» шоу «Орёл и решка» стало и поставщиком новых лиц. Звёздами канала стали украинки Жанна Бадоева, Леся Никитюк и Регина Тодоренко, украинцы Андрей Бедняков и Антон Птушкин, россиянка Настя Ивлеева.

26 февраля 2022 года «Пятница!» сообщила о прекращении сотрудничества с TeenSpirit. «В текущей ситуации дальнейшее производство проекта не представляется возможным», — прокомментировала пресс-служба канала.

«Вообще-то решение о прекращении сотрудничества было принято мной и моими партнерами ещё утром. о чем мы незамедлительно сообщили. Но, какое это имеет значение. Мы благодарны за многолетнее партнерство и уверена, еще не один выпуск „Орел и Решки“ будет произведен нашим продакшеном, но уже на просторах другого канала», — ответила на это Крапивина.

С 24 февраля Крапивина неоднократно публиковала в своих соцсетях антивоенные высказывания и публиковала видео и фотографии пользователей из Украины. 1 марта появилась информация о том, что её лишили российского гражданства из-за того, что при подаче заявления (около 20 лет назад) её представитель не подготовил пакет документов должным образом. Крапивина эту информацию не подтвердила и не опровергла. С 4 марта публикаций в её социальных сетях нет.

Как украинки-продюсеры меняли телевидение в России к лучшему - фото 3

Елена Синельникова (фото из аккаунта @synelnikova)

Как украинки-продюсеры меняли телевидение в России к лучшему - фото 4

Елена Кравец, 45 лет, актриса и продюсер

Украинская актриса и продюсер прославилась в России в начале нулевых — благодаря участию в команде КВН «95 квартал», капитаном которой был Владимир Зеленский. С 2005 года она участвует в разных шоу студии «Квартал 95». Кравец регулярно снимается во флагманском проекте «Вечерний квартал», которое запускалось и выходило в эфир сразу четырёх российских каналов. Она была главной актрисой и продюсером «Женского квартала», тренером шоу «Лига Смеха».

В 2015–2019 годах Кравец сыграла одну из главных ролей в сериале «Слуга народа» (Слуга народу). Проект вышел в 2016 году и в том же году стал первым украинским шоу, которое приобрёл Netflix. По сюжету школьный учитель истории Василий Голобородько (Владимир Зеленский) выигрывает выборы и становится президентом Украины. Он намерен выстроить свободную, благополучную и независимую страну, о которой сам всегда мечтал.

В первом сезоне (24 серии) ему пытаются помешать местные олигархи, устроившие «дерибан» страны. Во втором сезоне «От любви до импичмента» (24 серии) на страну обрушиваются экономические проблемы, которые приводят к отставке Голобородько и его попытке переизбраться на новый срок. Действие третьего сезона происходит в 2049 году. Преподаватель истории рассказывает студентам-медикам киевского университета о событиях 30-летней давности, когда во время президентства Голобородько Украина распалась на десятки независимых государств. Финальный сезон «Слуги народа» всего из трёх серий вышел за несколько дней до первого тура реальных выборов президента в марте 2019 года.

Кравец исполнила в сериале одну из главных ролей — бывшей жены и соратницы Голобородько, главы Нацбанка страны Ольги Мищенко. Сейчас телесериал доступен на «Кинопоиске». В декабре всего три серии в эфире показал ТНТ (входит в «Газпром-медиа холдинг»). При этом канал утверждал, что изначально не планировал показывать весь сезон (хотя анонсы говорили об обратном). Кроме этого, из первой серии для эфирной версии вырезали шутку про президента России Владимира Путина.

Как украинки-продюсеры меняли телевидение в России к лучшему - фото 5

Елена Кравец рассказывает подписчикам о ситуации в Украине 1 марта 2022 года

Читай нас