Как снимали «День сурка»
По сюжету метеоролог Фил Коннорс вместе с оператором Ларри и новым продюсером Ритой Хансон отправляются в город Панксатони, штат Пенсильвания. Там им предстоит снять репортаж о ежегодном праздновании Дня сурка — реальном американском мероприятии, происходящем 2 февраля. Для Фила это нудная раздражающая обязанность, он не хочет проводить в городе еще одну ночь, а предпочитает вернутся домой. Но в дороге съемочную команду настигает снежная буря, и они вынуждены остаться в Панксатони. Проснувшись утром, брюзга Фил понимает, что снова оказался в том же дне — 2 февраля, — но никто кроме него этого не замечает. Так главный герой попадает в петлю времени и постоянно просыпается в 6 часов утра в День сурка под песню Сонни и Шер I Got You Babe.
«День сурка» стал второй работой начинающего сценариста из Чикаго Дэнни Рубина. Он принялся за историю в 1988 году, когда уже перебрался в Лос-Анджелес и успел написать сценарий для слабого фильма «Не слышу зла».
Основой нового проекта стала его идея о человеке, который попал в петлю времени и вынужден снова и снова проживать один день. Дополнить идею помогли книги писательницы Энн Райс о вампире Лестате (цикл «Вампирские хроники») и буддийская философия, которой тогда увлекался Рубин. В то время в США начался вампирский бум, поэтому сценарист штудировал книги Энн Райс в поисках зацепки для новой истории. И это помогло. Читая о вампирах, которые могут жить в течении долгих столетий, Рубин подумал о человеке в петле времени и решил совместить эти две идеи.
Это должна быть история, где герой застрял в одном дне. Сначала он становится еще хуже, чем был. Но потом, спустя годы в заточении временем, вырастает духовно и преображается в новую личность.
Дальше Рубину нужно было найти тот самый день, на котором зациклилась временная петля. Порывшись в календаре и отвергнув затертые праздники типа Рождества, Дня благодарения и прочее, сценарист наткнулся на 2 февраля — день предсказания погоды с помощью сурка из американской глубинки, крохотного городка Панксатони, штат Пенсильвания.
В том же году Дэнни Рубин и его агент разослали сценарий «Дня сурка» везде, куда могли. Рубина приглашали на встречи, хвалили историю и ее философский подтекст, но от дальнейшего пока воздерживались. Он уже отчаялся найти достойную студию, когда сценарий оказался у продюсера Тревора Алберта. Тот понял, что такая история подходит его другу Гарольду Рэмису («Охотники за привидениями», «Гольф-клуб», «Каникулы»). Это была комедия в духе режиссера, но с трагической ноткой и глубоким смыслом о перерождении. Похожая история случилась с самим Рэмисом. Он плотно сидел на наркотиках и упивался с Биллом Мюрреем до чертиков во время съемок своих прошлых картин. Но потом развелся с женой, бросил вредные привычки, нашел новую спутницу жизни и с ее подачи подсел на буддизм.
Альберт убедил Рэмиса прочесть краткий вариант сценария, но история тому не понравилась. Тогда продюсер настоял на том, чтобы режиссер прочел его целиком. После длительных уговоров Рэмис еще раз ознакомился с «Днем сурка» и нашел его занятным. Но все же он считал сценарий далеким от идеала и согласился снять фильм только при условии серьезной правки литосновы.
В 1991 году Дэнни Рубин подписал контракт с Columbia Pictures и они вместе с Рэмисом принялись шлифовать сценарий. Первый считал, что картина должна выйти более философской и с меньшей долей юмора. Но режиссер настаивал, что в фильме все же надо сделать упор на комедию и уже ее разбавлять смыслом и подтекстом.
В ходе работы они также спорили, надо ли объяснять зрителю причину заточения Фила во временной петле. Но потом решили ничего не рассказывать, а еще отказались от закадрового голоса, который изначально озвучивал мысли главного героя. Так же решили скрыть, сколько же на самом деле времени Фил Коннорс провел в заточении временем. По разным версиям, это могло быть и 10, и 100 и 100 тысяч лет.
Также в сценарий добавили предысторию, которая делала сюжет более понятным зрителю и давала фильму правильное развитие. Потому что первый вариант начинался с момента, когда Фил уже был в петле времени, а по ходу действия объяснялась его ситуация.
