01 декабря 2013Игры
Обновлено 09.05.2015

История одного поколения. Часть вторая

29 ноября PS4 появилась на большинстве ключевых консольных рынков вслед за Xbox One. Тем самым подходит к концу история седьмого поколения домашних консолей, одного из самых затяжных. Это единственное поколение (за исключением разве что четвертого), в котором никто не выиграл и никто не проиграл. «Канобу» вспоминает, как все начиналось — с надеждой, что никто не станет спешить с выводами сейчас, когда новые приставки только поступают в продажу.
29 ноября PS4 появилась на большинстве ключевых консольных рынков вслед за Xbox One. Тем самым подходит к концу история седьмого поколения домашних консолей, одного из самых затяжных. Это единственное поколение (за исключением разве что четвертого), в котором никто не выиграл и никто не проиграл. «Канобу» вспоминает, как все начиналось — с надеждой, что никто не станет спешить с выводами сейчас, когда новые приставки только поступают в продажу.
История одного поколения. Часть вторая - фото 1

Могу легко себе представить, что Nintendo выпустит через пару лет Wii 2 с поддержкой разрешения Full HD, Wiimote и обычного контроллера — чтобы на нее можно было портировать все игры.
— Майкл Пактер, аналитик Wedbush Morgan (ныне — Wedbush Securities), в интервью GamesIndustry.biz в мае 2007 года

К весне 2007 года, когда гонка консолей еще только начиналась, оставались неотвеченными еще многие вопросы. Xbox 360, несмотря на целый год в запасе, не ушел от конкурентов так далеко, как хотела Microsoft. Между тем, выход Gears of War сильно повысил продажи приставки и позволил Xbox 360 выстрелить в праздничный сезон 2006 года в США. Sony отгружала в магазины намного больше PS3, чем готовы были купить игроки, а Nintendo, напротив, никак не могла справиться со все растущим спросом на Wii, из-за чего консоль было почти невозможно достать в американских и европейских магазинах. При этом многие игровые издания считали, что совсем скоро ажиотаж, связанный с Wii, спадет, и она займет на рынке то же место, что в свое время GameCube.

Меня зовут Реджи, и я счастлив.
— Реджи Филс-Эйм, президент Nintendo of America, открывая пресс-конференцию Nintendo перед E3 2007

Как и в 2006 году, на E3 2007 Nintendo вновь пришлось доказывать, что Wii — это не временное помешательство. Для этого компании, кроме ожидаемых игр вроде Super Mario Galaxy, Metroid Prime 3: Corruption и Mario Kart Wii, хватило всего нескольких аксессуаров: ружья Wii Zapper, руля Wii Wheel и доски Wii Balance Board. Последняя и позволила Nintendo вновь сосредоточить на себе внимание мейнстрим-прессы. Фитнес-игра Wii Fit стала логичным продолжением Wi Sports: Nintendo вышла на аудиторию, которую другие разработчики видеоигр почти никогда не задевали. В формат обновленной E3, которая отказалась от больших стендов в пользу зарабатывающих на видеоиграх людей, эта презентация вписывалась идеально. Цифры, графики, красочные видеонарезки и довольные инвесторы — это было время, когда Nintendo ненадолго вернулась в свои 1980-е. Разве что Super Smash Bros. Brawl, пропустившей шоу, очень не хватало.

Мое тело готово.
— Реджи Филс-Эйм, президент Nintendo of America, во время показа Wii Fit на пресс-конференции Nintendo перед E3 2007

В ответ на презентацию Nintendo у Sony была заготовлена Home, эксперимент на тему Second Life, которым компания хотела продемонстрировать свое видение онлайна в будущем PS3. По сравнению с E3 2006 это была крайне удачная презентация без больших проколов: Каз Хирай позволял себе шутить о Ridge Racer, а вице-президент Sony Computer Entertainment Europe Фил Харрисон указывал на недостатки в Xbox Live Arcade, сервисе своего будущего работодателя. Главной победой Sony были игры, которых оказалось достаточно: Ratchet & Clank Future: Tools of Destruction, Heavenly Sword, LittleBigPlanet, Uncharted: Drake’s Fortune, Infamous, Killzone 2 и Gran Turismo 5 Prologue — как ни смотри, линейка вышла очень сильная. Сосредоточившись на играх, Sony не прогадала — а тут еще и подключился Хидэо Кодзима с Metal Gear Solid 4: Guns of the Patriots. Microsoft на своей презентации не стала заглядывать слишком далеко и рассказала только о том, что должно было выйти в 2007 году: Halo 3, Mass Effect, BioShock, Project Gotham Racing 4 и Ace Combat 6: Fires of Liberation.

