20 марта 2020Игры

Как студия Quantic Dream защищалась от обвинений в «токсичности корпоративной культуры»

Статья Дина Такахаши (@deantak) опубликована на сайте Venturebeat 27 февраля 2020 года. Перевод подготовлен онлайн-школой английского языка Skyeng.
Статья Дина Такахаши (@deantak) опубликована на сайте Venturebeat 27 февраля 2020 года. Перевод подготовлен онлайн-школой английского языка Skyeng.

Последние пару лет студия Quantic Dream находится в центре скандала вокруг якобы «токсичной корпоративной культуры». Компания считает, что французская пресса в погоне за сенсацией несправедливо оклеветала ее. Сами французские журналисты и их сторонники считают, что проблема в том, что компания занимает лидирующее место на рынке.

Так обстоят дела у французской студии под руководством Дэвида Кейджа и Гийома де Фондомье. С момента основания в 1997 году Quantic Dream завоевали за свои работы 250 наград. Студия создает не просто игры, а глубоко эмоциональные истории, которые выводят индустрию на новый уровень: Omikron: The Nomad Soul, Fahrenheit, Heavy Rain, Beyond: Two Souls и Detroit: Become Human. Этот послужной список помог компании добиться инвестиций от китайской корпорации NetEase — сделка состоялась в начале этого года. Также Quantic Dream объявили, что начнут самостоятельно выпускать игры для различных платформ помимо PlayStation.

Но за такой успех, судя по всему, пришлось дорого заплатить. Пару лет назад в прессе появились три публикации о внутренней культуре компании. Было проведено расследование и французский Суд по трудовым правам признал компанию невиновной по большинству обвинений и освободил от крупных денежных компенсации по ним. Дэвид Кейдж подробно объяснил ситуацию каналу GamesBeat в электронной переписке. Иск Quantic Dream против СМИ, обвинивших компанию в токсичности корпоративной культуры, все еще рассматривается: в связи с забастовками во Франции слушание было отложено до 2021 года.

Detroit: Become Human.

Detroit: Become Human.

Весь скандал был порожден одним случаем, но журналистов волнует, какая рабочая культура в целом поддерживается в компании. Журналисты рассказывали о токсичной корпоративной культуре на основании интервью с бывшими и текущими работниками. Однако Кейдж заявлял, что независимые эксперты не обнаружили проблем в компании, а ее многочисленные сотрудники могут поручиться за высокий уровень профессиональной культуры.

Ирония в том, что как раз в это время студия заканчивала работу над игрой Detroit: Become Human о человекообразных андроидах, исследующей проблему уничижения человеческого достоинства. Это игра о моральном выборе, а пресса яростно критиковала моральной выбор самой компании.

Для это материала мы побеседовали с 16 действующими сотрудниками Quantic Dream и взяли интервью по электронной почте у Дэвида Кейджа и де Фондомье. Мы готовы к дальнейшему обсуждению и направили запросы другим людям. Эта статья основана на информации, которой мы располагаем на данный момент.

Неудачное стечение обстоятельств

Игра Detroit: Become Human студии Quantic Dream выводит анимацию лиц на новый уровень.

Игра Detroit: Become Human студии Quantic Dream выводит анимацию лиц на новый уровень.

Разработке игры помешала реальная драма. Долгий судебный спор начался с небольшого эпизода. Ведущий программист Quantic Dream любил в обеденный перерыв делать фотоколлажи. Он брал головы коллег и соединял их с телами знаменитостей или другими картинками. Результат он показывал друзьям и руководству, включая Кейджа. Также работы вешали на кофе-машину, часто — сами герои коллажей. Кейдж утверждает, что если кто-то из сотрудников не желал видеть себя на коллажах, его просьбу выполняли.

«Он не хотел никого унизить или оскорбить, иначе мы бы сразу пресекли подобную практику», — утверждает Кейдж, подразумевая, что картинки носили исключительно дружественный характер. «Ни один из коллажей, что я видел, меня не шокировал. Хочу подчеркнуть, что никто в команде не жаловался на происходящее. За три года не поступило ни одной жалобы, ни руководству, ни в уполномоченные органы».

За три года ни один из 200 с лишним сотрудников Quantic Dream не пожаловался на коллажи. Но 27 февраля 2017 года программист, делавший их, случайно отправил ссылку на все 600 картинок каждому человеку в компании. Очевидно, он забыл, что 12 картинок были совершенно неприемлемыми, и поделился ими по ошибке. IT-менеджер компании пожаловался руководству на картинку, на которой он фигурировал. Там его лицо было наложено на тело Суперняни — персонажа телешоу Supernanny.