Изменили и линию с продюсером Ритой Хансон. Изначально, это была просто девушка, с которой Фил знакомится в Панксатони и затаскивает в постель. Потом из Риты решили сделать главную «виновницу» преображений героя, а игры со временем и приемы пикапа отыграли на простушке Нэнси.
Сначала об актере на роль главного героя знали только то, что он должен быть комедийным. Естественно, Гарольд Рэмис думал о Билле Мюррее, с которым они вместе сняли 5 фильмов. Они были друзьями, а Мюррей даже крестил детей Рэмиса, но работа есть работа.
Режиссер серьезно рассматривал на эту роль Тома Хэнкса, но сомневался в подходящем типаже. А тот отказался, будучи занят в съемках фильма «Неспящие в Сиэтле». Кроме него были мысли пригласить Чеви Чейза, Стива Мартина и Джона Траволту. Сам же сценарист Дэнни Рубин всегда представлял в этой роли Кевина Клайна («Французский поцелуй», «Дикий, дикий Вест»). Но в конце-концов Рэмис остановился на Билле Мюррее. По мнению режиссера, он подходил на роль лучше других — только Мюррей умеет понравиться зрителям, будучи несносным, ворчливым и самовлюбленным типом в начале фильма.
На роль Риты рассматривалась певица Тори Амос, но потом Гарольд Рэмис вспомнил о молодой актрисе и модели Энди Макдауэлл. Она ему приглянулась в фильме «Объект красоты», где снялась в главной роли с Джоном Малковичем. На роль оператора Ларри выбрали комика Криса Эллиота. Мэра города Панксатони, которого Фил спас в последний день, сыграл старший брат актера Брайан Дойл-Мюррей. Сам же Гарольд Рэмис взял себе эпизодическую роль врача, который делал снимок черепа Фила. Страхового агента Неда Райерсона сыграл актер Стивен Тоболовски. Работа должна была достаться Курту Фуллеру («Охотники за привидениями 2», «Сверхъестественное»), но Гарольда Рэмиса настолько зацепила игра Тоболовски, что он отдал роль ему.
При выборе места съемок сначала решили снимать в настоящем Панксатони, где и отмечается День сурка. Но выяснилось, что городок далеко не так живописен, как нужно для фильма, и не подходит на роль классической уютной американской провинции. Там даже не было необходимой по сценарию площади, а сам праздник проходил за городом, на холме под названием Индюшачья горка (также назовут площадь в фильме). После долгих поисков нового места съемки выбрали город Вудсток в штате Иллинойс. Но некоторые кадры все же пришлось снять в Панксатони и в студийном павильоне в Чикаго.
Правда, сначала власти Вудстока никак не хотели, чтобы у них снимали фильм. После долгих уговоров и обещаний, что по окончании работ студия выделит денег на ремонт дорог, мэр согласился. Внесли свою лепту и руководители Панксатони. Они следили за тем, чтобы во время съемок ритуал доставания сурка Фила и все другие церемонии соблюдались в точности как и в жизни.
Началом съемок «Дня сурка» считается 18 марта 1992 года. Их закончили где-то в июне, а после этого еще доснимали на студии, уже на этапе финального монтажа. Городок Вудсток почти на полгода стал огромной съемочной площадкой. Его жители снимались в массовке, а также помогали с украшениями и созданием снега (как на зло его почти не было и пришлось повозиться с искусственным).
Одного из главных героев фильма, сурка Фила, доставили из Панксатони. Местные жители специально вывели целое семейство зверьков, поэтому в роли Фила выступала настоящая суркова семья. У другого главного актера, Билла Мюррея возникли с ними проблемы. По легенде, сурки кусали его много раз, но по факту и по словам актера, это было только два раза, но очень больно и пришлось даже делать уколы от бешенства.
Сам же Билл Мюррей стал проблемой для всех и особенно для Гарольда Рэмиса. В те времена брак актера с Маргарет Келли трещал по швам, он завел интрижку с костюмершей «Дня сурка» Дженнифер Батлер (они поженились в 1996 году и у них родилось четверо детей), но и это не спасло его и всех остальных от плохого настроения и скандалов.
