Как «Матрица» повлияла на современное кино: пафос, вращение камеры и герои-хакеры

Денис Юрьев
Сложно поверить, но с выхода «Матрицы» прошло 20 лет. В далеком 1999 году лента стала чуть ли не главной частью классического набора любого псевдоинтеллектула наравне с томиками Пелевина, Мураками и Гранта Моррисона в сумке и Филом Коллинзом в CD-плеере. Но какое значение она имеет сейчас, в 2019-м, когда в российских кинотеатрах идет ремастер в 4К?

Многичисленные графоманы стали миллионерами, написав десятки книг вроде «Философия матрицы». Некоторые психиатры всерьез предлагали ввести термин «Синдром Матрицы» для описания расстройств, связанных в потерей веры в реальность окружающего мира. Огромное влияние фильм оказал и на последующее развитие массового кино, которое, словно губка, впитывало приемы, использованные Вачовски впервые — или хотя бы впервые успешно внедренные ими в массовое сознание.

Зеленый светофильтр, пафос и черные костюмы

Как «Матрица» повлияла на современное кино: пафос, вращение камеры и герои-хакеры | Канобу - Изображение 0

Фирменная визуальная черта фильма тогда еще братьев Вачовски: многие герои носили модные кожаные черные плащи, а изображение на экране выглядело, будто камеру кто-то поставил в аквариум. И то, и другое не давало покоя конкурентам следующие пять лет.

«Обитель зла», «Эквилибриум», «Люди в черном»… Создатели этих и многих других фильмов пытались осознанно (или наоборот, не отдавая себе в этом отчет) скопировать стиль «Матрицы».

В «Эквилибриум» герой Кристиана Бейла вообще словно пришел на съемки после неудачного кастинга на роль Нео.

Один из самых классических примеров — франшиза «Другой мир», брутальная предтеча «Сумерок» о любви оборотней и вампиров, которая просто слизала практически все визуальные особенности «Матрицы». Заменила Нео и Тринити на двух представителей древней нечисти. Вместо злобных Агентов Смитов бросила на них орду людей-волков, придав персонажам просто какой-то непередаваемый внешний пафос. Правда, сработало все всего лишь в первые пару раз, но и за это создателям ленты стоит сказать спасибо.

IT-тема перестала быть табу в большом кино, а хакеры стали крутыми

Как «Матрица» повлияла на современное кино: пафос, вращение камеры и герои-хакеры | Канобу - Изображение 0

До появления «Матрицы» продюсеры смотрели на хакеров и всевозможных работников мышки и клавиатуры разве что как на второстепенных персонажей, которые могут помочь главному герою взломать сеть Пентагона или достать ценную информацию.

Айтишник в кино выглядел как прыщавый девственник, способный разве что поднять свою пятую точку, чтобы забрать заказ с пиццей, и живущий где-то в подвале дома своей полной мамы. Нео, простой компьютерный червь, закрепился в сознании массового зрителя как герой без страха и упрека, способный спасти мир и покорить сердце недоступной загадочной красотки. И ситуация в корне изменилась.

Как «Матрица» повлияла на современное кино: пафос, вращение камеры и герои-хакеры | Канобу - Изображение 0
Как «Матрица» повлияла на современное кино: пафос, вращение камеры и герои-хакеры | Канобу - Изображение 0

Продюсерам достаточно было сказать: «Герой крутой хакер, ну прямо как Нео из „Матрицы“», и деньги были уже в кармане. За последние 20 лет айтишники стали крутыми парнями, которых любят девчонки, а старый образ героя остался разве что для ностальгических каррикатур вроде Хакермэна из Kung Fury.

В большом кино теперь правят бал умные, бесстрашные, и чаще всего популярные компьютерные гении, а Сноуден на пару с Цукербергом стали героями поколения. Из последних примеров — возрожденный «Трон», «Кто я», «Кибер», «Первому игроку приготовиться» и многие другие.

Эта актуализация темы возможно помогла и самой франшизе двадцатилетней давности, то ли перезапуск, то ли приквел которой уже во всю готовится в студийных павильонах. На вопрос, нужен ли он «Матрице», и сможет ли новый фильм остаться таким же свежим и современным спустя 20 лет, уже сейчас легко дать четкий ответ. Но вдруг что-то да получится?