Как студия Quantic Dream защищалась от обвинений в «токсичности корпоративной культуры» - фото 3

«В картинке не было ничего особо оскорбительного (в ней не было признаков гомофобии, расизма или мизогинии, как установил Суд по трудовым правам), но образ был действительно неприемлемым, — говорит Кейдж. — Мы также узнали о других совершенно неприемлемых картинках, которые не видели ранее».

Кейдж утверждает, что руководство провело беседу с сотрудником, делавшим коллажи, и потребовало прекратить это. Также сотрудника обязали извиниться перед IT-менеджером и вынесли ему официальное предупреждение (с занесением в личное дело и возможностью увольнения). Компания предоставила доказательства, что данные дисциплинарные меры имели место, и три независимых органа, расследовавших дело, подтвердили их подлинность.

Сам бывший IT-менеджер отказался дать интервью для этого материала и отослал GamesBeat к ранее опубликованным статьям. Насколько известно, он принял извинения. Однако затем он попросил немедленно уволить создателя коллажей, а ему самому выплатить компенсацию в размере годовой зарплаты (плюс 40%). В случае отказа он угрожал, по словам Quantic Dream, «рассказать всю историю в прессе».

Heavy Rain.

Heavy Rain.

Руководство компании расценило это как шантаж, говорит Кейдж.

«Мы пытались поговорить. Мы предложили нанять переговорщика — на что он сначала согласился, но потом отказался. Мы пытались найти решения, но он отвергал все наши предложения», — говорит Кейдж.

Три человека, работавшие в одном отделе с IT-менеджером, также уволились и потребовали выплатить компенсацию. IT-менеджер обращался за помощью в государственные органы, но, как утверждает Кейдж, Quantic Dream предоставили все необходимые документы и объяснения. Тогда IT-менеджер обратился к прессе, приложив все 12 непристойных картинок. Журналисты взялись за дело.

Журналистское расследование

Дэвид Кейдж, сооснователь студии Quantic Dream.

Дэвид Кейдж, сооснователь студии Quantic Dream.

На основании признаний IT-менеджера материалы выпустили газета Le Monde, сайт о видеоиграх CanardPC и посвященный журналистским расследованиям сайт Mediapart. Но их статьи касались не только инцидента с коллажами. СМИ пытались понять, что не так с гейм-индустрией в целом.

В своей первой статье, посвященной расследованию состояния дел в гейм-индустрии, Mediapart решили сосредоточиться на Quantic Dream, «потому что у нас имеется большой объем информации и показаний о трудовой культуре компании», — рассказал автор Mediapart Дэн Израел в электронной переписке с GamesBeat. «Нам также стало известно, что Le Monde проводила сходное расследование, поэтому мы объединились — но только для первой статьи», — сказал Израэл.

Heavy Rain.

Heavy Rain.

Журналисты объединили усилия и направили Quantic Dream ряд вопросов. В компании утверждают, что изначально список вопросов был довольно пугающим. 26 декабря 2017 года журналисты направили Quantic Dream список вопросов, которые руководство назвало «абсурдными». Там были такие вопросы:

  • Мы обнаружили счет на 10 $ за обслуживание в номере в отеле Лас-Вегаса. Это счет за услуги проститутки?
  • Мы слышали, что у одного из ваших сотрудников был коврик для мыши с изображением сексуальной девушки. Вы считаете подобное приемлемым?
  • Один из ваших сотрудников носил футболку хэви-метал-группы, которую другой сотрудник посчитал оскорбительной. Вы поощряете подобное поведение?
  • Все знают, что вы много работаете. Вы в курсе, что из-за этого люди, которые работают меньше, могут чувствовать вину?

(По утверждению журналистов, список вопросов был гораздо шире, сами вопросы и ответы на них были опубликованы и все вопросы были выдержаны в профессиональном тоне).

«Мы с Гийомом де Фондомье, сооснователем Quantic Dream, были абсолютно поражены. За годы работы мы встречались с сотнями журналистов, но нам никогда не задавали подобных вопросов, — говорит Кейдж. — Мы быстро поняли, что у этих журналистов было „свое видение проблемы“. Они хотели показать, что в успешной компании корпоративная культура обязательно должна быть токсичной, и просто искали доказательства своей теории».

Fahrenheit.

Fahrenheit.

Журналисты встретились с Кейджем и де Фондомье 4 января 2018 года.

