Как попасть в киберспорт, если ты не игрок
Виталий «v1lat» Волочай
[киберспортивный комментатор]
Кем работал до киберспорта:
До киберспорта я жил жизнью типичного студента. То есть, копал траншеи на даче у кого-то, подрабатывал на стройках, несколько недель был официантом в кабаках, пытался зарабатывать на разных политических митингах разные копейки, в общем, подрабатывал как мог. Единственной постоянной работой, которая у меня была — был интернет-магазин сантехники, где я занимался продвижением сайта и рекламой магазина в интернете.
О первой работе в киберспорте:
Первой моей работой в киберспорте была организация DTS. В Днепропетровске проводились турниры под названием DTS.Cup и в 2008 году я впервые получил деньги за помощь в организации турнира. Позже в этой же организации я стал менеджером состава по Dota и активно помогал в организации турниров в 2009 и в 2010 годах. Тот самый DTS.Cup 2008 стал моей первой работой.
О рабочих местах в киберспорте, которые запомнились больше всего:
Конечно же, работа менеджером состава DTS по Dota. У нас был на тот момент сильнейший коллектив, и все ребята с того состава стали настоящими звездами киберспорта: Dendi, Lightofheaven, Artstyle выигрывали The International и до сих пор являются важнейшими персонами в нашем киберспорте, Dread занимал пятое место на The International и сейчас он один из самых популярных стримеров в России, а NS — это человек, который для развития киберспорта в СНГ сделал и продолжает делать чуть ли не больше всех. То были крутые времена, и та работа была действительно лучшим в киберспорте, чем я занимался.
О том, насколько ли сложно получить работу в киберспорте:
Это очень легко. Организаций все больше, вакансий огромное количество. Вы можете пойти работать в клубы, в студии, на разные сайты, куда угодно. Люди нужны всегда, и люди нужны такие, которые киберспорт любят и уважают.
Стоит ли надеяться людям, что они обязательно получат работу в киберспорте:
Получить то они ее получат, но люди заблуждаются когда думают, что в киберспорте много зарабатывают. Да, игроки топ-организаций действительно имеют зарплаты по $15-20 тыс., и выигрывают миллионы. Но это лишь единицы, как и в условном футболе или хоккее, только некоторые добиваются значительных успехов, и могут много зарабатывать работая в спортивной сфере. Киберспорт точно такой же, поэтому не идите работать в эту сферу, если планируете очень много зарабатывать и беззаботно жить. Нынче это очень сложно сделать в России или в Украине.
Степан Шульга
[киберспортивный консультант и ведущий]
Кем работал до киберспорта:
Работаю с 15 лет. До киберспорта я был журналистом, телеведущим, ведущим на радио, ведущим мероприятий. У меня было небольшое ивент-агентство, студия по производству видео и графики, был диджеем в ночных клубах. Работал в футбольном клубе «Шахтер», на стадионе «Донбасс-Арена», был диктором финала Кубка УЕФА 2009 года в Стамбуле. Даже продавал хот-доги по ночам в трейлере на колесах, было весело. Все это дало большой опыт работы с людьми.
О первой работе в киберспорте:
Первой работой в компьютерном спорте, если можно сказать «официально», был Игромир 2013-го года. Если неофициально, то наверно, Arbalet Cup 2010 года.
О рабочих местах в киберспорте, которые запомнились больше всего:
Больше всего запомнилась работа в компании «Старладдер». Это постоянный драйв и очень много впечатлений на всю жизнь. Также запомнились большие спортивные ивенты на стадионе, матчи Лиги Чемпионов, финал Кубка УЕФА.
О том, насколько ли сложно получить работу в киберспорте:
Работы в киберспортивной индустрии будет становиться все больше и больше, и спрос достаточно велик. Самое главное, это адекватность, исполнительность и конечные профессиональные качества человека, чем глубокие познания в киберспорте.
Стоит ли надеяться людям, что они обязательно получат работу в киберспорте:
Надо верить в себя и работать, хорошие идеи всегда будут нужны, работоспособные люди всегда будут востребованы.
