Как правильно играть в Cuphead
Перед игрой
Cuphead — это Alien Soldier со вторым игроком, Gunstar Heroes c еще более безумными уровнями, Metal Slug 3, если бы создатели этой великой игры стилизовались под американскую анимацию 40-х годов вместо аниме. Если вам что-то говорят эти названия, если вы знакомы с творчеством компаний Treasure, Konami и SNK, если вы можете перечислить десяток лучших скролл-шутеров с бегом слева направо, не используя Google, то вы можете пропустить эту секцию и начать чтение с пункта «Как играть».
Если жанр run 'n gun для вас ограничивается Contra: Hard Corps и Darkwing Duck, то перед игрой в Cuphead вам лучше ознакомиться хотя бы с несколькими представителями длинного ряда шедевров, из которых выросла игра StudioMDHR. Отсылок к игровой классике в Cuphead не меньше, чем к классической анимации: от дракона из Mega Man II до преграждающих дорогу вражеских «баз» прямиком из Сontra. Вы же не хотите, чтобы большинство жанровых аллюзий прошло мимо вас, правильно?
Это касается не только отдельных боссов и уровней, но и элементов геймплея. В Cuphead очень много всего намешано, и разбираться с механикой лучше не на протяжении одной игры, а при знакомстве с жанром в целом: отдельные игры высвечивают отдельные элементы механики. Правильное прохождение этих игр поможет понять, к чему нужно стремиться в Cuphead.
Все нижеприведенные игры (кроме одной) в наше время стали классикой и доступны практически на любой платформе. Итак, перед запуском Cuphead вам нужно…
Пройти Contra без S-оружия
Игра, с которой начался весь run 'n gun на консолях, довольно легкая. Но попробуйте пройти ее, не используя самый мощный вид оружия — накрывающий половину экрана spread, дробовик, стреляющий веером красных шариков, — и это будет совсем другая игра. Требующая координации, реакции и заучивания паттернов поведения боссов и рядовых врагов.
Только с дефолтовым автоматом или M-пулеметом можно оценить качество дизайна уровней и труд, который дизайнеры игры вложили в работу над каждым пикселем. Понять, почему Contra и по сей день остается одним из лучших представителей жанра.
В качестве бонуса я предлагаю вам пройти Super C — тоже с одним автоматом, — и Contra III: The Alien Wars на максимальном уровне сложности с любым видом оружия.
Пройти Mega Man 2 с одним бластером
Я терпеть не могу всю серию Mega Man за отсутствие требовательности к игроку. Любой уровень там можно пробежать, не обращая внимания на врагов и просто собирая бонусы со здоровьем. Любого босса легко убить оружием, взятым у другого босса.
Но если взять вторую, лучшую серию оригинальной восьмибитной трилогии и попытаться победить каждого из боссов честно, используя только бластер (так называемый buster), выданный Мега Мену по умолчанию… Тогда перед нами шедевр. Это больше не «камень-ножницы-бумага», где камень отбирается у Человека-Камня, ножницы — у Человека-Ножниц и так далее. Это испытание на память, реакцию и моральную стойкость, сражение с каждым из боссов может растянуться не на часы, а на дни и даже недели геймплея.
Вы оцените, на что потратили все это время, на уровне, где всех боссов нужно победить одного за другим на одной шкале здоровья. Испытание, казавшееся излишне сложным и нечестным при игре в обычном, дешевом режиме, теперь станет детской игрой: ведь вы знаете все движения каждого из этих роботов наизусть.
В качестве бонуса можно пройти Mega Man и Mega Man 3 (они отличные), а также превосходный 16-битный ремейк оригинальной трилогии Mega Man: The Wily Wars. Опять-таки — с одним бластером.
Пройти Alien Soldier на уровне сложности Super Hard
До выхода Cuphead этому шедевру Treasure принадлежал рекорд Книги Гиннесса за наибольшее количество битв с боссами в игре жанра run 'n gun: 25.
В Alien Soldier традионный геймплей с бегом и стрельбой — это бонусные уровни, на которых мы собираем оружие и боеприпасы. Главное тут — битвы с очень разными и необычными сверхпротивниками, требующими знания множества различных техник, механик, особенностей каждого вида оружия, его модификаций и комбинаций. В игре всего два уровня сложности: Super Easy и Super Hard. Первый — повод подивиться фантазии дизайнеров, второй — возможность прикоснуться к лицу бога аркадных шутеров.
Поначалу кажется, что подряд вы не в состоянии одолеть даже 5-6 боссов, не то что все 25! Но немного практики, и вы научитесь проходить все 25 за час с небольшим без единой смерти. Кстати, необходимость сражаться с боссам и рядовыми противниками, стоя на потолке вниз головой, тоже пришла в Cuphead из этой гениальной игры.
