02 марта 2021
Партнерский материал

Как геймификация может изменить школьные уроки

Монополия, куклы и машинки, футбол, боулинг, домики из подушек и костюмированные вечеринки — игры сопровождают нас всю жизнь. Даже пенсионеры разгадывают кроссворды и соревнуются, у кого пионы крупнее. А в образовании игры особенно важны: так мы быстрее вовлекаемся в обучение и разививаем новые навыки. Эксперты из онлайн-школы для детей и подростков Skysmart (часть Skyeng) разбираются, как можно использовать игровые механики для обучения школьников русскому, математике, физике и даже шахматам.
Монополия, куклы и машинки, футбол, боулинг, домики из подушек и костюмированные вечеринки — игры сопровождают нас всю жизнь. Даже пенсионеры разгадывают кроссворды и соревнуются, у кого пионы крупнее. А в образовании игры особенно важны: так мы быстрее вовлекаемся в обучение и разививаем новые навыки. Эксперты из онлайн-школы для детей и подростков Skysmart (часть Skyeng) разбираются, как можно использовать игровые механики для обучения школьников русскому, математике, физике и даже шахматам.

Играть и/или учиться

Психологи считают, что элементы игры в учебе определенно повышают мотивацию учеников. А недавно ученые выяснили, что игровые учебные задания особенно полезны интровертам — люди, которым трудно находить общий язык с окружающими, учатся лучше, если процесс геймифицирован.

Хотя геймификация образования часто вызывает ассоциации с играми или мультфильмами, это гораздо более широкий набор механик, которые помогают заинтересовать ученика предметом, развить этот интерес и помочь ему сосредоточиться на обучении. Только это не за счет внешнего давления или контроля, а за счет внутренней мотивации — любопытства, азарта, упорства и упрямства.

Лариса Филимонова, академический директор дошкольного направления, педагог-психолог с восьмилетним стажем, арт-терапевт, автор курсов и программ:

Во время подготовки к школе и да и уже в самой школе очень важно научить детей учиться — не просто пользоваться образовательными инструментами, но и получать удовольствие от процесса познания. И здесь нам важно помочь ученику.

Есть такой кинематографический прием: сначала имитируется съемка репортерской камерой и зритель как бы наблюдает за происходящим глазами оператора, максимально погружаясь в повествование. Но потом сюжет его так увлекает, что он и не замечает, что дрожащая камера исчезла и он смотрит традиционно снятый художественный фильм. Так и преподаватели увлекают ученика, помогая ему начать.

Сергей Казарновский, основатель «Класс-центра» как-то сказал: «Быть интересным — это форма уважения к другому человеку». А мы не просто уважаем наших учеников, мы их любим.

Русский язык без тетрадки и ручки

Пожалуй, самое занудное на школьных уроках русского — писать: списывать с доски, списывать с учебника, писать под диктовку, писать самостоятельно. Это кажется несправедливым и бессмысленным, ведь в обычной жизни мы чаще печатаем или отправляем голосовые сообщения. Поэтому мы сделали упор на интерактивных упражнениях: к примеру, разобрать слово по составу можно прямо на платформе. Еще мы добавили на уроки игровые ситуации, где надо воспользоваться знаниями — например, найти все глаголы в повелительном наклонении в рекламном объявлении и объяснить, зачем они нужны.

Как геймификация может изменить школьные уроки - фото 1

Физика: предмет для супергероев

С физикой другая проблема — этот предмет кажется детям уж очень абстрактным. И действительно, зачем человеку может потребоваться закон Ома или гравитация, если он не работает в NASA? Физические формулы действительно выглядят совершенно оторванными от жизни.

Мы пошли другим путем: сперва мы рассказываем о каком-то загадочном явлении — например, молнии или кривом зеркале. А потом рассказываем, как оно устроено и почему возникает.

Как геймификация может изменить школьные уроки - фото 2

Чтобы ученики сами захотели изучать физику еще и еще, мы решили сразу показать, как применять новые знания в реальной жизни: почему нельзя открывать окна во время пожара, как открыть банку с тугой крышкой, если взрослых поблизости нет, как сделать зарядку для телефона из бумажки и фольги, что согреет лучше — один толстый свитер или три тонких, и как быстро остудить чай, если пора бежать. Так физика перестает быть набором из сухих формул и становится настоящей суперсилой.