Сергей Перун
[главный редактор StarLadder]
Кем работал до киберспорта:
До киберспорта работал в традиционных СМИ на позициях от редактора до главного редактора более 10 лет.
О первой работе в киберспорте:
Сейчас я главный редактор StarLadder — это моя первая работа, связанная с киберспортом, она и остается единственной.
О рабочих местах в киберспорте, которые запомнились больше всего:
Из традиционных СМИ самая интересная работа — журналист. Ты постоянно находишься в поиске эксклюзива, посещаешь очень много мероприятий. Из киберспортивного мира мне очень нравится моя текущая работа, это также работа на турнирах, общение с прессой, работа в сети по продвижению.
О том, насколько ли сложно получить работу в киберспорте:
Тяжело сказать, легко ли получить работу в киберспорте — рынок в СНГ небольшой. Думаю, не так-то и сложно, у нас постоянно есть какая-то вакансия открытая.
Стоит ли надеяться людям, что они обязательно получат работу в киберспорте:
Я бы сказал, что не стоит пытаться именно в киберспорте искать работу. Ведь можно работать где угодно и продолжать интересоваться турнирами и командами. Но если цель именно работать здесь, в компьютерном спорте, то не сложно.
Алексей Кучеров
[генеральный менеджер HellRaisers]
Кем работал до киберспорта:
Где впервые работал вне киберспорта, наверное, уже и не вспомню, так как я играл профессионально в CS 1.6 где-то с 2003 года. Уже тогда мы ездили на региональные чемпионаты в стране. С 2005 года уже другие страны посещали, так что в киберспорте я практически всю свою жизнь. Был небольшой перерыв года два: я занимался финансовыми рынками и продажами финансовых услуг, но в итоге все равно вернулся в киберспорт.
О первой работе в киберспорте:
Как уже упомянул, я был профессиональным игроком еще с 2003-2005 годов (понятие «профессиональности» было довольно субъективное). В 2007-м занял 3-е место на чемпионате мира WCG, помимо него попадал в призовые места и на других турнирах.
О рабочих местах в киберспорте, которые запомнились больше всего:
Каждая работа по-своему интересна. Сейчас я генеральный менеджер киберспортивной организации HellRaisers, которая находится в топ-16 мира по CS:GO. Выбирать, или интереснее быть про-игроком или заниматься менеджментом, будет неправильно. Это разные занятия, но усилия везде должны быть очень большие для достижения хороших результатов.
О том, насколько ли сложно получить работу в киберспорте:
Шанс попасть в киберспорт зависит от знаний, навыков и, конечно же, окружения. Хорошие специалисты нужны в компьютерном спорте, как и в любой другой сфере.
Стоит ли надеяться людям, что они обязательно получат работу в киберспорте:
Надеяться на работу — не стоит. Нужно просто развиваться и работать в этом направлении, это принесет больше пользы.
Ростислав Груби
[специалист по маркетингу в ZOWIE]
Кем работал до киберспорта:
До того, как начать работать в киберспорте, я играл в Counter-Strike 1.6 где-то около шести-семи лет. Практически сразу по окончании университета параллельно работал в туристическом агентстве и писал статьи и новости на нескольких киберспортивных ресурсах.
О первой работе в киберспорте:
Помню первые новости были для уже давно канувшего в лету сайта WESGG. Если его не считать, то моя первая более-менее серьезная киберспортивная работа — киберспортивный обозреватель на сайте «Игромании». В общей сложности написал туда свыше 100 статей о киберспорте. После «Игромании» была команда Virtus.pro — начинал там обычным новостником, потом работал заместителем главного редактора.
О рабочих местах в киберспорте, которые запомнились больше всего:
Из моих прошлых работ мне больше всего запомнились «Игромания», Virtus.pro и NaVi. В «Игромании» я многому научился и стал писать гораздо лучше (особенное спасибо за это Денису Давыдову и Кириллу Талеру), в Virtus.pro в те годы была очень хорошая атмосфера и дружная команда (gurkie, drAmer, toddy, tomas, nemesis, cheb), ну а Natus Vincere — это был для меня выход на новый уровень во всех смыслах.