«Мы спокойно отвечали на их вопросы, но они игнорировали наши слова, потому что они не подтверждали их собственные теории. В статьях мои ответы подали так, как им было нужно, — говорит Кейдж. — Затем они направили запрос представителям работников, на который получили честный ответ, что сотрудникам неизвестно, чтобы кто-то в компании жаловался на внутреннюю культуру, и все обвинения были безосновательны».

Кейдж добавляет: «Им нужна была простая история: студия Quantic Dream и ее топ-менеджеры добились огромного успеха…, но этот успех построен на токсичной корпоративной культуре и нездоровых методах управления».

Кейдж говорит, что десятки бывших и действующих сотрудников дали официальные показания, что в компании нет проблем с корпоративной культурой.

Статьи вышли в середине января 2018 года. Дэн Израэл и Матильд Гонек с сотрудничестве с CanardPC написали для Mediapart три статьи, посвященные профессиональной культуре в гейм-индустрии. CanardPC опубликовал расширенные версии этих материалов. Кейдж утверждает, что приглашал журналистов из Le Monde провести неделю в Quantic Dream, но те отказались.

Гийом де Фондомье, сооснователь Quantic Dream.

Гийом де Фондомье, сооснователь Quantic Dream.

Но журналисты утверждали, что все написанное правда. В статьях обсуждался случай с IT-менеджером и другие проблемы внутри Quantic Dream.

«В первой статье Mediapart разбирал случай с коллажами, но также и другие проблемы: работу в авральном режиме, выгорание и усталость многих сотрудников; тот факт, что некоторым из бывших сотрудников не нравилось работать в Quantic Dream; странные внутренние процессы (в частности, взаимоотношения между Quantic Dream и биржей труда)», — говорит Израэл.

Но Кейдж утверждает, что журналисты не понимают, как устроена работа в гейм-студиях и с какими жесткими ограничениями приходится сталкиваться в компании.

«Обвинения нас очень удивили, потому что мы пристально следим за работой менеджеров, — говорит Кейдж. — У нас есть собственные и внешние бухгалтеры, юристы, административный персонал и акционеры. Вообще в такой маленькой компании сложно что-то скрыть. Мы снова провели большое внутреннее расследование и привлекли третьих лиц, чтобы понять, делаем ли мы что-то не так. Но мы снова ничего не нашли».

Кейдж утверждает, что три различных государственных органа высказались в поддержку компании. В частности, в 2018 году три крупных аудиторских компании, одна американская и две вранцуских, проверили чистоту инвестиций, полученных от компании, торгующейся на бирже NASDAQ. Также URSSAF, французский государственный орган, направил двух своих сотрудников на три недели в компанию, с целью проверить все контракты, зарплаты, налоговые отчисления и транзакции сотрудников и менеджеров. Проблем обнаружено не было, в том числе и с контрактом и транзакцией одного их директоров, которые в статье были названы незаконными.

«Все три внешних организации заявили, что менеджмент в компании не вызывает вопросов, все законы соблюдаются и проблем не обнаружено», — говорит Кейдж.

Офис Quantic Dream.

Офис Quantic Dream.

После того как гейм-сайт CanardPC, французская газета Le Monde и сайт, посвященный журналистским расследованиям, Mediapart опубликовали статьи о Quantic Dream, компания подала на два последних СМИ иск по обвинению в клевете. (Quantic Dream решили не судиться с CanardPC, так как их публикации имели меньший масштаб).

«Мы знали, что все обвинения в статьях сфабрикованы, и не могли это принять. Поэтому мы решили подать на журналистов в суд за клевету», — говорит Кейдж.

Дэн Израэл, один из авторов Mediapart, так прокомментировал проверки со стороны независимых органов: «Мы задавали много вопросов. Если бы Дэйвид Кейдж и Гийом де Фондомье предоставили нам данные объяснения, мы бы включили их в статью. Но они этого не сделали. Они только заявили, что была проведена проверка, которая не выявила проблем в компании. Мы упомянули это в статье. Мы процитировали все ответы по всем важным вопросам».

Журналист Вильям Одеро, автор статьи в Le Monde, в ответ на запрос GamesBeat ответил по электронной почте: «Наше расследование продолжалось три месяца. Я изучил множество внутренних документов компании, поговорил с 20 бывшими и действующими сотрудниками, включая высшее руководство, и все они подтвердили мою информацию. Независимо от нас Mediapart (известный французский сайт, посвященный журналистским расследованиям) и CanardPC (одно из наиболее независимых изданий о видеоиграх) пришли к точно таким же выводам. Quantic Dream считают, что мы „врем“ и „раздуваем скандал“, но это больше похоже на уловки их пиар-отдела. Это очень печально для людей, которые пострадали, а некоторые страдают до сих пор, от токсичной культуры внутри компании».

