Большая распродажа на AliExpress: 10 ключевых нюансов
1. Используйтеанглийскую версию сайта
Даже английские описания товаров у китайцев оставляют желать лучшего, ну, а автоматический перевод на русский и вовсе давно стал мемом, все эти «мертвая муха скейтборд чулок» и «плоские женщины 2015» (flat women shoes) могут позабавить, но процесс поиска нужных товаров сильно замедлят. Попытки перевести с русского обратно на английский и затем на нормальный русский, чтобы понять, о чем речь, быстро утомляют. Вверху сайта есть кнопка «Go to global site (English)» — она ваш друг.
2. Смотрите на рейтинг продавца
«Али» — это площадка, на которой торгуют отдельные продавцы, чем дольше и больше они продают, тем богаче выглядят их медальки, поэтому старайтесь поначалу держаться бриллиантов и корон (максимальный престиж, дальше наращивается количество корон). Рейтинг магазина должен быть выше 97, потому что даже 90 процентов по меркам «али» — это уже совсем плохо.
Китайские продавцы делают все возможное, чтобы вы оставили им положительный рейтинг. Шлют вам купоны, обращаются «Милый дорогой», никогда не идут на конфликт и предлагают варианты решения проблемы, даже если она возникла не по их вине (например, посылка застряла в почтовом аду). Им проще вернуть вам деньги, чем заработать плохой отзыв. Помните и о том, что они ваших денег не увидят, пока заказ не подтвержден (вы нажали «получено» или истек срок доставки) — до этого деньги держит у себя сама площадка.
3. Ищите аналоги
«Алиэкспресс» поначалу поражает разнообразием — здесь можно найти, казалось бы, все, что угодно и, что еще лучше, вещи, о которых вы никогда не думали, но увидев, моментально захотели. Убедительное Кольцо Всевластия за пару баксов, насадка на душ, подсвечивающая воду, зонт в форме катаны — вся эта ерунда обычно оставалась за рамками, потому что тратить на это деньги вроде глупо, но когда она стоит как коробка спичек, это переоткрывает для вас мир покупок.
Но спустя некоторое время становится очевидно, что разнообразие «Али» крайне ограниченное. Если вы видите бокал забавной формы и хотите найти что-то еще более интересное такого же типа, вы быстро понимаете, что в этой категории большинство магазинов предлагают только этот конкретный бокал и никакого богатого выбора там нет. Есть удачный дизайн — его продают все, но найти по-настоящему богатый и разнообразный ассортимент довольно сложно.
Это порождает и еще один подвид деятельности — уже когда вы выбрали конкретный товар, скопируйте его название в поиск и посмотрите, какой магазин предлагает наилучшие условия. Смотрите на скидку, цену доставки, рейтинг магазина, а также его ассортимент — иногда выгоднее купить там, где можно добрать что-то еще. Впрочем, поиск «Али» обычно предлагает самое оптимальное в самом начале. Очень редко какой товар продается только у одного продавца, поэтому не забывайте искать лучшее предложение.
4. Старайтесь заказывать все у одного продавца
Если вы ищите, например, детские игрушки, то перейдите на страницу магазина и посмотрите ассортимент — возможно, тут есть еще что-то интересное. Основная причина проста — меньше беготни на почту. Вы получите много товаров в одной коробке, сходив один раз. Если заказывать те же вещи в разных магазинах, бегать придется несколько раз и прийти они могут с разбросом в пару недель. Если вы заказали фонарь и батарейки к нему, что-то одно будет сиротливо лежать без дела, дожидаясь второй посылки.
И конечно, есть бонусы за большие траты в одном магазине — вы получаете скидочные купоны и внимание продавца, который потом будет писать вам лично и предлагать какие-то приятности.
5. Используйте кэшбек-сервисы
Сама идея кэшбека не особо интуитивна. Мне платят за покупку? Что за развод, где подвох? Почему просто не дать скидку? Все относительно просто — у площадки есть рекламный бюджет, они могут потратить его на ролики, а могут отдать деньги за привод клиента самому клиенту. Мол, ты сам себя привел, молодец, вот тебе за это деньги.
Посредником выступают сторонние сайты, которые раскручиваются отдельно — они отслеживают ваши покупки и начисляют бонусы. Это позволяет сэкономить 3-7 процентов от покупки в среднем, на разных площадках в разное время размер кэшбека меняется, иногда он достигает абсолютно невероятных размеров, за этим тоже надо следить. И работают кэшбек-сервисы с кучей площадок, а не только с «Али», в том числе и с отечественными компаниями, например, с сервисами доставки еды, поэтому полезны бывают часто.
Один из самых известных сервисов — Letyshops, его можно найти в приложениях к Chrome. Главное — не забывайте активировать его перед нажатием «Оплатить», а после уже сможете увидеть начисленные проценты. Вывести их можно будет, правда, только после того как вы подтвердите доставку и деньги уйдут продавцу, а кэшбек — вам.
Сейчас кэшбек-услуги стали предлагать многие, например, Tele2 сам предлагает кэшбек на «Али», причем выше, чем у того же LetyShops, поэтому выбору сервиса вы можете захотеть посвятить время отдельно.
