Мнение. Почему Таноса в «Мстителях: Финал» превратили из лучшего злодея фильмов Marvel в худшего
Год назад я написал текст «Почему Танос — лучший злодей киновселенной Marvel», в котором рассказал о достоинствах антагониста «Войны Бесконечности». Во многом роль сыграли заниженные ожидания, ведь фильмы Marvel Studios никогда не баловали убедительными злодеями (Локи и Эдриан Тумс — исключения, и то спорные), да и сцены после титров, тизерящие безумного тирана, не предвещали ничего выдающегося.
Но Танос предстал перед нами во всей красе, не идеальный, но вполне достойный и самостоятельный. Его противостояние с супергероями на самом деле походило на конфликт интересов, а не на вымученные сценарные потуги.
А учитывая, какие противники были у персонажей остальных фильмов по комиксам Marvel, Танос так вообще казался настоящим откровением:
Но уже сам факт, что тиран, устраивающий геноцид во всей Вселенной, не выглядит абсолютным злом, — большая победа для Marvel Studios. Раньше у студии гораздо более приземленные антагонисты казались карикатурными, а их мотивы — надуманными.
Пускай Танос все еще далек от неоднозначности и полутонов, но как злодей из разряда «угрожает всему миру» он получился как минимум необычным. Вспомните, к примеру, Галактуса из «Фантастической четверки: Вторжение Серебряного серфера» и сравните его с антагонистом «Войны Бесконечности». Это же земля и небо!
Соответственно, от «Финала» ожидали как минимум того же уровня. Битва с врагом, который все-таки сумел добиться своего, но ему грозят забрать достигнутое огромными потерями, могла получиться невероятно напряженной и захватывающей. К тому же нам обещали раскрыть его взаимоотношения с Небулой, для которой он в противоположность Гаморе был «злым отчимом», а не «добрым дядюшкой».
Осторожно, далее по тексту спойлеры!
Тот самый Танос, которого многие если и не полюбили, то хотя бы начали уважать, умирает в первые 10 минут. Но даже за столь короткое время он умудряется впечатлить. Видеть архиврага Мстителей, сумевшего одолеть всех, за бытовыми делами несколько необычно, но от этого его образ только становится более комплексным и цельным. Пожалуй, именно так и должен вести себя человек, который добился всего и больше от жизни ничего не хочет.
А затем Капитан Марвел ему наглядно и бесцеремонно демонстрирует, как ей плевать на чужие чувства. Следом за ней в уютную хижину Таноса вваливаются и другие Мстители, похожие на ораву обиженных школьников.
Но злодей даже в очевидно проигрышном положении не теряет достоинства. Ведь он победил, он стал «неотвратимым», а все потуги супергероев исходят не из желания что-то исправить, а от собственного бессилия, импульсивности и ненависти к себе.
Тор это подтверждает, когда все-таки «целится в голову» и убивает Таноса. Это показательный момент сразу в нескольких отношениях. Во-первых, это один из немногих фильмов с рейтингом PG-13, в котором кого-то прямо в кадре декапитировали. Во-вторых, даже якобы триумф бога грома над галактическим тираном обернулся победой последнего, ведь Тору пришлось в итоге последовать совету заклятого врага, уничтожившего почти всех асгардцев. Неудивительно, что он впал в такую депрессию. И в-третьих, смерть оригинального Таноса означает гибель всего хорошего, связанного с этим персонажем в киновселенной Marvel.
В следующей раз с Таносом зритель сталкивается ближе к середине фильма. В том временном промежутке злодей только начинает сбор Камней Бесконечности, Гамора и Небула все еще служат ему, а между самими сестрами наблюдается конкуренция. Казалось бы, вот шанс взглянуть на антагониста в самом начале пути, как он загорается идеей очистки Вселенной, все сильнее убеждается в правильности своих действий. Это бы лишь укрепило его позиции в качестве лучшего злодея MCU.
Но вместо этого Танос лишь бросается немногочисленными и бессмысленными фразами, ходит с апатично-каменным лицом и не делает ровным счетом ничего, чем он прославился в «Войне Бесконечности».
На его фоне даже члены Черного Отряда, кажется, обладают большей индивидуальностью. С уровня максимально прописанного характера он упал до низов некоего безликого космического генерала, который нужен лишь для того, чтобы у главных героев была груша для битья.
Наибольшим упущением оказываются его отношения с приемными дочерьми. Та любовь к Гаморе, которая ощущалась в каждом кадре с этой парочкой в «Войне Бесконечности», исчезла бесследно. Танос будто видит в приемной дочери лишь инструмент для исполнения своей воли, но тогда смысл было нам так усиленно доказывать, что она для тирана нужна и важна?
Невольно начинаешь задумываться, что Камень Души с его правилом «пожертвуй самым дорогим» слишком легко обмануть. Это, кстати, косвенно доказывают Соколиный глаз и Черная вдова.