Суд по трудовым правам

Эти полицейские — люди, и у них немало недостатков.

Эти полицейские — люди, и у них немало недостатков.

Обращение IT-менеджера в Суд по трудовым правам было рассмотрено. Суд по трудовым правам — это государственный орган во Франции, куда может обратиться сотрудник с жалобой на работадателя. Судья рассматривает обстоятельства дела и выносит приговор. Обе стороны могут привлекать адвокатов, представлять доказательства и защищать себя.

Кейдж говорит, что за 22 года существования Quantic Dream в студии работало больше тысячи человек, но выступать в Суде по трудовым правам ему приходилось только трижды. Проиграл он только одно дело, никак не связанное с этой ситуацией. Это, по словам Кейджа, показывает, что у сотрудников Quantic Dream крайне редко возникают проблемы с компанией.

Первое слушание состоялось в 2018 году, но судьи так и не смогли вынести вердикт. В 2019 году, по результатам второго слушания, судья постановил, что истец «не представил доказательств неподобающий условий труда в компании […] и факт наличия публикаций […] не является достаточным доказательством».

Fahrenheit.

Fahrenheit.

IT-менеджер требовал компенсации в размере 115,000 € (128,215 $) и пересмотра факта его увольнения как незаконного (во Франции увольнение сотрудника должно быть серьезно обосновано, в противном случае работодатель будет обязан выплатить значительную компенсацию).

Судья отклонил требование о компенсации и постановил, что IT-менеджер уволился по собственному желанию. Руководство компании считало, что угроза рассказать все прессе, если другой сотрудник не будет уволен, была «совершенно неприемлемой». Судья вынес сходные решения для двух других сотрудников IT-отдела, третье дело все еще проходил апелляцию. В первых двух случаях судья постановил, что «третьи лица использовали» пострадавших для получения компенсации, говорит Кейдж.

Израэл считает подобную интерпретацию решения суда неверной. Если переводить с французского, там говорится, что «неясно, был ли пострадавший использован в своих интересах третьими лицами или он рассчитывал, что сможет получить более крупную компенсацию» (перевод с английского — прим. пер.) Данная формулировка была включена в постановление об отклонении иска IT-менеджера.

«Чтобы вы понимали всю картину: за несколько недель до случившегося данные сотрудники общались в рамках ежегодной оценки со своим руководителем, IT-менеджером. Там они заявили, что им нравится атмосфера в компании и все устраивает, — говорит Кейдж. — Эти и другие доказательства убедили судей, что история о „токсичной корпоративной культуре“ была сфабрикована для получения компенсаций».

Detroit: Become Human.

Detroit: Become Human.

Quantic Dream выплатили IT-менеджеру компенсацию в размере 5000 € (5572 $), так как суд решил, что компания могла оценить риски, связанные с созданием и распространением коллажей и пресечь подобные действия с самого начала. Французская пресса посчитала это поражением для компании, что Кейдж считает неверным. Но подобную позицию заняли и зарубежные издания: например, в еженедельнике Variety вышла статья под названием «Студия Quantic Dream, разработавшая игру Detroit, проиграла дело по обвинению в харассменте» (»«Detroit Developer Quantic Dream Loses Court Case Over Harassment»). Французская пресса все еще расценивает решение суда как победу истцов.

«Если перечитать постановление суда, любому станет ясно, что такая интерпретация ошибочна, но это то, что люди хотят услышать, поэтому журналисты интерпретирую судебные решения на свой лад», — говорит Кейдж.

Он утверждает, что суд постановил: «Несмотря на заявления со стороны сотрудника, случаев нарушения рабочей этики в компании выявлено не было».

Один французский журналист, не связанный с публикацией данных статей, занял сторону Кейджа. Винсент Жолли, старший репортер журнала Le Figaro, в переписке по электронной почте рассказал (выступая только от своего лица), что он провел небольшое расследование по этому вопросу и решил не публиковать материалов о якобы токсичной корпоративной культуре в компании.

Жолли говорит: «В последние годы я много писал о Quantic Dream и лично знаком с несколькими ее сотрудниками. Я не нашел никаких объективных доказательств в пользу обвинений. Неопровержимых улик у них нет. Поэтому я решил, что писать не о чем».

