Как DC наживались на Хранителях
До Хранителей
Before Watchmen — это заголовок целой череды приквелов, рассказывающих о таких персонажах как:
- Шелковый Призрак
- Комедиант
- Ночная Сова
- Озимандиас
- Роршах
- Доктор Манхэттен
- Молох
- Доллар Билл
- Минитмены
Алан Мур — сценарист оригинального комикса — давным-давно поругался с DC, а потому его реакция на запуск проекта была вполне ожидаемой:
«Хранители» были чем-то, что твердо стояло на своих ногах и имело целостность полноценного художественного произведения. Сейчас же они решили «а давайте сделаем из чего-то особенного совершенно обычный комикс, который может продолжаться до бесконечности и отпочковывать спин-оффы».
Дейв Гиббонс — художник оригинального комикса — в свою очередь занял более мягкую позицию («если они твердо убеждены в том, что делают, — пускай») и даже участвовал в продвижении сериала от HBO.
И хоть неприязнь Мура имеет свои особенные условия: DC до сих пор удерживает у себя права на обладание именем Watchmen (пока комикс издается, права у DC, а он постоянно обрастает новыми изданиями). В одном пожилой автор оказался прав: ни один из этих комиксов в итоге не оказался нужным миру «Хранителей», не добавив к содержанию оригинального произведения ничего ценного. Даже Before Watchmen: Minutemen за авторством Дарвина Кука (единственная причина открывать комикс), который вскрывал грязные тайны мемуаров первой Ночной Совы — и тот оказался весьма сомнительной вещицей, перевирающей материал «Хранителей».
Еще о Хранителях:
После Хранителей
От приквелов к сиквелам! Doomsday Clock — весьма многострадальный комикс. И тут даже сложно выделить какой-то отдельный аспект, неприятности поджидали его на каждом шагу: от проблем с публикацией до ценности в рамках вселенных DC и Watchmen. Главное, что объединяет сериал Линделоффа и комикс Джеффа Джонса — их незавершенность. С сериалом все понятно — едва успел отгреметь первый эпизод, однако Doomsday Clock не может выйти на финишную прямую уже несколько лет, постоянно откладывая едва ли не каждый последующий выпуск на пару месяцев.
Сюжетная функция Doomsday Clock — одновременно продолжить Watchmen и дать завершение относительно недавней и настолько же большой истории в комиксах DC под названием Rebirth, во время которой выяснилось, что перезапуск комикс-вселенной в 2011 году был устроен Доктором Манхэттеном.
После финала «Хранителей», Манхэттен ушел творить и, судя по событиям Doomsday Clock, это привело его в другую вселенную, где он — не единственное существо, обладающее сверхсилами.
Основная предпосылка истории такова: Манхэттен обычно может видеть будущее, но дальше назревающего конфликта с Суперменом он буквально ничего не видит. Из-за этого он задается вопросом «я не вижу будущего, потому что Супермен меня одолеет или потому что я все уничтожу?». И пока мир «Хранителей», несмотря на усилия Озимандии все-таки сгорает в адском пламени, Вейдт отправляется вслед за Манхэттеном — единственным существом, которое может все исправить.
На Земле DC все тоже неспокойно — вскрывшиеся данные правительства США всколыхнули волну мирового беспокойства, ведь они дают подтверждение «теории суперлюдей». Суть ее в том, что она дает ответ на вопрос «почему в Америке так много сверхлюдей, а в остальном мире их так мало?». И он очевиден: Штаты сами создают супергероев, взращивая суперсолдат нового поколения, а для отвода глаз придумываются и суперзлодеи.
Чем закончится эта история так до сих пор неизвестно, но ждать осталось уже не так долго — художник Гэри Фрэнк написал в твиттере, что последняя страница комикса уже готова.
Сериал от HBO также показывает будущее мира Watchmen, но, кроме общего представления о сеттинге, пока что информации весьма мало. Манхэттен улетел на Марс, Озимандия считается мертвым и живет где-то в здоровенном особняке. Между 1986 годом и 2019 успели произойти следующие важные события:
- После Никсона президентом стал актер Роберт Редфорд (как и в Doomsday Clock, кстати)
- Случилась некая «Белая ночь», как-то связанная с новой итерацией Ку-Клукс-Клана — Седьмой Кавалерией
- Офицеры полиции стали носить желтые маски, скрывающие лица из-за сильно возросшей угрозы нападений
Первый эпизод сериала рассказывает о возвращении Седьмой Кавалерии после трех лет тишины и спокойствия. О связи с «Хранителями» напоминает общая эстетика, отсылки, использование полицейскими техники, позаимствованной у Ночной Совы, а также периодический дождь из каракатиц («нападение» похожего существа и объединило человечество в оригинальном комиксе).
Тизер грядущих эпизодов подсказывает, что последующие события будут постепенно, но верно накалять обстановку в обществе (примерно как в комиксе) и Вейдту вновь придется «спасать человечество». Вполне вероятно — не без вмешательства Манхэттена.
Еще о «Хранителях»:
Вместо Хранителей
Будучи настолько влиятельным произведением, «Хранители» не могли не породить целую плеяду подражателей и просто людей, желающих отдать комиксу дань уважения. Не преминул воспользоваться шансом и Грант Моррисон — давний идейный «соперник» Алана Мура.
В своем комиксе Multiversity он вместе с Фрэнком Куайтли создали историю Pax Americana, представляющую собой одновременно огромный оммаж на «Хранителей», так и критику «холодного расчета и жесткой структуры, не дающей персонажам дышать».
Повторяя историю «Хранителей» на поверхности — местный мрачный детектив расследует убийство супергероя, пока на фоне некий загадочный план претворяется в жизнь — Pax Americana в глубине история об истории.
Там, где Мур не мог использовать персонажей Charlton Comics, у Моррисона такой проблемы не возникло. Поэтому одними из главных действующих лиц, например, стали Вопрос и Синий жук, тогда как для «Хранителей» пришлось придумывать Роршаха и Ночную Сову, сильно опиравшихся на свои первоисточники.
Британские сценаристы вообще очень «любят» ссылаться на культовое произведение Мура. Из недавних ярких примеров можно вспомнить Кирона Гиллена, написавшего комикс Peter Cannon: Thunderball для Dynamite Comics. Комикс полностью посвящен критике формализма и попыткок «повторить успех Хранителей» и при этом использует примерно тот же повествовательный язык, что и оригинальное произведение, которое оно критикует. Девятипанельная сетка, схожие образы и отсылки, какие-то знаковые фразы. Даже то, что Питер Кэннон — это персонаж Charlton Comics, уже само по себе отсылка к творческому процессу «Хранителей».
Камео Хранителей
Впрочем, то были попытки творчески переработать имеющийся материал. Иногда персонажи «Хранителей» просто оказывались в других комиксах издательства DC. Так, например, Роршах умудрился затесаться фоном на страницах Kingdom Come.
А в недавнем Justice League #34 от Скотта Снайдера и Джеймса Тайниона IV — в сюжете, где вся мультивселенная объединяется против ее создательницы — был замечен Ночная Сова.