Как Disney показывает ЛГБТ в фильмах и мультфильмах. И почему студии не хватает смелости

Егор Парфененков
Disney давно ведет активную работу с поддержкой и репрезентацией ЛГБТК. В том же Диснейуорлде (и еще нескольких Диснейлендах) каждый июнь проводится гей-прайд, а в фильмах и сериалах студии появляется все больше персонажей нетрадиционной сексуальной ориентации. А сейчас студия представила первую открытую лесбиянку в своей анимационной вселенной — в мультфильме «Вперед».
Как Disney показывает ЛГБТ в фильмах и мультфильмах. И почему студии не хватает смелости | Канобу - Изображение 3099

«Вперед» — действительно большой шаг для Disney, которая вот уже который год пытается осовременить свое общее виденье, фильмы, анимацию и, конечно, прежде всего персонажей. Студия давно поставила перед собой эту задачу: почти в каждой последующей работе Disney мелькает представитель ЛГБТК, однако зачастую где-то на фоне или вовсе становится не более чем смутным упоминанием, намеком, косвенно задетым где-нибудь в твиттере режиссера.

Таких примеров уже огромное количество, однако многие упускают их из вида, если в российских СМИ не появляется новость об очередном запрете или перефразировании намека на нетрадиционную ориентацию. Вы наверняка помните сцену из «Мстителей: Финал», где третьестепенный герой в исполнении режиссера Джо Руссо упоминает свидание с парнем. И наверняка запомните историю со Спектрой из «Вперед», рассказывающей о жене и ребенке. Во многом потому, что в российском прокате обе фразы переиначили, «парня» и «девушку» заменили нейтральным «партнер», а новость разнеслась по всему Рунету.

Как Disney показывает ЛГБТ в фильмах и мультфильмах. И почему студии не хватает смелости | Канобу - Изображение 3100

Disney в целом никогда не брезговала показывать квиров на экране, особенно, как ни странно, в мультфильмах. Вспомнить только манерного и истеричного Аида из «Геркулеса» 1997 года или Урсулу из «Русалочки» 1989 года, чей образ вовсе списан с открытого гомосексуала и и дрэг-квин Дивайн. А там еще Рэтклифф из «Покахонтас», Джафар из «Аладдина», Король Карамель из «Ральфа» и, особенно, Шрам из «Короля Льва».

С одной стороны, Disney можно зачислить плюсик в карму за столь частую репрезентацию ЛГБТК. С другой стороны, нельзя не заметить консервативные убеждения студии, которая вешала ярлык квира исключительно на злодеев и протагонистов, явно намекая на девиацию. Шрам из «Короля Льва» стал самым показательным примером — лев-отшельник, отбившийся от прайда, деформирующий стереотипный образ храброго и величественного животного.

Конечно, без поправки на стереотипы не обойтись, однако женоподобное поведение мужских героев (яркий пример Тимон) разнится с квирностью, зачастую характерной для личностей с гомосексуальными наклонностями, которые ярко выражены в Шраме.

Как Disney показывает ЛГБТ в фильмах и мультфильмах. И почему студии не хватает смелости | Канобу - Изображение 3101

И все же уже к концу 90-х – середине 2000-х девиация перестала быть чем-то порочным для Disney: в 1996-м вышел «Горбун из Нотр-Дама», а в 2006-м «Тачки», где одним из ключевых героев стал ржавый Мэтр.в 2007 прошла премьера «ВАЛЛ-И», где главную роль также исполнил «бракованный» персонаж. Постепенно у положительных героев стали появляться и намеки на нетрадиционность сексуальной ориентации, единственный нюанс — у героев второго плана. Тот же «Лило и Стич», вышедший в 2002, стал одним из первым мультфильмом Disney, где у протагониста были явно выражены признаки квирности.

Инопланетянин Пликли фактически был мужского рода, однако почти весь фильм носил женскую одежду, причем явно не только ради маскировки — ему просто это нравилось.

Следующий этап «принятия» Disney — открытые представители ЛГБТК, но уже как совсем фоновые персонажи. В ленте «В поисках Дори» на экране появляется прогуливающаяся лесбийская пара, в «Зверополисе» соседями главной героини были две антилопы-гомосексуалы, Баки и Пронк, а в фильме «Звездные войны: Скайуокер. Восход» кадр на несколько секунд фиксируется на двух целующихся девушках.

Как Disney показывает ЛГБТ в фильмах и мультфильмах. И почему студии не хватает смелости | Канобу - Изображение 3102

Проблема лишь в том, что выглядит все это как подачки: попытки закрыть квоту, сыграть на «важности репрезентации ЛГБТК в массового кинематографе». На деле же 5-секундная сцена с еле заметным поцелуем и твит режиссера «yep, theyʼre gays :)», толком ни на что не влияющие. Для студии такого масштаба как Disney подобные высказывания чересчур смешны и по-детски наивны. Репрезентация — не просто упоминание или мимолетная вставка, которую треть зрителей проглядит, хлопнув глазами, а введение полноправной роли, непосредственно открытая презентация квир-персонажа.

В последнее время Disney вроде движутся в этом направлении, но крайне робко и неуверенно. В недавней экранизации «Красавицы и чудовища» персонаж Лефу в исполнении Джоша Гада позиционировался как открытый гомосексуал, а теперь студия показала и первого анимационного персонажа нетрадиционной ориентации. В этом году в рамках MCU выйдут «Вечные», где Disney также представят замужнего гомосексуала с детьми в одной из главных ролей.

Есть надежда, что студия все же перестала играть на полутонах и, наконец, занялась достойной репрезентацией ЛГБТК. Будем верить, что такими темпами в скором времени Валькирию признают бисексуалкой не только в твиттере Тессы Томпсон, а Эльза из «Холодного сердца» заодно с Капитаном Марвел все же сделают каминг-аут как асексуалка.

Последние статьи