О том, насколько ли сложно получить работу в киберспорте:
Полагаю, попасть в киберспорт сегодня сложнее, чем раньше, хотя и вакансий сейчас больше. Впрочем, это зависит от того, на какие позиции вы претендуете. У киберспортивных клубов появились бюджеты и они начинают выбирать из гораздо более широкого пула претендентов, чем это было раньше. Зато если раньше в регионе было 2-3-4 клуба, которые могли платить зарплату, то сегодня таких клубов больше.
Стоит ли надеяться людям, что они обязательно получат работу в киберспорте:
Надеяться на такую работу, конечно, стоит, но лишь надеяться делу не поможет. Нужно сперва проявить себя: стримить, делать интересные видео, писать статьи, аналитику. Тут все зависит от каждого конкретного случая — если вы любите киберспорт, активный и у вас нет проблем с мотивацией, то вы рано или поздно получите работу в киберспорте.
Константин Сивко
[комментатор студии StarLadder]
Кем работал до киберспорта:
Постоянно до киберспорта не работал, только подрабатывал, так как учился в тот момент в Железнодорожном лицее. Вышло так, что сразу после обучения меня забрали на мое первое место работы в киберспорте.
О первой работе в киберспорте:
Карьеру начал в Game Show, в компании, образованной владельцем Techlabs. Там я проработал до начала 2016 года, пока меня не пригласили в StarLadder, где я и работаю по сей день.
О рабочих местах в киберспорте, которые запомнились больше всего:
Так как в киберспорте рабочих мест у меня было два, оба и запомнились, потому что опыта я набрался в каждой из организаций, и продолжаю набираться.
О том, насколько ли сложно получить работу в киберспорте:
Найти работу в киберспорте довольно просто, если ты на практике можешь быть полезен и в состоянии это показать. Дефицит квалифицированных кадров по-прежнему сохраняется, ведь киберспорт быстро прогрессирует.
Стоит ли надеяться людям, что они обязательно получат работу в киберспорте:
Если есть понимание, что ты можешь киберспорту дать, то работу получить можно. Например, играя в первую онлайн-игру, которой я загорелся (Warface на момент выхода открытого бета-тестирования), я четко знал, что если и могу с чего-то начать в этой игре, то с комментирования. По итогу это решение завело довольно далеко. Кто-то точно также может поставить себе цель быть менеджером состава или игровым тренером, и точно также шаг за шагом выстраивать карьеру в интересной профессии. Как я и сказал выше, кадровый дефицит все еще присутствует.
Кирилл Хайруллин
[глава медиа-отдела в Team Empire и Spartak Esports]
Кем работал до киберспорта:
В киберспорт я пришел работать уже в 16 лет, поэтому это был мой первый опыт заработка. Тогда я писал материалы и комментировал игры на портале tf2world.ru, главном российском портале о Team Fortress 2. После этого я перешел работать в Team Empire. Помимо киберспорта я также успел поработать в продюсерском центре и РИА Новости, оба раза занимаясь social-media. И если в продюсерском центре я только познавал основы ремесла в замечательном коллективе, то в РИА пошел работать уже специалистом и трудился над созданием стратегии в том числе. После такого опыта я понял, что работать где-либо кроме компьютерного спорта я не хочу.
О первой работе в киберспорте:
Как я уже говорил, первым моим местом работы был портал tf2world.ru, куда я писал, переводил и готовил материалы. До этого были попытки писать на cyberfight.ru, но первые деньги мне принес именно tf2world. Тогда мне было интересно вообще все, я и переводил статьи, и писал собственные материалы, и комментировал матчи в teamspeak, и даже пытался записывать обучающие видео. Тогда мне казалось что я сделаю карьеру как журналист, но мои планы поменялись с новым предложением от Team Empire, куда меня позвали не только писать новости, но и в том числе вести социальные сети команды.