Лидерство Wii стало еще более очевидным

Переломным для седьмого поколения моментом стала публикация британского издания Financial Times за 12 сентября 2007 года. По данным издания, к тому моменту Wii (9 млн консолей по всему миру) обошла по продажам Xbox 360 (8,9 млн), а PS3 (5,6 млн) им заметно уступала. Но праздничный сезон несколько изменил расстановку сил. Sony, понизившая стартовую цену на PS3 до $400, увеличила продажи консоли в последнем квартале 2007 года в несколько раз, хотя к цифрам, которые показали Wii и Xbox 360 (по 2,5 млн приставок только в США), так и не подобралась.

К 2008 году обе компании выпустили первые большие игры для своих консолей. Весна 2008-го вышла особенно успешной для Nintendo. Появление Wii Fit, Mario Kart Wii и Super Smash Bros. Brawl в США позволило консоли набрать еще больший темп, чем в прошлые два года. В ту весну Nintendo продавала до 2 млн Wii в месяц — на такие продажи она ранее могла рассчитывать только в праздники. Конкуренты тоже набирали темп, но не так быстро, как им хотелось, с прибавкой около 25% по сравнению с 2008 годом. К E3 2008 года, прошедшей во второй и последний раз в минималистичном формате, компании подошли примерно в той же расстановке, что и раньше — разве что лидерство Wii стало еще более очевидным.

Wii Music лучше любой видеоигры.
— Сигэру Миямото, геймдизайнер, отвечая на вопрос, считает ли он Wii Music музыкальной игрушкой, а не видеоигрой

Триумфатором E3 2008 стала Microsoft. Не сказать, что компания задавила Sony анонсами, или что Xbox 360 вдруг оказался намного привлекательнее. Напротив, Microsoft давила ожидаемым: продолжениями Gears of War, Fable, Banjo-Kazooie, а также премьерными показами мультиплатформенных Fallout 3 и Resident Evil 5. А всего лишь одного сообщения в конце — о портировании Final Fantasy 13 на Xbox 360 в западных странах — хватило, чтобы обставить Sony. Японские RPG к тому моменту уже почти покинули консольный мейнстрим, так что значение у этого хода было скорее символическое — оставалось все меньше сторонних издателей, готовых поддерживать только одну из платформ.

Nintendo продала 10,4 млн Wii за IV квартал 2008 года — для нынешних консолей цифра практически недосягаемая

Но Sony не выступила достаточно сильно, чтобы перебить всего один неожиданный анонс Microsoft. Японская компания ограничилась очередной демонстрацией PlayStation Home и LittleBigPlanet, представила онлайн-шутер MAG, а также напомнила о продолжении своих эксклюзивных серий: Ratchet & Clank, Resistance, Motorstorm. Для Nintendo же презентация 2008 года вышла одной из самых неудачных с точки зрения традиционных игровых СМИ. Animal Crossing: Let’s Go to the City, Wii Sports Resort с аксессуаром Wii Motion Plus и Wii Music от Сигэру Миямото — вот и все, что готова была предложить Nintendo в тот день. Это был первый признак того, что компания начала расслабляться, осознав, как удачно ей удалось выстрелить с Wii. Как обычно и бывает, мнение специализированной прессы не повлияло на основную массу покупателей. В рождественский сезон 2008 года Wii даже без новых игр устанавливала новые рекорды. Произведя достаточно консолей и почти покрыв спрос, Nintendo продала 10,4 млн Wii за IV квартал 2008 года — для нынешних консолей цифра практически недосягаемая. Sony по сути повторила предыдущий год, а Microsoft, снизившая стартовую цену Xbox 360 до $200, довольствовалась ростом продаж на 20%.