Иск о клевете в СМИ

Джоди, центральный персонаж игры Beyond: Two Souls, озвучена Эллен Пейдж.

Джоди, центральный персонаж игры Beyond: Two Souls, озвучена Эллен Пейдж.

Разбирательство по делу о клевете продолжается, но гораздо медленнее, чем рассмотрение дела в Суде по трудовым правам. Из-за недавних забастовок повторное слушание было отложено до мая 2021 года.

Компания хочет поскорее вернуть себе доброе имя. По словам представителей, этого же хотят и сотрудники.

Кейдж говорит: «Забавно, что многие обсуждают обстановку внутри Quantic Dream, но никто даже не попытался поговорить с нашими сотрудниками. Некоторые верят, что гейм-студиях с людьми обращаются неуважительно, унижают и эксплуатируют сотрудников, но это не про нас. Большинству наших работников от 30 до 50 лет, у них есть семьи, это талантливые специалисты в своей области. Вряд ли кто-то из них продолжал бы работать в „токсичной“ обстановке, особенно учитывая тот факт, что любой из них может с легкостью получить работу в лучших гейм-студиях мира. если проанализировать факты, можно прийти только к одному выводу — вся эта история не отражает реальное положение дел».

Beyond: Two Souls.

Beyond: Two Souls.

Одеро, журналист Le Monde, отвечает на это так: «По поводу решения Суда по трудовым правам: суд постановил, что коллажи имеют признаки „гомофобии, расизма, мизогинии или непристойности“ и обязал Quantic Dream выплатить штраф за халатное отношение к безопасности сотрудников, что, насколько мне известно, происходит нечасто. Сотрудник хотел использовать весьма запутанный и рискованный пункт французского законодательства, prise dʼacte, чтобы переквалифицировать свой уход из компании в увольнение, но суд не согласился. Поэтому истец не получил компенсацию, о которой просил изначально, и подал апелляцию».

Так как разбирательство еще продолжается, Кейдж говорит, что обе стороны попросили предоставить доказательства. Он утверждает, что Quantic Dream предоставили показания 40 бывших и действующих сотрудников, а также «многочисленные сообщения со словами поддержки, которые компания получила после выхода статей». Студия также предоставила результаты полного HR аудита, финансовых и социальных проверок и «множество других документов, доказывающих, что в Quantic Dream нет проблем с менеджментом и высоко ценят своих сотрудников».

Кейдж также подчеркивает, что в решении суда говорится, что «фотоколлаж, изображающий [IT-менеджера] в образе Суперняни, может быть расценен как непристойный, но не содержит признаков гомофобии, расизма или порнографии».

Fahrenheit.

Fahrenheit.

Израэл (Mediapart) заявляет: «Дэвид Кейдж и Гийом де Фондомье, конечно, могут придерживаться своего мнения. Поэтому мы поговорили с ними и процитировали их слова по данному вопросу (и другим) в нашей статье. Если вы перечитаете наш материал, вы увидите, что мы дали им достаточно возможностей высказаться. Это стандартная методика работы в Mediapart».

Кейдж говорит, что Mediapart предоставили недостаточно доказательств. Quantic Dream заявили, что в ходу слушаний судья ограничил число свидетелей, которое могут предоставить стороны, поэтому вместо 50 человек они смогли предоставить только 5. У Mediapart и Pixel/Le Monde было 4 свидетеля, включая 3 журналистов, написавших статьи.

«Вы понимаете, что мы не можем давать комментарии относительно наших источников информации, но у нас был далеко не один источник», — говорит Израэл (Mediapart). И добавляет: «Четырех свидетелей, о которых говорят Quantic Dream, вызвали на слушание, которое должно было состояться 5 и 6 декабря. Помимо этого у нас были письменные показания от четырех свидетелей — во Франции суд их учитывает. И у нас было пять свидетелей из числа бывших работников, они даже состояли в профсоюзе. Кроме того, как можно догадаться, многие из наших свидетелей пожелали остаться анонимными и давать показания под своими настоящими именами. Мы не могли раскрыть их личности в суде».

Отец ищет сына в игре Heavy Rain.

Отец ищет сына в игре Heavy Rain.

Кейдж говорит, что отсрочка слушания «очень некстати, потому что слушание разрешило бы все неясности в этом деле». Кейдж говорит, что Quantic Dream решили публично обсуждать сложившуюся ситуацию, чтоб справиться с обвинениями в социальных сетях, потому что сотрудников, поддержавших кампанию «травили, выставляли „предателями коллектива“ и даже угрожали им смертью».

