24 декабря 2013Игры
Обновлено 09.05.2015

Итоги 2013 года: мнение Антона Мухатаева

«Канобу» начинает подводить итоги 2013 года, рассказывая об играх, которые больше всего запомнились редакторам и авторам сайта. В первой части о десяти любимых играх года рассказывает редактор Антон Мухатаев.
«Канобу» начинает подводить итоги 2013 года, рассказывая об играх, которые больше всего запомнились редакторам и авторам сайта. В первой части о десяти любимых играх года рассказывает редактор Антон Мухатаев.

10. Ridiculous Fishing

Итоги 2013 года: мнение Антона Мухатаева - фото 1

В год, когда видеоигры все чаще заставляли делать не самые приятные, даже отторгающие вещи, массовый геноцид водоемов в Ridiculous Fishing воспринимался спокойно. Этому способствовал легкий юмор, который пронизывал всю игру: начиная от музыки и заканчивая симуляцией твиттера, главной микроинновации, на которую мало кто обратил внимание. Во Vlambeer прекрасно понимают, какие формы работают на мобильных, а какие нет — именно поэтому лучше способа, чтобы убить время, в 2013-м нельзя было найти.

9. Pro Evolution Soccer 2014

Итоги 2013 года: мнение Антона Мухатаева - фото 2

Дебют Fox Engine обеспечил самый большой прорыв в футбольных симуляторах за это поколение. Начиная с 2013 года в PES дышит середина поля. Виртуальный футбол больше не сводится к забегам от одной штрафной до другой — это постоянная борьба за каждый мяч с непредсказуемым развитием событий. Играя в Pro Evolution Soccer 2014, я ловил себя на мысли, что мне совсем не интересно то, что происходит в двух других третях поля — как раз там, в центре, где полузащита одной команды сталкивалась с полузащитой другой, и случалось самое захватывающее. За это Konami можно простить вообще все: и по-прежнему безобразные меню, и некоторые баги, и не самую бодрую работу игры на приставках. Старое сравнение по-прежнему справедливо: FIFA — это футбол, который вы смотрите по телевизору, PES — это футбол, каким вы его видите на стадионе или даже во дворе. А что кому больше нравится — уже личный выбор.

8. Assassin’s Creed 4: Black Flag

Итоги 2013 года: мнение Антона Мухатаева - фото 3

Каждая следующая Assassin’s Creed разогревается все дольше. Ubisoft знает об этом — как и о том, что ничего лучше морских сражений в Assassin’s Creed 3 не было. Честность перед самими собой позволила Ubisoft выпустить лучшую игру серии: ни одна другая Assassin’s Creed не хватала так крепко. Наверное, все дело в пиратах, а точнее в иллюзии пиратов — четвертая часть предпочитает смешению достоверных событий и домыслов стилизацию под исторический период. Поэтому Assassin’s Creed 4: Black Flag и расцветает: сумасшедшие бои и дух морских приключений позволяют не обращать внимание на то, что серии уже давно нужна перезагрузка. Куда бы ни завела история Assassin’s Creed дальше, так интересно уже вряд ли будет.

7. Gone Home

Итоги 2013 года: мнение Антона Мухатаева - фото 4

Чем дальше, тем реже adventure-игры адаптируются под игрока, предпочитая навязывать свой темп. Gone Home развивается с той скоростью, с которой вам хочется: она никогда не торопит, не объясняет, как нужно в нее играть, раскрывается настолько, насколько вы хотите, а также вслед за многими другими представителями жанра намекает, что истории в видеоиграх можно рассказывать не так, как принято. Кроме подхода к геймдизайну в ней есть и просто музейная, культурная ценность. Gone Home — это музыкальная шкатулка из 90-х, любовное письмо группам Bratmobile и Sleater-Kinney, посвящение независимой американской сцене того времени. Главное достижение начала десятых годов как раз в том, что такие игры не просто могут выходить, а еще и быть коммерчески успешными.

6. Tearaway

Итоги 2013 года: мнение Антона Мухатаева - фото 5

Обреченная игра вышла на обреченной консоли — все вроде бы печально, хотя по внешнему виду Tearaway и не скажешь. В ней светит бог-солнце — это вы, и игра, конечно, не о бумажном человеке Йоте, а о вас, главном, нечаянном злодее. Sony давно мешало то, что на ее консолях просто механически выпускали игры — никто не брался ее консоли изучить. Media Molecule стала такой командой, придумав контекст для всего, что умеет PS Vita и научив Tearaway трюкам, которые не позволяла себе ни одна adventure-игра в этом году. Tearaway затягивает в свой мир в прямом смысле, затягивает насильно, и вряд ли, поиграв в нее, вы на это потом пожалуетесь.

