Как Дьявола изображают в современной поп-культуре: игры, кино, сериалы, книги, комиксы
Александр Трофимов в одной из своих статей рассказывало том, почему «Люцифер» не удался как экранизация, а в этой статье он подробно расскажет вам о том, чем так хорош оригинальный комикс от издательства Vertigo.
Александр Башкиров
Ведущий рубрики «Кино и сериалы»
Вот и я!
Ну, чем удивлен ты?
Право же, я совсем не страшен!
«Почище „Фауста“ Гете» в литературе не бывает: первая часть стихотворной трагедии «Фауст» 25-летнего Иоганна Вольфганга и по сей день остается лучшим произведением из жизни Мефистофеля в любой медиа-форме. В отличие от «Потерянного рая» Мильтона, «Фауст» написан очень просто, хорошим языком, сюжет там острый, наглядный, не прячущийся за нагромождением стилистических и метафизических конструкций.
К сожалению, я не могу оценить это произведение в оригинале (так как не владею немецким языком) и сужу об этом тексте по русскому переводу Бориса Пастернака и английскому — Бэйарда Тэйлора. Но сравнение двух переводов дает возможность составить представление о сумасшедше высоком качестве произведения.
Открывающий спор между драматургом, актером и продюсером («не говори мне о толпе безумной»), первый монолог Фауста («я философию постиг»), появление Мефистофеля («к чему шуметь? Я здесь к услугам вашим»)… все это нисколько не устарело и не поблекло после всех цитат и подражаний и в 2017 году читается не менее живо, чем в 1774-м.
Это Шекспир, Пушкин, Гете, поэзия, читающаяся как предельно сжатая и сконцентрированная сценарная проза, диалоги и монологи, давно-давно ставшие мемами, но все равно раскрывающие немеркнующую правду об окружающем мире и человеческих отношениях.
При шпаге я, и шляпа с пером,
и денег много, и плащ мой драгоценен.
Вторая часть «Фауста» — ужасный, ненужный и дурно написанный фэнфик к абсолютно цельной и законченной первой, набор разрозненных зарисовок, сочиненных вконец исписавшимся Гете под конец жизни: лучше не открывайте, чтобы не портить впечатление.
К сожалению, в наше время (да и в прошлом веке) «Фауста» мало кто читал или смотрел на сцене в виде трагедии. Наиболее известна опера Шарля Гуно в переводе Петра Калашникова — то есть даже не сама опера, а цитаты из нее, которые так любили использовать в своем творчестве Булгаков и Ильф с Петровым.
Не правда ль, одет я как надо?
Откройся мне! Откройся мне!
Чего хочешь? Иль в страхе ты?
Сатана участвует и в первой, единственной приличной и интересной части «Божественной комедии» Данте Алигьери — но весьма ограниченно. Он там вморожен по пояс в лед девятого круга Ада и взмахами своих многочисленных крыльев поддерживает на этом уровне низкую температуру для других грешников:
Мучительной державы властелин
Грудь изо льда вздымал наполовину;
И мне по росту ближе исполин,
Чем руки Люцифера исполину;
По этой части ты бы сам расчел,
Каков он весь, ушедший телом в льдину.
То есть перед нами стандартный последний босс из видеоигры… что в 2010-м нам и продемонстрировала Dante’s Inferno.
«Мастер и Маргарита» — ремейк «Фауста», в котором Мефистофель вместо Германии 18 века угодил в сталинскую Москву 1920-х годов.
Это далеко не лучшее произведение Михаила Булгакова (читайте «Театральный роман»), но книга все равно впечатляет: очень интересно посмотреть на приключения фаустовских Мастера, Маргариты и Мефисто в интерпретации одного из величайших русскоязычных стилистов, сатириков и драматургов.
Хотя и показанные Воландом фокусы, и любовная линия, и общая сюжетная канва (как это принято сейчас говорить, «формат») взяты у Гете, именно Булгаков сумел продать подзабытый шедевр новым поколениям читателей в упаковке «городского фэнтези». Если «Фауст» — это «Дракула», то «Мастер и Маргарита» — это такие «Сумерки», переосмысление классики для как можно более широкого круга читателей (в том числе для Мика Джаггера).
Pleased to meet you,
Hope you guess my name!
But whatʼs puzzling you
Is the nature of my game
Если говорить о сериалах, то помимо собственно «Люцифера» Сатана в качестве важного персонажа почтил своим присутствием многие знаковые жанровые сериалы:
- «Доктор Кто» (Doctor Who);
- «Жнец» (Reaper);
- «Сумеречная зона» (The Twilight Zone);
- «Сверхъестественное» (Supernatural);
- «Секретные материалы» (The X-Files);
- «Страшные сказки» (Penny Dreadful);
- «Сонная лощина» (Sleepy Hollow).