О рабочих местах в киберспорте, которые запомнились больше всего:
Текущее место работы, Team Empire. После длительного периода времени, когда я работал на удаленке и попутно доучивался в институте, меня позвали на работу в офис Team Empire, предложили хорошие условия и развязали руки в плане работы: дали возможность делать по-своему. Мы во многом преуспели в плане развития медиа-направления команды, но яркие примеры западных организаций не дают расслабляться, и мы хотим расти и быть самыми лучшими не только на территории СНГ но и в Европе.
О том, насколько ли сложно получить работу в киберспорте:
Нет ничего проще, чем получить работу в киберспортивных организациях. Я скажу больше: рынок киберспорта в СНГ сейчас находится в катастрофическом состоянии как раз из-за нехватки кадров. Хороших кадров, знающих людей с огнем в глазах и желанием расти и становиться специалистами. Я сейчас сам ищу таких и готов встретиться и пообщаться с людьми, которые хотят развиваться в своей любимой сфере. Для таких людей есть только одно условие — помимо любви к играм и киберспорту, у человека должно быть понимание что лень и прокрастинация — это враг любой работы. В киберспорте абсолютно нормально, когда ты работаешь ночью, в праздники, во время дня рождения твоей подруги или друга, и даже во время катки в Dota 2. Если ты действительно хочешь стать лучшим в том, что ты делаешь в киберспорте, тебе нужно просто приложить максимум усилий, делать ошибки и учиться на них. Я по пальцам руки могу назвать реально крутых специалистов в каждой ключевой должности среди всех организаций, а значит их место можете занять вы.
Стоит ли надеяться людям, что они обязательно получат работу в киберспорте:
Не нужно надеяться на работу, надо стучать в двери и окна, неважно закрыты они или нет. Заявляйте о себе. Любым способом. Все крупные организации в СНГ сейчас находятся на стадии роста и им нужны толковые кадры, которые могут принести в организацию свой опыт и знания. Начиная от дизайнеров и заканчивая продажниками. Охота за такими людьми идет всегда и не остановится в ближайшие пару лет. Если организация не обновляет свои кадры и стоит на своем, значит она стагнирует.
Алексей Слабухин
[руководитель отдела маркетинга в HellRaisers]
Кем работал до киберспорта:
Я работал 2 месяца в департаменте маркетинга оператора сотовой связи в Украине «Киевстар» — понял, что офисная работа с 9 до 6 не мое и ушел. Через какое-то время пришло предложение поработать в Торгово-Промышленной Палате одной страны в Украине и параллельно мне предложили работу SMM-менеджера в HellRaisers. Работа в офисной системной компании дала понять, что это не мое и нужно работать не за деньги, а удовольствие.
О первой работе в киберспорте:
В киберспорте я начал и продолжаю работать в HellRaisers. Спустя какое-то время я также занимался консалтингом киберспортивных проектов — это то, что не запрещается у нас, ведь главное результат, а свободное время каждый тратит как хочет.
О рабочих местах в киберспорте, которые запомнились больше всего:
Лучшее место — это виртуальная команда (удаленная работа). Мы оборудовали наш офис так, чтобы там было место как для отдыха, так и для работы: у нас стоят игровые компьютеры и каждый из нас в любое время может сесть поиграть в Dota 2, CS:GO и другие игры. Мы также позаботились о том, чтобы был комфортный зал для переговоров. Я стремился набрать команду, которая постоянно бы находилась в офисе. Но потом понял, что удаленная работа и виртуальная команда идеальна. Например я, работая удаленно на позиции CMO (директор по маркетингу), смог получить образование в Австрии и США. Моя команда также имеет гибкость свободного времени и строит свою жизнь как им удобно.
О том, насколько ли сложно получить работу в киберспорте:
Возможно, станет удивлением для некоторых, но получить работу в киберспорте легко, но не везде. В СНГ сейчас очень большой спрос на сотрудников в киберспорте, более того, с хорошей зарплатой. Главное, как по мне, нужно знать английский. К примеру, я видел вакансию в одной компании где платят 20$ в час, должность «Создатель мемов в киберспорте». Также нужны базовые знания в сферах, которые больше всего востребованы — маркетинг и менеджмент. Поэтому мой ответ — легко получить.