Мода на слоу-мо с вращением камеры

Как «Матрица» повлияла на современное кино: пафос, вращение камеры и герои-хакеры | Канобу - Изображение 0

Практически изобретенная Вачовски технология круговой съемки десятками камер, которая позволяла операторскому взору как бы паря проплывать вокруг застывших в боевой позе героев, стала одной из изюминок экшенов двухтысячных.

Сложно представить фильм, вышедший в следующие после релиза «Матрицы» пять лет, в котором не использовались бы эффектные увороты в замедленной съемке от препятствий, пуль, и противников.

Даже в первом «Шреке» принцесса Фиона словно Тринити разбрасывала в разные стороны членов банды Робин Гуда. Это было настоящее массовое помешательство. Казалось, что перестрелки без искажения ткани реальности умерли навсегда.

Герои экшенов тех лет научились обгонять время, но сама технология слишком уж быстро устарела, а главное — приелась. Если 20 лет назад уходивший от пуль Нео выглядел как настоящий Супермен, которому все по кожаному черному плечу, то теперь слоу-мо в большом кино вызывает разве что раздражение и зевоту. И подходит только для глупых пародий от людей, застрявших в прошлом десятилетии.

Игры с реальностью

Как «Матрица» повлияла на современное кино: пафос, вращение камеры и герои-хакеры | Канобу - Изображение 0

Постмодернисткий принцип полного отсутствия объективной реальности кроме той, что формирует человеческое сознание, был ключевым аспектом «Матрицы». Именно он породил столько интерпретаций сюжета, домыслов и попыток паразитировать на трудах Вачовски.

Тему виртуальной реальности довольно успешно пытался продолжить «Авалон», вышедший спустя два года после «Матрицы» — и этот конвейер не заканчивается вплоть до недавнего перезапуска «Джуманджи». Сюжетах о людях, попавших в цифровой мир, давно стал для Голливуда сценарной данностью. Но не только виртуализация всего и вся может стать поводом задуматься о нереальности происходящего вокруг.

«Начало» Нолана интерпретирует задумки Вачовски в спектре человеческого подсознания и сновидений. А «Остров проклятых» Скорсезе постулирует идею о том, что подмена реальности в голове сумасшедшего может быть намного страшней, чем поработившие разум человечества машины. Большие студии перестали бояться сложных концептов, переворачивающих все с ног на голову, и заслуга «Матрицы» в этом очевидна.

Господство визуальных эффектов над здравым смыслом

Как «Матрица» повлияла на современное кино: пафос, вращение камеры и герои-хакеры | Канобу - Изображение 0

Одной из самых важных черт «Матрицы» были спецэффекты, технический уровень которых к концу 20 века достиг нужного для реализации любых, даже самых безумных задумок, масштаба. Фильм до сих пор выглядит впечатляюще, и визуальная его часть продавала проект любому, даже самому далекому от кино потребителю.

Потому просто очевидным было желание продюсеров повторить этот успех. Кино нулевых с головой ушло в спецэффекты, породив таких маркетинговых монстров как «Трансформеры», но забыв при этом о самом главном.

Несмотря на то, что «Матрица» была действительно потрясающе технологичным фильмом, за всеми этими красивыми и завораживающими взрывами, драками, и нереальными эффектами стоял не менее мастерский сценарный бэкграунд.

Как «Матрица» повлияла на современное кино: пафос, вращение камеры и герои-хакеры | Канобу - Изображение 0
Как «Матрица» повлияла на современное кино: пафос, вращение камеры и герои-хакеры | Канобу - Изображение 0

Подражатели так и не поняли, что «Матрицу» полюбили за чувство причастности к иным мирам и довольно глубокие рассуждения о истиной природе реальности вокруг нас.

Будучи пусть и необычным, но все же чистым блокбастером своих лет, фильм не боялся заставить зрителя немного подумать. К сожалению, последователи и в 2019 году почти всегда опасаются отпугнуть хотя бы самой что ни есть скудной мыслишкой.

Может, потому даже спустя 20 лет «Матрица» так и остается культом во плоти, который выпускают в повторный прокат?

Последние статьи