Как правило, это камео Властелина Тьмы: бородатый старик в белом костюме, искушающий героев, не забывая зловеще подсвечивать красными глазами… Но есть и приятные исключения: дьявол-женщина, убивающая собственных последователей («Икс-файлы»), родной брат Дракулы («Страшные сказки»), спокойный, сдержанный и обаятельный главный злодей первых пяти сезонов («Сверхъестественное»).
Из мультсериалов отдельного упоминания заслуживает Робо-Дьявол из «Футурамы»: The Devilʼs Hands Are Idle Playthings — чуть ли не единственный достойный эпизод этого халтурного, переоцененного и крайне редко смешного сериала.
В этом эпизоде сценаристы взяли самый заезженный сюжет о сделке с дьяволом (душа в обмен на музыкальный талант) и раскрыли его в духе «Рика и Морти»: что будет, если обманутый главным героем Сатана начнет заключать сделки со всеми остальными персонажами?
Обыгрываются и «Фауст», и опера по нему, и все возможные вариации на тему, а в финале все это используется для того, чтобы подвести жирную черту под отношениями Лилы и Фрая, которые в этом мультфильме так часто обходят вниманием.
Это не только самый смешной, но и самый трогательный и человечный эпизод «Футурамы».
В самом «Рике и Морти» Дьявол тоже появляется — в эпизоде Something Ricked This Way Comes, пародирующем романы Needful Things Стивена Кинга и Something Wicked This Way Comes Рэя Брэдбери. Таинственный незнакомец открывает в городе Рика и Морти лавку, торгующую проклятыми предметами, Рик быстро придумывает способ нажиться на чужом несчастье (то есть на беде Мефистофеля), но Саммер устраивается на работу в магазин дьявола и помогает ему найти себя в мире интернет-коммерции…
Это единственный случай, когда «Рик и Морти» очень бледно смотрится на фоне «Футурамы» (а не наоборот).
В мультсериал South Park (и полнометражный фильм по его мотивам) Сатана одно время тоже часто захаживал — как сожитель Саддама Хусейна.
Александр Трофимов
Кинокритик
Как я уже упоминал, сериал «Люцифер» сильно разочаровал меня с самого начала — это довольно шаблонный процедурал про детектива со сверхспособностями, который при этом не кто иной как сам Дьявол. Трам-парам-пам. Написано слабо, снято дешево, сыграно так себе.
Но это разочарование не шло ни в какое сравнение с тем, что я испытал, когда прочитал оригинальный комикс «Люцифер», экранизацией которого сериал якобы являлся. Комикс оказался не просто лучше — он поразил меня до глубины души.
Как можно было из настолько богатого материала сделать такую пустышку, я вряд ли смогу понять. Сериал по большому счету поменял вообще все — на более скучные, плоские, избитые, но зато менее требовательные к бюджету и зрителю аналоги.
Комикс посвящен крестовому походу Люцифера против Бога, но подано все это так, что мы искренне болеем именно за Дьявола. Это не буквальная война с раем за небесный престол, за власть, все куда тоньше.
Единственная власть, которая волнует Люцифера — это власть над собой, он жаждет творить собственную судьбу, но в мире, созданном Богом, он всегда будет лишь тенью создателя, его куклой. Он хочет спастись от предопределенности, от вторичности, создать собственный мир, а значит — стать демиургом, равным Богу.
Этот комикс стал моим любимым. На мой взгляд, это самое мощное произведение, существующее в этом медиа.
Как бы я ни любил третий том «Икс-фактора» или не уважал главные произведения Алана Мура, Миллера, Уэйда, Стражински, Лоэба, Моррисона, «Люцифер» затмевает их все (включая «Сэндмена» Геймана, из которого и вышел, — это ведь спин-офф комикса Геймана) — по масштабу истории, по многогранности персонажей, по глубине философских идей в основе.
Если вы решитесь в жизни прочитать один комикс, «Хранители» будут самым очевидным выбором — их вам посоветует большинство. Я же советую «Люцифера».
«Хранителей» можно испытать и в виде отличной экранизации Снайдера, а вот «Люцифера» можно только прочитать, его «экранизация» не уходит в сходстве с комиксом дальше названия.
«Люцифер» — удивительно цельная и бесконечно талантливая история богов и смертных, разворачивающаяся на самом широком из возможных холстов, мы путешествуем по самым причудливым мирам, в том числе загробным, встречаем знакомых богов и персонажей мифов, но главное — все они презентуются в совершенно новом ключе, переворачивающем и обогащающем наше представление о них.
Это комикс, замахнувшийся раскрыть характер самого загадочного существа во вселенной — Лучезарного, падшего ангела, и самое удивительное — преуспевшего в этом. Вытянуть столь тяжелую тему, расписать ее действительно серьезно и без компромиссов — дорогого стоит.