Он добавляет: «Эти сотрудники просто рассказали, что они никогда не были жертвами неподобающего поведения, а некоторые просто не могут такое слышать. Поразительно, с каким фанатизмом некоторые готовы спасать жертв унижений и дискриминации, даже если самих жертв нет».

Отвечая на обвинения в токсичности корпоративной культуры, Кейдж говорит: «Мы осознаем свою ответственность и очень серьезно относимся к этим обвинениям. Мы провели внутреннее расследование, чтобы выявить проблемы внутри компании. Мы начали большую внутреннюю проверку, провели беседы с каждым сотрудником, даже предложили людям отправлять анонимные сообщения и обзвонили десятки бывших сотрудников. Ни одной жалобы не поступило».

Он добавляет: «Мы наняли People Vox, независимую компанию, которая специализируется на аудите кадров (они работают со многими крупными компаниями во Франции). Они провели анонимный опрос на платформе по 74 вопросам относительно условий труда в компании. Результаты были абсолютно однозначными: 96% сотрудников отметили приятную атмосферу в студии как одно из преимуществ работы в компании; 94% сказали, что гордятся тем, что работают в Quantic Dream; 96% отметили, что доверяют руководству. „Уровень удовлетворенности“ среди сотрудников составил 94%. People Vox никогда раньше не видели подобных результатов».

Heavy Rain.

Heavy Rain.

Кейдж также говорит: «Мы в Quantic Dream предлагаем конкурентную зарплату, 50% наших руководителей женщины, сотрудники бесплатно получают 10% акций компании, у нас работают люди разных национальностей, сексуальных ориентаций и разного происхождения, мы поддерживаем гуманистические идеалы и всеми силами стараемся создать комфортные условия труда. Если провести серьезное расследование, это станет ясно каждому».

Но Израэл (Mediapart) заявляет: «Если говорить о нашей статье, посвященной Quantic Dream (как и о любой нашей статье), мы абсолютно уверены, что выиграем дело. Мы делаем свою работу и соблюдаем профессиональные стандарты. К сожалению, результаты можно будет увидеть еще нескоро».

Реакция сотрудников

Персонаж игры Detroit: Become Human.

Персонаж игры Detroit: Become Human.

Как я уже говорил, для этой статьи я пообщался с 16 сотрудниками Quantic Dream. Я провел коллективный звонок по видеосвязи, а также пообщался с несколькими людьми по отдельности по скайпу. Я не посещал парижский офис компании, хотя мне предлагали это сделать. Я получил разрешение брать интервью у сотрудников от руководства компании и поговорил с одним из сотрудников в ходе интервью, которое не было организовано компанией.

Во время группового звонка сотрудники поделились, что истории о корпоративной культуре не соответствуют реальности и вредят репутации компании, которой стало сложнее нанимать людей. Некоторые сотрудники (некоторые работают в компании уже не один десяток лет) были удивлены, «шокированы» и потрясены скандалом в прессе. Они заявили, что все эти истории «чушь». Один сотрудник рассказал, что его очень расстроило, когда его дочь прочитала одну из статей и спросила: «Папа, ты что, работаешь в токсичной компании?»

Сотрудники рассказали, что если требовалось работать сверхурочно, начальство просило об этом открыто и подробно обсуждало условия, так как во Франции к переработкам относятся очень серьезно.

«Мы старались сохранять хорошую мину при плохой игре», — сказал один из сотрудников. «Но это угнетает. Мы любим делать игры».

Как студия Quantic Dream защищалась от обвинений в «токсичности корпоративной культуры» - фото 19

Адам Уильямс, ведущий писатель Quantic Dream, пришел в компанию четыре года назад, чтобы работать над проектом Detroit: Become Human. Сначала он работал удаленно, но потом переехал в Париж, чтобы быть вместе с командой. Он работал бок о бок с Кейджем и называет его и де Фондомье очень приятными людьми. Кейдж помогал Уильямсу с переездом и даже учил кататься на велосипеде.

«Я помню, что некоторые обвиняли компанию в токсичности еще до релиза Detroit, — рассказал Уилльямс в ходе одного из наших интервью. — Но было не совсем понятно, в чем она выражается. Дэвид не находил себе места, пытаясь понять, что могло дать почву для таких обвинений. Все очень странно переплеталось: чем больше все вокруг говорили о Detroit, тем больше было обвинений».

Он добавляет: «Когда я узнал, что причиной скандала стали коллажи, я так и не смог вспомнить ни одного человека, которого они бы оскорбили».