Как геймификация может изменить школьные уроки - фото 3

Чтобы ученики сохраняли концентрацию, важно вовремя переключаться со сложных заданий на легкие и наоборот. Поэтому время от времени мы предлагаем им интерактивные задачи, где ничего не надо считать — достаточно перетащить правильный ответ в нужное окошко.

Как геймификация может изменить школьные уроки - фото 4

Математика для тех, кто боится цифр

У математики не самая лучшая репутация — этот предмет считают сложным и недружелюбным. Конечно, это не так. Чтобы дети, которые только начали осваивать арифметику, немного расслабились, мы создали целую компанию симпатичных персонажей. Космический Енот Макс и его друзья помогают детям путешествовать по миру математики — в прямом и переносном смысле. Методисты придумали уроки-квесты, во время которых Макс отправляется на приключения в другую страну и разгадывает одну математическую головоломку за другой. Методисты даже пишут математические комиксы про Макса и его друзей!

Как геймификация может изменить школьные уроки - фото 5

Другая беда со школьной математикой — морально устаревшие задачи про землекопов, бассейны, из которых выливается вода, и машины, которые все никак не доедут из точки А в точку В. Естественно, детям их решать скучно. Но они гораздо лучше реагируют на условия, которые им знакомы.

Забудем о яблоках и конфетах: попробуем подсчитать, сколько просмотров на YouTube собрал Вася. Или решим задачку, в которой зайцы пилят бревно — абсурд всегда привлекает внимание.

Как геймификация может изменить школьные уроки - фото 6

А еще у нас есть задачи-расследования — игровые задания, которые дают возможность немного отдохнуть от вычислений, но при этом развивают логику и умение сопоставлять данные.

Как геймификация может изменить школьные уроки - фото 7

Шахматы

Шахматы в последнее время стали очень популярны — и дело тут не только в нашумевшем сериале «Ход королевы». Мы уже несколько лет наблюдаем рост рынка шахматных уроков — в среднем на 15-20% в год. Ничего странного: эта игра развивает логику, стратегическое мышление, умение проигрывать и побеждать с достоинством. Словом, самые востребованные soft skills XXI века.

Самые большие сложности в онлайн-обучении шахматам с удобной платформой для занятий. Обычно для видеосвязи используется одна платформа, для игры в шахматы онлайн — другая, а теоретические задания вообще создаются вручную или копируются из советских учебников. Ученику приходится наблюдать за действия учителя на экране, а не играть с ним в реалтайме: так гроссмейстером, наверное, не станешь.

Как геймификация может изменить школьные уроки - фото 8

Мы объединили видеочат и интерактивную шахматную доску на одной платформе: все ходы автоматически записываются, их можно отменять и возвращаться к началу партии, а преподаватель может давать подсказки прямо во время игры.

Для того, чтобы юные шахматисты лучше понимали и быстрее усваивали теорию, мы разработали задания, которые больше всего напоминают интерактивные мини-квесты. И тем не менее они помогают понять, как ходят шахматные фигуры, и дают азы стратегии.

Обществознание

Обществознание — сложный комплексный предмет, который рассказывает рассказывает и о семье, и о религии, и о правах потребителей. Поэтому очень важно, чтобы все примеры были современными, а не из 90-х или нулевых — которые для подростков примерно так же далеки, как времена динозавров.

Как геймификация может изменить школьные уроки - фото 9

Чтобы помочь ученикам настроиться и сосредоточиться перед занятием, мы начинаем уроки с простых заданий, плавно подводящих к теме урока. Это интригует, вовлекает и с первых же минут занятия вызывает интерес.

Как геймификация может изменить школьные уроки - фото 10
Как геймификация может изменить школьные уроки - фото 11

Чтобы научить школьников осмыслять и резюмировать информацию, любой урок заканчивается минуткой рефлексии — ученику предлагают подумать о том, что он сегодня узнал и почему это важно. Рефлексировать можно по-разному: например, придумать несколько хэштегов для пройденного урока, бросить кубик, чтобы ответить на случайный вопрос по теме занятия, или выбрать персонажа комикса, который лучше всего описывает мировоззрение ученика.

Комментарии
Чтобы оставить комментарий,Войдите или Зарегистрируйтесь