Столь интересного, глубокого и притягательного Дьявола вы не встретите нигде: ни в произведениях, перечисленных в этой статье, ни даже у Булгакова.
Скажу честно, дьявол, которого я выбрал в итоге, и был первым, что пришел мне на ум. Затем я посмотрел ряд списков на тему изображения Падшего в кино и убедился, что никого не забыл. Вообще, Дьяволов в киноистории было не так уж много.
Американцы не любят залезать на тему религии без надобности и уже тем более заигрывать с Антихристом как таковым — публика чувствительная, чего зря отпугивать. Естественно, исключения все-таки были, но их не так много.
Люцифер версии «Константина» 2005 года был хорош прежде всего тем, что запоминался. Это не было рогатое чудище из компьютерной графики (как, например, в «Спауне»), но и не совершенно обычный человек вроде Сатаны Аль Пачино из «Адвоката Дьявола». Петер Сарсгаард (в наши дни играющий похожую роль — славянского Чернобога в сериале «Американские боги») предстает перед нами в щегольском белом костюме, но его босые ноги измазаны в смоле. Этой детали достаточно, чтобы создать яркий образ.
Этот Люцифер улыбчив и весел, он рад, наконец, заполучить душу Константина — говорит, что приготовил для его мук целый адский парк аттракционов. Но в итоге он вынужденно помогает персонажу Киану Ривза и даже исцеляет его от рака легких, чтобы тот прожил достаточно долго, чтобы успеть нагрешить на место в аду.
Такой Дьявол впечатляет — он достаточно грозен и могущественен, но при этом обаятелен, в нем достаточно стиля и таинственности, несмотря на то, что он появляется всего на пять минут.
Но главное — этот Нечистый отлично дополнял самого Константина и оттенял еще один великолепный яркий образ — архангела Габриэля в исполнении Тильды Суинтон (Габриэль — имя бесполое, но у нас он обычно фигурирует как Гавриил).
Сергей Цилюрик
Редактор новостного отдела
Дьявол в видеоиграх традиционно выступает в качестве финального босса — от Diablo и Dante’s Inferno до Doom и The Binding of Isaac. Кое-где он играет иную роль: например, в серии Tekken целая династия ключевых героев несет в себе ген дьявола, а во второй части дьявол (отпочковавшийся от своего носителя) оказывается и финальным боссом, и играбельным персонажем.
Но интереснее всего Люцифер представлен в серии Shin Megami Tensei, где он отделен от понятия «Сатана» и представляет сторону хаоса (в то время как Яхве — сторону порядка). И в сравнении со своим прародителем он зачастую выглядит более выигрышно! Люцифер часто выступает на стороне протагонистов или тем или иным образом им помогает. В отличие от Яхве, Люцифер не гнушается обрести человеческую форму и вмешиваться в людские дела, стараясь посеять семена хаоса. И при этом он ведет себя достойно — например, при прохождении Shin Megami Tensei IV на нейтральную концовку Люцифер, в отличие от зомбированных слуг порядка, приветствует героя и отговаривает его от дуэли с ним, а после — меланхолично предупреждает, что с хаосом, возникающим от человеческих желаний, бороться бессмысленно.
Денис Варков
Ведущий рубрики «Комиксы»
Как уже говорилось выше, образ Дьявола крайне популярен в массовой культуре. В том числе в комиксах. Александр Трофимов рассказал подробно о самом ярком Дьяволе в комиксах, но он не единственный.
Зачастую Дьявола предпочитают не использовать, изобретая его заменителей. Так, у Marvel есть Сатанниш (подобно Дьяволу, он исполнял желания людей, забирая взамен душу), Азазель (один из самых первых мутантов, появившихся еще во времена Христа) и Мефисто.
Образ последнего буквально основан на «Фаусте» Гете. Это весьма могущественный демон, управляющий другими демонами.
Он любит играть с людьми, вынуждая их продать ему свою душу или что-то более ценное. Например, в сюжете One More Day Мефисто возвращает к жизни тетю Мэй, забирая взамен брак Питера Паркера и Мэри Джейн, изменяя жизнь Человека-паука.
А в комиксах DC есть демон Нерон, контролирующий других демонов в Аду и заключающий сделки с людьми в обмен на их души.
Аналоги Дьявола можно встретить и за пределами комиксов Marvel и DC. Так, в комиксе Spawn есть демон Мелбогия (его имя произошло от 8 круга Ада по Данте). Мелбогия был одним из правителей Ада, которого сверг Спаун, его собственное детище. Ему больше 7000 лет, но он не самый старый демон во вселенной комикса. Подобно Дьяволу, Мелбогия мог менять внешность, манипулировать материей и возвращать мертвых.
А еще Дьявол появлялся в таких культовых комиксах с религиозной тематикой, как Preacher и Hellboy, но, как ни странно, его роль в них довольно эпизодична.