Стоит ли надеяться людям, что они обязательно получат работу в киберспорте:
Если всегда только надеяться, то можно остаться на одном и том же месте. Ждать пока предложат работу — неправильная позиция, как по мне. Есть множество возможностей, нужно знать где искать и постоянно отправлять свое резюме и письмо сопровождения: в итоге найдутся те, кто оценят и возьмут на работу. Открою небольшой секрет: сейчас многие университеты дают гранты киберспортсменам. Разве это не классно? Можно быть полупрофессиональным игроком и получить образование в США за $100 тыс. бесплатно, просто играя за университетскую команду.
Сергей Воронович
[генеральный менеджер Nemiga Gaming]
О первой работе в киберспорте:
Работал главой маркетинга и киберспорта в компании Black Beacon, мы разработали компьютерную игру в жанре MOBA. К сожалению, из-за инвесторов она добралась только до бета-версии, но те отзывы которые мы получали от тестеров, да и играя сами, вызывали чувство, что делаем очень крутой продукт. Еще 14 лет назад я организовывал турниры в городе Минске.
О рабочих местах в киберспорте, которые запомнились больше всего:
Black Beacon и раш проект The Godlike — было крутое ощущение, что мы делаем киберспорт. Безумно крутая команда, высокое качество продукта — в общем, на работу шёл с воодушевлением.
О том, насколько ли сложно получить работу в киберспорте:
На самом деле мне тяжело судить, как легко сейчас попасть в киберспорт. Но я сам периодически нанимаю людей в команду: последним, кого я взял, был SMM-менеджер, в ближайшее время будем искать сейлз-менеджера.
Стоит ли надеяться людям, что они обязательно получат работу в киберспорте:
Надеяться на работу стоит всегда — сейчас очень много проектов в этом сегменте открывается в СНГ. Есть, конечно, нюансы, но при желании их можно преодолеть.
Андрей Михеев
[соучредитель и совладелец U Can Company]
Кем работал до киберспорта:
Я работал на ракетном заводе инженером-конструктором 2 категории. Потом был игроком в Starcraft 2 и выступал за Team Empire. Впоследствии в Team Empire я стримил свои игры и некоторые профессиональные турниры в StarCraft 2, рекламировал партнеров. Этот вид дохода был мне ближе всего по духу.
О том, насколько ли сложно получить работу в киберспорте:
Наверное, получать работу всегда тяжело. В UCC многие ребята осознанно берут на себя больше ответственности и делают это с легкостью и отличными результатами.
Стоит ли надеяться людям, что они обязательно получат работу в киберспорте:
Людям, видящим себя в киберспорте или в другой работе, стоит активно действовать. Это может сильно повлиять на результат.
Константин Дорощенок
[менеджер сообщества и контент-стратег в GOSU.AI]
Кем работал до киберспорта:
До киберспорта я работал главным администратором женского направления Do4a.com – управлял женским фитнес-пабликом, запустил мейнстрим на женский фитнес и при нулевом бюджете добавил в наши соцсети более 180 тыс. подписчиков.
О первой работе в киберспорте:
В киберспорте начинал с закупок рекламы у CS:GO-блогеров по всему миру в киберспортивном отделении MDK.
О рабочих местах в киберспорте, которые запомнились больше всего:
Рабочих мест было немного – сразу после MDK я попал в GOSU.AI. Самое запоминающееся: турнир среди сотрудников GOSU.AI по Dota 2, в котором я победил, и конференции MDK, в которых вечно творилась какая-то вакханалия.
О том, насколько ли сложно получить работу в киберспорте:
Организации всегда заинтересованы в хороших кадрах, специалистах. У всех открыты сообщения в соцсетях и почты на сайтах. Напишите письмо, расскажите организации чем вы можете быть полезны, что умеете, к чему стремитесь. Так я и сделал после ухода из MDK — разослал интересующим меня компаниям свое резюме, и нашел уютное место для работы. Даже если вам откажут, то вы ничего не теряете, всегда следует пробовать!