К Небуле Танос относится как к рядовому солдату, ни капли не лучше. Это еще одна утраченная возможность со стороны Marvel Studios, ведь в комиксах злодей даже сделал из девушки изуродованный живой труп. Между ними должна гореть всепоглощающая ярость, настолько же бессмысленная, насколько и беспощадная. Вместо этого Небула из прошлого с привязанностью домашнего животного выполняет все прихоти отца.
А когда наступает время решающего сражения, образ Таноса рушится окончательно. От его прежних убеждений не осталось ни следа. Если раньше он заявлял, что уважает Мстителей, но не может позволить им добиться своего, то в «Финале» открытым текстом говорит что-то в духе «вы мне не нравитесь, поэтому вы должны умереть». О какой мотивации может идти речь в таком случае? Это наиглупейшая причина для сражения из всех возможных.
Даже у самых отвратительных «плохишей» в фильмах по комиксах были более убедительные мотивации. Да, жажда власти/денег/огромной силы в плане интереса для зрителях не представляет собой ничего ценного, но в нее хотя бы можно поверить. Ведь все мы хотя бы раз задумывались о чем-то подобном. А вот идеология «ты мне не нравишься, я тебе настучу по голове» — это нечто настолько инфантильное и плоское, что становится противно. Не такого ожидаешь от «лучшего злодея».
Тут очень иронично звучит фраза Таноса-2 про неотвратимость, которую он своровал у своей более совершенной и умной версии. Вы просто вдумайтесь — один из лучших, если сравнивать с остальным кошмаром, моментов с антагонистом фильма оказался не просто параллелью с первым актом, а прямой цитатой, наглым воровством ради пафоса и желания казаться лучше. Уж в чем, а в высокопарных речах злодеи MCU всегда разбирались. Но только не Танос в «Финале».
И я даже могу понять, в чем смысл такого резкого лишения персонажа всех достоинств. Ведь по сути Мстители в фильме противостоят не безумцу, одержимому Камнями Бесконечности. Их главный враг — та самая неотвратимость, жестокий фатум, которому не в силах ничего противопоставить ни люди в высокотехнологичных костюмах, ни боги, ни космические сущности. Супергерои бросают вызов мирозданию со всей его холодной жестокостью, и битва никак не может быть равной.
Это здорово, это круто, а еще это неплохое развития антагонистов в MCU, из фильмов которой выделялись разве что «Железный человек 3» и, собственно, «Война Бесконечности». Ведь Мстители привыкли мстить и бить в лицо тех, кто посмел нарушить покой мира. Ситуация, когда лица для нанесения ударов нет вовсе, могла бы стать очень нестандартной, внести свежую динамику в привычную формулу Marvel. Опять же, после выдающейся и дерзкой концовки третьих «Мстителей» можно было ожидать дальнейших экспериментальных решений.
Но появление Таноса-2 (Таноса-младшего, если хотите) убивает все надежды на смелость «Финала». Вместо того, чтобы заставить Мстителей превзойти свое естество и воплотить миф о супергерое в реальность, им подбрасывают скучного третьесортного пришельца с манией величия и огромную армию монстров. К чему была задумка «ограбления времени», если в конце-концов все свелось к классическому мордобою?
При этом в поп-культуре хватает примеров удачной реализации борьбы человека и жестокости судьбы, связанной со временем. Ярчайший представитель — визуальная новелла Steins; Gate («Врата Штейна»). Ее кульминационные моменты сводились к отчаянным попыткам главного героя в прямом смысле обмануть временные линии и найти идеальный для всех исход. В новелле нет некоего злого-презлого персонажа, который мешает протагонисту — само устройство мира не позволяет ему достигнуть цели. Но тем интереснее получается противостояние.
В «Мстителях: Финал» такого нет, зато есть скучный-прескучный Танос. Особенно больно на него смотреть сразу после «Войны Бесконечности», тогда контраст очевиден. Главный злодей самого масштабного фильма Marvel служит отличной демонстрацией политики студии — никаких смелых решений, исключительно проверенные методы. Даже не верится, что последние две части «Мстителей» писали и снимали одни люди. Скажи мне кто-то год назад, что с Таносом все обернется подобным образом — я бы не поверил. Но такова суровая реальность.
Так что за по-настоящему интересным Таносом лучше идите к комиксам, например, в ту же «Перчатку Бесконечности». Ведь в «Финале» нет и доли процента его прежнего величия. И тут вспоминается крайне едкий в контексте этой статьи момент, когда Капитан Америка видит просто сидящего Таноса и спрашивает, что он делает. На это Тор отвечает настолько емко, что описывает все присутствие злодея в фильме:
Абсолютно ничего.
Там не «вы мне не нравитесь, поэтому вы должны умереть», там еще веселее. Танос прямым текстом сказал, что хоть кто выживет, а кто нет, как и в "Войне бесконечности" решит слепой случай, но Землю он уничтожит нафиг, просто потому что мстители посмели с ним сражаться.
Ну а потом он вообще решил уничтожить Вселенную. В общем, он и в предыдущем фильме пусть и производил впечатление, но все портил его тупой план, а в этом у него отобрали единственное, что делало его интересным персонажем - его принципы.
Печально...