Уилльямс говорит, что у него самого есть сестры и он очень внимательно следит за историями о харассменте в других компаниях.

«Меня очень огорчала мысль, что какой-то представитель СМИ мог цинично использовать эти обвинения в свою пользу, — говорит Уилльямс. — Из-за подобных случаев реальные жертвы харассмента не могу привлечь достаточное внимание и восприниматься несерьезно».

Он опроверг идею о том, что топ-менеджеры компании могли покрывать друг друга и не рассказывать о токсичной атмосфере и харассменте в студии.

Detroit: Become Human.

Detroit: Become Human.

«Я считаю оскорбительной мысль, что кто-то из сотрудников может быть настолько труслив, чтобы не заявить о подобных вещах, если с ними столкнулся, — говорит Уилльямс. — Постепенно мы начали думать, что это может быть реальная атака на компанию, а не просто журналистское расследование. Постепенно я начал чувствовать, что некоторые журналисты и гейм-издания нас недолюбливают. Мы поняли, что искать нечего».

Уилльямс отмечает, что среди сотрудников компании много женщин, в том числе среди руководства. И Уилльямсу известно, что Кейдж хотел создать Detroit, чтобы «поднять проблему обращения с людьми как с существами второго сорта».

Уилльямс отметил, что ему было полезно высказать собственное мнение об этой проблеме и держать это все в себе было непросто.

«Мне кажется, многие, кто замешан в этой истории, чувствуют что-то подобное, потому что это очень благородный повод — спасать несчастных сотрудников от злой корпорации — и журналисты думают, что цель оправдывает средства, — говорит Уилльямс. — Даже если они не смогут ничего доказать, даже если у них не будет подходящих свидетелей и улик, ничего страшного. Потому что они борются за благое дело и это дает им карт-бланш».

Как студия Quantic Dream защищалась от обвинений в «токсичности корпоративной культуры» - фото 21

Уилльямс и другие сотрудники отмечают, что права работников во Франции защищены очень хорошо и работодатель в большинстве случаев не может выиграть дело против работника. Уилльямс считает, что тот факт, что Суд по трудовым правам не принял сторону истца, говорит о многом.

Лиза Пендс, вице-президент издательского отдела Quantic Dream, соглашается и говорит, что она работает в компании уже несколько лет и довольна своей работой. Во время собеседования она спрашивала об обвинениях в токсичности корпоративной культуры. Она говорит, что у нее были другие варианты, поэтому она не торопилась принять решение.

Но после общения с представителями компании она приняла предложение о работе, и это решение, по ее словам, оказалось верным. Она отмечает, что среди руководителей в компании много женщин и руководство прислушивается ко всем сотрудникам.

«На самом первом собеседовании я спросила Гийома об обвинениях, и он очень честно рассказал о том, как устроена работа в студии, — говорит Пендс. — Мне казалось, что я рискую, принимая это предложение. Но я решила довериться своему чутью, и каждый день радуюсь этому».

Оглядываясь назад

Выбор в игре Heavy Rain от Quantic Dream.

Выбор в игре Heavy Rain от Quantic Dream.

Кейдж считает, что причиной сложившейся ситуации стало то, что Quantic Dream были «немного наивны».

Он говорит: «Мы всегда доверяли своим сотрудникам и уважали их, и мы никогда бы не подумали, что кто-то станет лгать, чтобы получить компенсацию. Мы знаем, что большинство журналистов работают добросовестно и честно, но можно было предположить, что найдут те, кто будет распространять ложные сведения. Мы не предприняли достаточных мер, чтобы защитить компанию. Но делаем это сейчас».

Кейдж добавляет: «Все больше гейм-студий сегодня сталкиваются с хейтерами в интернете, которым не нравятся игры, которые эти компании делают. Мы не исключение. В наших играх нет насилия, мы создаем эмоциональные истории с глубоким сюжетом, раскрывающие суть человеческих отношений. Это не может нравится всем, я понимаю, но у нас есть миллионы фанатов по всему миру, которым нравится такой жанр и наши игры в частности.

Некоторым не нравится моя мысль о том, что гейм-индустрия должна предлагать разнообразные и зрелые игры, фокусироваться на эмоциях и смыслах, а не на насилии. Судя по всему, такая позиция многих раздражает. Я не стремлюсь угодить всем, и если мои игры и идеи кому-то не нравятся, это означает, что в них что-то есть. Я не поменяю своего мнения, и неважно, как еще люди будут пытаться оправдать свое недовольство».