Думаю, что нынешнее поколение консолей — последнее. Nintendo, вероятно, добавит поддержку HD, но в будущем никто из трех больших производителей не захочет выпускать новые консоли. Сторонние издатели не станут поддерживать PS4 и Xbox 720.
— Майкл Пактер, аналитик Wedbush Morgan (ныне — Wedbush Securities), в марте 2009 года на конференции GamesBeat 2009 в Сан-Франциско

Главной темой пресс-конференций на E3 2009 стали не игры, а контроллеры. На мероприятии Microsoft показывали Kinect, тогда еще известный как Project Natal, и контроллер-скейтборд для Tony Hawk Ride. У Sony был Move, идейная копия пульта Wii. У Nintendo — снова Motion Plus, который поступил в продажу уже через неделю, и Vitality Sensor, странный аксессуар, считывающий ваш пульс. Для чего конкретно нужен этот сенсор, Nintendo внятно объяснить так и не смогла, причем, видимо, компания и сама в этом не разобралась: в продажу устройство так и не поступило.

Vitality Sensor нужен для того, чтобы визуализировать определенные сигналы вашего организма, которые раньше визуализировать было невозможно.
— Сатору Ивата, генеральный директор Nintendo, на пресс-конференции компании перед E3 2009

Microsoft помогали звезды: про Project Natal рассказывал восхищенный Стивен Спилберг, Tony Hawk Ride показывал сам Тони Хоук, а The Beatles: Rock Band — Пол Маккартни и Ринго Старр. Среди эксклюзивов: Halo: ODST, Alan Wake, Shadow Complex, Forza Motorsport 3, Crackdown 2 но только про последние две не было известно до мероприятия. У Sony больших анонсов тоже не было, зато было много нового видео: геймплей Uncharted 2: Among Thieves, God of War 3, Gran Turismo 5, The Last Guardian и MAG.

Подавляющее большинство людей все еще боятся взять в руки видеоигровой контроллер. Поэтому, несмотря на масштабы видеоигровой индустрии, у 60% семей все еще нет никакой игровой консоли.
— Стивен Спилберг, режиссер, во время презентации Project Natal на пресс-конференции Microsoft перед E3 2009

Для Wii, помимо Metroid: Other M, анонсировали сразу два платформера про Марио. Один из них, New Super Mario Bros. Wii, в итоге станет одной из самых продаваемых игр поколения (из отчета Nintendo в 2012 году — больше 26 млн копий), а другой, Super Mario Galaxy 2, —одной из самых высокооцененных игр поколения (97.35% на GameRankings).

Как бы ни выступали компании на E3, продажи определялись скорее инерцией, а также теми играми, которые производители консолей успевали подготовить к ноябрю. Sony, опустившая начальную цену на PS3 до приемлемой для массовой аудитории отметки в $300, отметилась лучшим за долгое время результатом — 6,5 млн PS3 за IV квартал 2009 года. Это позволило японской компании обогнать Microsoft, которая ограничилась 5,2 млн Xbox 360, проданных за тот же период. Nintendo по-прежнему находилась в своем мире и достигла абсолютного рекорда — 11,3 млн Wii, проданных по всему миру за три месяца. К марту 2010 года Sony подошла с результатом в 35 млн проданных PS3, Microsoft — 41,7 млн Xbox 360, а Nintendo пользовательскую базу Wii до 70 млн человек. Казалось, что в этом поколении уже можно было подводить итоги, но выводы было делать слишком рано: у Sony и у Microsoft были свои планы, к чему Nintendo оказалась не совсем готова.

Текст: Антон Мухатаев

Комментарии 17
Чтобы оставить комментарий, Войдите или Зарегистрируйтесь
orels1
orels1
Интересная статейка, но поправьте копипасту тут: "Infamous, Killzone 2 and Gran Turismo 5 Prologue" А то все же режет глаз английский союз в русском предложении =)
orels1
orels1
И еще: "Переломным для восьмого поколения моментом" Мне кажется тут все же имелось в виду седьмое поколение (x360, PS3, Wii)