Играть и/или учиться
Психологи считают, что элементы игры в учебе определенно повышают мотивацию учеников. А недавно ученые выяснили, что игровые учебные задания особенно полезны интровертам — люди, которым трудно находить общий язык с окружающими, учатся лучше, если процесс геймифицирован.
Хотя геймификация образования часто вызывает ассоциации с играми или мультфильмами, это гораздо более широкий набор механик, которые помогают заинтересовать ученика предметом, развить этот интерес и помочь ему сосредоточиться на обучении. Только это не за счет внешнего давления или контроля, а за счет внутренней мотивации — любопытства, азарта, упорства и упрямства.
Лариса Филимонова, академический директор дошкольного направления, педагог-психолог с восьмилетним стажем, арт-терапевт, автор курсов и программ:
Во время подготовки к школе и да и уже в самой школе очень важно научить детей учиться — не просто пользоваться образовательными инструментами, но и получать удовольствие от процесса познания. И здесь нам важно помочь ученику.
Есть такой кинематографический прием: сначала имитируется съемка репортерской камерой и зритель как бы наблюдает за происходящим глазами оператора, максимально погружаясь в повествование. Но потом сюжет его так увлекает, что он и не замечает, что дрожащая камера исчезла и он смотрит традиционно снятый художественный фильм. Так и преподаватели увлекают ученика, помогая ему начать.
Сергей Казарновский, основатель «Класс-центра» как-то сказал: «Быть интересным — это форма уважения к другому человеку». А мы не просто уважаем наших учеников, мы их любим.
Русский язык без тетрадки и ручки
Пожалуй, самое занудное на школьных уроках русского — писать: списывать с доски, списывать с учебника, писать под диктовку, писать самостоятельно. Это кажется несправедливым и бессмысленным, ведь в обычной жизни мы чаще печатаем или отправляем голосовые сообщения. Поэтому мы сделали упор на интерактивных упражнениях: к примеру, разобрать слово по составу можно прямо на платформе. Еще мы добавили на уроки игровые ситуации, где надо воспользоваться знаниями — например, найти все глаголы в повелительном наклонении в рекламном объявлении и объяснить, зачем они нужны.
Физика: предмет для супергероев
С физикой другая проблема — этот предмет кажется детям уж очень абстрактным. И действительно, зачем человеку может потребоваться закон Ома или гравитация, если он не работает в NASA? Физические формулы действительно выглядят совершенно оторванными от жизни.
Мы пошли другим путем: сперва мы рассказываем о каком-то загадочном явлении — например, молнии или кривом зеркале. А потом рассказываем, как оно устроено и почему возникает.
Чтобы ученики сами захотели изучать физику еще и еще, мы решили сразу показать, как применять новые знания в реальной жизни: почему нельзя открывать окна во время пожара, как открыть банку с тугой крышкой, если взрослых поблизости нет, как сделать зарядку для телефона из бумажки и фольги, что согреет лучше — один толстый свитер или три тонких, и как быстро остудить чай, если пора бежать. Так физика перестает быть набором из сухих формул и становится настоящей суперсилой.
Чтобы ученики сохраняли концентрацию, важно вовремя переключаться со сложных заданий на легкие и наоборот. Поэтому время от времени мы предлагаем им интерактивные задачи, где ничего не надо считать — достаточно перетащить правильный ответ в нужное окошко.
Математика для тех, кто боится цифр
У математики не самая лучшая репутация — этот предмет считают сложным и недружелюбным. Конечно, это не так. Чтобы дети, которые только начали осваивать арифметику, немного расслабились, мы создали целую компанию симпатичных персонажей. Космический Енот Макс и его друзья помогают детям путешествовать по миру математики — в прямом и переносном смысле. Методисты придумали уроки-квесты, во время которых Макс отправляется на приключения в другую страну и разгадывает одну математическую головоломку за другой. Методисты даже пишут математические комиксы про Макса и его друзей!
Другая беда со школьной математикой — морально устаревшие задачи про землекопов, бассейны, из которых выливается вода, и машины, которые все никак не доедут из точки А в точку В. Естественно, детям их решать скучно. Но они гораздо лучше реагируют на условия, которые им знакомы.
Забудем о яблоках и конфетах: попробуем подсчитать, сколько просмотров на YouTube собрал Вася. Или решим задачку, в которой зайцы пилят бревно — абсурд всегда привлекает внимание.
А еще у нас есть задачи-расследования — игровые задания, которые дают возможность немного отдохнуть от вычислений, но при этом развивают логику и умение сопоставлять данные.
Шахматы
Шахматы в последнее время стали очень популярны — и дело тут не только в нашумевшем сериале «Ход королевы». Мы уже несколько лет наблюдаем рост рынка шахматных уроков — в среднем на 15-20% в год. Ничего странного: эта игра развивает логику, стратегическое мышление, умение проигрывать и побеждать с достоинством. Словом, самые востребованные soft skills XXI века.
Самые большие сложности в онлайн-обучении шахматам с удобной платформой для занятий. Обычно для видеосвязи используется одна платформа, для игры в шахматы онлайн — другая, а теоретические задания вообще создаются вручную или копируются из советских учебников. Ученику приходится наблюдать за действия учителя на экране, а не играть с ним в реалтайме: так гроссмейстером, наверное, не станешь.
Мы объединили видеочат и интерактивную шахматную доску на одной платформе: все ходы автоматически записываются, их можно отменять и возвращаться к началу партии, а преподаватель может давать подсказки прямо во время игры.
Для того, чтобы юные шахматисты лучше понимали и быстрее усваивали теорию, мы разработали задания, которые больше всего напоминают интерактивные мини-квесты. И тем не менее они помогают понять, как ходят шахматные фигуры, и дают азы стратегии.
Обществознание
Обществознание — сложный комплексный предмет, который рассказывает рассказывает и о семье, и о религии, и о правах потребителей. Поэтому очень важно, чтобы все примеры были современными, а не из 90-х или нулевых — которые для подростков примерно так же далеки, как времена динозавров.
Чтобы помочь ученикам настроиться и сосредоточиться перед занятием, мы начинаем уроки с простых заданий, плавно подводящих к теме урока. Это интригует, вовлекает и с первых же минут занятия вызывает интерес.
Чтобы научить школьников осмыслять и резюмировать информацию, любой урок заканчивается минуткой рефлексии — ученику предлагают подумать о том, что он сегодня узнал и почему это важно. Рефлексировать можно по-разному: например, придумать несколько хэштегов для пройденного урока, бросить кубик, чтобы ответить на случайный вопрос по теме занятия, или выбрать персонажа комикса, который лучше всего описывает мировоззрение ученика.