6. Российские склады
Сейчас «Али» активно интегрируется с российскими партнерами — есть отдельная вкладка Mall, предлагающая товары из России, а у многих продавцов есть опция доставки со склада в РФ, но есть нюанс. Доставка из России куда быстрее, но иногда бывает дороже, потому что все что угодно дороже бесплатного, а обычно доставка из Китая именно такая. Парадоксально, но заказать из Китая выходит в большинстве случаев дешевле, чем довезти товар, который уже лежит на складе в России. Это может измениться, поэтому проверяйте пункт «Отправка из» и цены.
7. Мониторьте изменение цены
Даже если вы не планируете использовать LetyShops конкретно для кэшбека, у него есть одна крайне полезная функция — график динамики цены, показывающий, как менялась цена товара за последние месяцы.
В распродажи типа Черной пятницы это необходимо, потому что ушлые китайцы не очень любят скидки, но обожают их иллюзию. Некоторые специально задрали цену товара месяц назад до неприличной величины только для того, чтобы потом уронить ее обратно и написать «-75%». Монитор все это показывает — в большинстве случаев становится очевидно, что никаких скидок особо нет, товар как стоил, так и стоит все полгода.
8. Смотрите отзывы с фото
Раздел отзывов прячется во вкладке рядом с описанием, сразу жмите на галку с «с фото» и смотрите, как выглядит реальный товар, потому что зачастую фото товара могут сильно его приукрашивать, это не слишком частая проблема, но лучше перестраховаться. На симпатичных моделях в выверенном свете с определенного ракурса все что угодно выглядит отлично. Если отзывов с фото нет, поищите их под тем же товаром в более популярном и посещаемом магазине, даже если там выше цена — брать его можно и там, где дешевле, а вот посмотреть нужно. Товар, скорее всего, один и тот же в любом случае, с того же склада и от того же производителя.
9. Используйте мобильное приложение
Сайт не забывает напоминать, что в приложении цены еще ниже. Насколько я понимаю, приложение заменяет кэшбек-сервис и действует как его аналог, при покупке с мобильного вы уже не можете пользоваться еще и сторонним кэшбеком, поэтому он встроен сразу в сниженную цену, для многих это будет проще возни с расширениями Chrome. Само приложение довольно шустрое и удобное, но можно выбирать все на компьютере, бросать в корзину, а из приложения уже оплачивать.
10. Не бойтесь писать продавцу, качать права и открывать споры
Если что-то идет не так, не молчите. Помните, магазину выгоднее оставить вас довольными, чем зажать деньги — они скорее всего согласятся вернуть деньги или отправить товар повторно. Но если нет — открывайте спор, так вы вовлекаете сам «Али» и он выступает судьей между вами и продавцом, площадке тоже выгоднее уступить вам, а не защищать одного из своих бесчисленных продавцов, поэтому все должно закончиться хорошо.
Проблемы чаще всего бывают с доставкой — вам выдали фальшивый трек номер или это не международный трек, который понимает Почта России, а видно его только в трекинге самого «Али» (это кстати удобная штука, отслеживайте, где ваши посылки прямо на сайте в «Моих заказах»), посылка потерялась или идет долго, а срок уже истекает. Для последнего случая предусмотрен отдельный кейс спора «Посылка еще в пути, а срок истекает». Стоит ему истечь — заказ закроется, деньги уйдут продавцу (я сам прошляпил так несколько заказов), обычно продавец следит за этим и сам продлевает срок, также его можно попросить об этом отдельно. Не забывайте заходить в «Мои заказы» и смотреть, не протухают ли ваши посылки.
Для отслеживания посылок теперь удобнее использовать трэкинг самой Почты России, она сообщает, где сейчас товар, когда посылка прибыла в отделение, какое именно и когда оно работает.
Что касается самой Черной пятницы, то надо помнить, что для Китая она не приоритетна, это по большей части американская акция, связанная с американским же Днем Благодарения, а в Китае только что прошла их главная распродажа — «11.11», связанная с Днем Холостяка. И все же, скидки будут, сайт сделал отдельный лэндинг с главными вкусностями по разным разделам, где сразу видно старые и новые цены — по нему стоит пробежаться.
Вот только на странице товара пока нет никаких указаний — по крайней мере, пока акция не начнется. В случае 11.11 на товарах еще за несколько дней указывалась цена, которая станет доступной на время акции и крутился счетчик часов до ее начала. Пятнице такого функционала не досталось.
Пока сложно сказать, насколько щедрые скидки тут удастся урвать, но что-то определенного выглядит заманчиво. Электронная сигарета Ijust 2 (крайне популярная модель для новичков) за 400 рублей при обычной цене в 640 это интересно, учитывая, что когда-то я брал такую на том же «Али» за две с лишним тысячи, в России же она стоила около трех с половиной тысяч.
P.S. Если вы хотите реального челленджа, можете попробовать закупаться на Alibaba, родительском сайте экспресса, он ориентирован в основном уже не на внешний, а на внутренний рынок и на работу с компаниями, там больше выбор и цены еще доступнее, но вам придется копаться в китайском языке и разбираться с правилами, впрочем, для этого тоже есть отдельные подробные гайды.