5. The Legend of Zelda: A Link Between Worlds

Итоги 2013 года: мнение Антона Мухатаева - фото 6

Почти лучшая игра Nintendo в 2013-м стала самым неожиданным триумфом компании. The Legend of Zelda: A Link Between Worlds вышла еще более смелой и непредсказуемой, чем The Legend of Zelda: Skyward Sword. Там, где последняя водила игрока за руку и не отпускала почти до самого конца, портативное продолжение A Link to the Past разрешила делать то, что вы считаете нужным — проходить подземелья в порядке, в котором хочется, брать первыми те предметы, которые нравятся больше, арендовывать их или покупать сразу. Этих перемен хватило, чтобы освежить The Legend of Zelda, насколько требовалось. A Link Between Worlds наравне с Link’s Awakening — лучшая портативная игра в серии и идеальный повод, чтобы с ней познакомиться. Далеко не факт, что для Wii U получится изобрести больше и лучше.

4. Animal Crossing: New Leaf

Итоги 2013 года: мнение Антона Мухатаева - фото 7

Animal Crossing: New Leaf — это не игра, это работа. Каждый день двух летних месяцев я уделял ей час, а то и два, почти не меняя распорядок. Проверил почту, поговорил с жителями, полил цветы, выпил чашку кофе, половил рыбу, прошелся по магазинам — и вот я уже доехал до работы в реальной жизни. Animal Crossing: New Leaf умеет превращать рутину в праздник: все потому, что игра не имитирует настоящую жизнь, а создает иную версию жизни, которая работает по своим правилам и почти ничего не требует от игрока. Кроме разве что одного — ответственности. Когда я включил Animal Crossing: New Leaf, предварительно забросив на месяц, мой город превратился из преуспевающего поселения в пейзаж из The Walking Dead. Мне не хватило сил и времени, чтобы исправить положение, но что-то подсказывает: я туда еще обязательно вернусь.

3. Grand Theft Auto 5

Итоги 2013 года: мнение Антона Мухатаева - фото 8

На все у Grand Theft Auto 5 есть один ответ — деньги. Там, где другим геймдизайнерам приходится что-то изобретать, Rockstar вкладывает дополнительный миллион. Кто-то лицензирует десять песен, а Rockstar лицензирует сотни песен. Кто-то хвалится миром, который можно пробежать за двадцать минут, а Rockstar придумывает три разных мира в глазах трех разных героев. Я уже давно перестал давить пешеходов, играя в GTA, а Rockstar по-прежнему берется за старое и давит всех своими бюджетами. Это нисколько не укор, это комплимент: единичные студии в мире могут позволить себе не только получить такие ресурсы, но и правильно ими распорядиться. А самое главное, что за всеми этими декорациями сохраняется уникальная игра, в которой приводят в восторг самые простые вещи: от затянувшейся поездки поздно ночью по шоссе до прогулки по побережью рано утром.

2. Metal Gear Rising: Revengeance

Итоги 2013 года: мнение Антона Мухатаева - фото 9

Удивительный по накалу слэшер, Metal Gear Rising: Revengeance нашла самый короткий путь между нажатием кнопки и действием на экране. Как бы вы ни играли в Revengeance, хорошо или плохо, научитесь вы блоку или нет, у вас обязательно получится красиво. Удивительно, насколько хореографически безупречна игра с героем-киборгом, как ей удается поддерживать безумный темп, вмещать все сразу и так стремительно заканчиваться, не оставляя разочарованным. В Platinum Games знают, как делать игры, которые идеально управляются, с точной отдачей. Главная гуманитарная миссия следующего года — оставить Platinum Games в живых после The Wonderful 101, которая уже провалилась, Bayonetta 2, у которой на это есть все шансы.

1. Device 6

Итоги 2013 года: мнение Антона Мухатаева - фото 10

Первая безупречная видеоигра после Super Mario Galaxy 2, Device 6 гордится своей платформой — она могла родиться только на iOS. Device 6 превращает чтение в механику, строки — в сцены, изображения — в антураж. Вам только кажется, что вы проходите не игру, а книгу: за ней в Device 6 скрывается стилизованный детектив с нотками хоррора, одновременно текстовая и point and click adventure-игра, крайне требовательная к вашему вниманию в те три часа, что на нее нужно выделить. Загадки требуют от вас ломать голову, история заставляет не упускать ни одной детали: вы крутите свой телефон, переводите его из одного положения в другое, смеетесь и ужасаетесь — вам никогда не бывает скучно. В год, когда фильмы продолжили притворяться видеоиграми, Device 6 стала видеоигрой, которая притворилась романом, и ушла далеко вперед своих высокобюджетных конкурентов как в геймдизайне, так и в повествовании. Ее невозможно объяснить, ее невозможно показать, в нее можно только сыграть — а разве не это отличает видеоигры от всего остального, с чем их принято сравнивать?

Комментарии 76
Чтобы оставить комментарий, Войдите или Зарегистрируйтесь
-AkaBrA
-AkaBrA
Ужасный на игры год был, разве что ГТА5 норм, и то я не играл