Победить босса Seven Force в Gunstar Heroes на уровне сложности Hard
В одном из выпусков нашего топа лучших игр всех времен по версии «Канобу» я уже рассказывал об этой гениальной игре и ее гениальном боссе-трансформере.
Максимальный уровень сложности в Gunstar Heroes на этом боссе предлагает семь форм, сменяющих друг друга в случайной последовательности. Их все нужно победить на одной шкале жизни. Лучше не смотрите видео на YouTube, учите каждую форму самостоятельно. Нет ничего приятнее, чем самому найти единственное безопасное место на экране в битве с формой-револьвером или довести бой с формой «морской еж» до степени «прохожу без единого хита» — хотя изначально она сама по себе кажется совершенно непроходимой на этом адском уровне сложности!
Все как в «Игре Эндера»: чтобы победить врага, его нужно понять и полюбить.
Пройти Astro Boy: Omega Factor на уровне сложности Hard (европейская версия) или Difficult (японская)
Забытый шедевр Treasure и студии Hitmaker (аркадного подразделения Sega, выпустившего Crazy Taxi и Virtua Tennis) — лучшая игра на платформе GameBoy Advance. Это как раз та игра, которую в наше время очень трудно найти легально, официально она не переиздавалась ни на одной платформе. Будем считать, что я предложил вам заказать на Ebay GBA и картридж с игрой, хорошо?
В Astro Boy: Omega Factor обязательно надо поиграть не только потому, что это великолепная, очень сложная и богатая игра от двух студий, покоривших вершины нескольких аркадных жанров. Великолепны тут и боссы, и геймплей между ними, и даже сюжет, адаптирующий весь канон очень плодовитого и талантливого мангаки Осаму Тэдзуки. Графика, звук, механика — все на немыслимом для GBA высоком уровне, с огромными, масштабируемыми спрайтами, управление — идеальное, система апгрейдов — на удивление сбалансированная, позволяющая проходить игру множеством одинаково честных способов. Местами, правда, рассчитанный на железо портативной консоли движок не справляется с буйством дизайнерской фантазии, и игра начинает ощутимо тормозить…, но подобные slowdowns — неотъемлемая часть геймплея определенной категории харкдорнейших аркадных игр. Играли же вы в Bloodborne!
Но в случае с Cuphead нам интересен другой аспект геймплея Astro Boy: run 'n gun-стадии здесь перемежаются классическим скролл-шутером с полетом слева направо. И рядовые враги, и боссы, и сама механика на воздушных стадиях совсем другая, нежели на пеших…, но при этом они воспринимаются как органичная часть игры. Разумеется, в Cuphead полетов тоже хватает.
Как играть
Чтобы оценить качество Cuphead, игру нужно проходить по тем же правилам, что Contra, Mega Man 2 или Alien Soldier.
Во-первых, только дефолтовое оружие (никаких бонусов, апгрейдов и сверхатак). Во-вторых, всегда максимальный уровень сложности. В-третьих, каждого босса нужно заучивать до тех пор, пока вы не научитесь их побеждать без единого пропущенного хита.
Дизайнеры сделали очень много поблажек игроку. Героя можно вооружить spread или самонаводящимся оружием (хотя любой игрок в Gunstar Heroes знает, что самонаводящиеся пули — одно из самых неэффективных видов оружия), обвешать апгрейдами, повышающими уровень жизни или постоянно восполняющими шкалу энергии суперударов. Сами суператаки позволяют пропустить тут или иную сложную стадию поведения босса без всякой зубрежки. При игре вдвоем вообще позволяется воскресить убитого напарника.
Забота о нетерпеливом игроке тут такая, что временами создается впечатление, что ты играешь в какой-нибудь Rayman Legends — современный платформер для всех возрастов. Но какой смысл пропускать то главное, что доставляет удовольствие при игре в run 'n gun: финальную, самую сложную форму босса или заковыристый уровень с необычной механикой?
В Cuphead нужно играть не ради сюжета, анимации или чтобы хорошо провести время с другом. Хотя не спорю — сюжет и анимация тут прекрасные, а игра в кооперативе впечатляет не меньше, чем в одиночку. Но Cuphead запускать стоит все-таки ради геймплея, ради понимания, любви и победы над противником, который при первой встрече казался совершенно непроходимым.
Даже самые слабые и намеренно-проходные боссы при правильной игре обрастают интересными нюансами и формами поведения — это всегда признак качественного дизайна. Братья Чад и Джаред Молденхауэр воспроизводят все элементы классических аркад, которые они так любят: не только мельчайшие детали анимации, хитбоксов и скорости перемещения врагов и героев, но и возможность все это грубо и безразлично пропустить ради как можно более быстрого завершения игрового процесса.
Помните: если вы прошли какой-то уровень или какого-то босса в Cuphead с первого раза, значит, вы что-то делаете неправильно!