Что это значит для Quantic Dream

Это человек или андроид? Анимация или видео?

Это человек или андроид? Анимация или видео?

Кейдж говорит, что скандал не отразился на командному духе. Игра Detroit: Become Human также стала очень популярной. Кейдж говорит: «Фанаты любят Detroit. Каждый день мы получаем письма, где они рассказывают, как им нравится игра, делятся своим творчеством по ее мотивам, показывают фотографии косплеев. По всей планете есть люди, которые нас любят, и это потрясающе».

В начале года Quantic Dream также получила большой раунд инвестиций от китайской организации NetEase, которая инвестирует в игры для различных платформ. Компания открыла новую студию анимации персонажей и объектов, звуковую студию, новые офисы и новое общее пространство для сотрудников — и продолжает работать над идеями новых игр и прорывными технологиями. Скандал никак не повлиял на взаимоотношения с Sony. NetEase также, судя по всему, провели собственное расследование до того, как инвестировать в компанию.

«Наш коллектив никогда не был настолько сплоченным. Мы бы не смогли ничего добиться без любви к своему делу, таланта и веры в Quantic Dream. Я очень горжусь своей командой и всем, что мы создали за 22 года, — говорит Кейдж. — Это история показывает, что всем нам нужно быть начеку, потому что информацией очень легко манипулировать, а также потому, что в игры часто вмешивается политика. Quantic Dream не участвует в политических играх, но мы не хотим становиться пешками в руках людей, которые за наш счет пытаются отстоять собственные политические интересы или продвигать свои статьи. Мы должны с уважением относиться к реальным жертвам, людям, которые действительно пострадали физически или психологически. Тем, кто создают фальшивые истории, подобные этой, стоит понять, что они не помогают ни индустрии, ни реальным жертвам.

Со своей стороны мы продолжим развивать собственные представления об интерактивности в играх, создавать что-то необычное, сотрудничать с самыми талантливыми специалистами в мире и делать эмоциональные и глубокие игры. Мы продолжим работать вместе с прежним рвением, мы будем придумывать, смеяться, спорить, мечтать, удивлять себя, поддерживать гуманистические идеалы и делиться своей любовью к играм с миллионами фанатов по всему миру».

Хотите читать английские статьи в оригинале? Записывайтесь в Skyeng и подтягивайте свой английский!

Комментарии 12
Чтобы оставить комментарий,Войдите или Зарегистрируйтесь
skaarjd
skaarjd
>Студия создает не просто игры, а глубоко эмоциональные истории, которые выводят индустрию на новый уровеньOmikron - единственная революционная игра, предвестник сюжетных игр в "открытом мире" ("городского типа"), какими мы их знаем сегодня... прошел незаметно, был сразу же "уничтожен" выходом Shenmue и GTA3, нынешнее поколение о нем, считай, знает лишь со слов старперов.Fahrenheit - взял QTE-фишку из Shenmue (где это был лишь один аспект игрового процесса, причем далеко не самый главный) и возвел ее в абсолют. Запомнился всем атмосферой первой пары часов, музыкой и бездарно слитым финалом. Славы, похоже, снискал поболе, а потому к нормальному геймплею студия так и не вернулась.Heavy Rain - культовый бывший эксклюзив Сони, потому что его все же смогли выдержать в одном стиле (в отличие от предыдущего тайтла), без перегибов. Сегодня принято критиковать, а не восхвалять как ранее. Оставил мемы про убийцу и "Джейсон!"Beyond - симулятор Эллен Пейдж, на который принято было показывать пальцем, утверждая, что "Кейдж уже не торт" (хотя когда он был "торт" - тайна, учитывая, что Omikron - вообще другая игра, а Heavy Rain, получается, единичный случай).Detroit - запомнился шумихой с Epic Store.Следует напомнить, что старенький, действительно культовый Blade Runner (который, возможно, получит свои "15 минут славы" с выходом ремастера) мог похвастаться вариативностью прохождения и "глубоко эмоциональной историей" задолго до интерактивных фильмов Quantic Dream. Это еще была и крутая "игра по лицензии", что вдвойне фантастика.Так что "кино" качественное, спору нет (особенно на техническом уровне), но "выводят индустрию на новый уровень"... побойтесь бога, вы чего? )С другой стороны, материал как будто нужен для того, чтобы в очередной раз покрасоваться "четверкой" от Канобу, которую влепили HR совершенно несправедливо. Не настолько там все плохо. Далеко не настолько.