Как хороший друг Мюррея, Гарольд Рэмис знал о критической ситуации с женой (развелись в 1994 году), поэтому решил снимать сначала последние сцены фильма, где Фил Коннорс духовно переродился и стал лучше. За ними должны были идти все остальные сцены, особенно те, когда персонаж Мюррея подавлен, зол и находится в депрессии. Ведь тоже происходило и с Биллом Мюррем! И Рэмис оказался прав. Чем больше они снимали, тем тяжелее было работать с главным актером. Он часто останавливал съемки, спорил по поводу сценария, требовал внести правки и говорил, что сам знает, как лучше играть ту или иную сцену. Иногда он не приходил на работу или заявлялся поздно и пьяный.
А большой спор у друзей возник уже в самом начале работы. Они не могли решить, как снимать самую последнюю сцену, когда Рита и Фил просыпаются вместе утром 3 февраля. Споры шли о том, в каком состоянии проснутся герои — одетые, а значит у них не было секса, или раздетые, а значит он был. Чтобы принять окончательное решение Рэмис спросил мнение буквально каждого участника съемочной группы. Большинством голосов решили оставить их одетыми. Ведь если бы они переспали, то выходило что Фил вышел из петли времени после того, как затащил Риту в постель. А это не соответствовало философии картины. В итоге вышло так, что метеоролог выбрался из ловушки времени после того, как Рита влюбилась в него за один идеальный день, что он устроил ей и жителям города.
Противоположность Биллу Мюррею был сам режиссер Гарольд Рэмис. Все отзывались о нем, как о мягком, добром и спокойном человеке. Он даже разрешал сотрудникам приезжать на съемки с семьями. Поэтому, не считая проблем с Биллом (после этой картины друзья не общались больше десяти лет и помирились уже перед смертью Рэмиса), на площадке царила идиллия и семейный уют.
Еще один спорный момент возник у Рэмиса с руководством студии. Они просили не включать в фильм историю со стариком-попрошайкой, которого Фил тщетно пытался спасти множество раз. Режиссер настаивал на том, что это стоит оставить, как символ того, что даже всесильный Коннорс, у которого есть тысячи попыток, иногда ничего не может противопоставить смерти. Единственное, что ему под силу — скрасить последний день старика, угостить обедом, выпивкой и просто поговорить.
Всего в фильме показано 42 дня из тысяч, проведенных Филом в «Дне сурка». Самым сложным моментом для команды было снова и снова воспроизводить одни и те же сцены. Ведь в них по-другому вел себя в основном Фил, а все окружение, машины, люди и массовка делали одно и то же из кадра в кадр.
«День сурка» появился в кинотеатрах 12 февраля 1993 года. В том же году на экраны вышли блокбастеры «Последний киногерой» и «Парк Юрского периода», а также знаковые для истории кинематографа фильмы «Список Шиндлера» и «Пианино». И все же волшебная атмосфера картины, ее трогательная и одновременно смешная история не оставили равнодушными ни зрителей, ни критиков. От фильма в восторге были все, поэтому только в США он собрал кассу в 70 миллионов долларов при бюджете в 14.
За рубежом у «Дня сурка» дела тоже шли хорошо, но в некоторых странах у прокатчиков возникли проблемы с названием. Они считали, что местные зрители не поймут, в чем смысл. Поэтому, например, в Бразилии картина получила эпичное название «Проклятое время», а в Испании «День сурка» вышел под именем «Ловушка времени».
Номинации на Оскар и другие престижные награды обошли фильм стороной. Единственным значимым достижением картины стала премия BAFTA за лучший сценарий в 1994 году. Но главное, что картина полюбилась миллионам зрителей по всему миру и ценится до сих пор.
Фильм помог в развитии тем самым двум городкам — Панксатони, штат Пенсильвания, и Вудстоку, штат Иллинойс. Начиная с 1994 года, на празднование Дня сурка в Панксатони съезжаются десятки тысяч людей. А Вудсток стал меккой для поклонников фильма и музеем под открытым небом. А в том месте, где нога Фила постоянно проваливалась в лужу, теперь находится мемориальная доска со следами ног и надписью «Тут ступал Билл Мюррей».
Важно и то, что название фильма зажило отдельной жизнью и стало символом ежедневной рутины, в которой человек что-то делает, куда-то движется, а на самом деле стоит на месте. Наверное, каждый из нас когда-нибудь испытывал подобное чувство. Главный же посыл фильма таков — нет развития без самопознания и постоянного самосовершенствования. А еще нет смысла жизни без любви, ведь именно она вырвала главного героя из вечности и дала ему еще один шанс.