24 октября 2013Игры
Обновлено 09.05.2015

​История игровых сборников

Купить несколько игр прошлых лет по цене одной новинки (или даже дешевле) – сегодня уже привычное дело, только в этом месяце вышли Capcom Essentials и Tales of Symphonia Сollection. Все мы познакомились с игровыми сборниками во времена 8-битных и 16-битных консолей, где они были пиратскими, но легальные «многоигровки» существовали уже тогда, просто до нас они не доходили.
Купить несколько игр прошлых лет по цене одной новинки (или даже дешевле) – сегодня уже привычное дело, только в этом месяце вышли Capcom Essentials и Tales of Symphonia Сollection. Все мы познакомились с игровыми сборниками во времена 8-битных и 16-битных консолей, где они были пиратскими, но легальные «многоигровки» существовали уже тогда, просто до нас они не доходили.

Сейчас уже трудно определить, какой игровой сборник был первым, но за отправную точку можно взять 1988 год. Выпущенные тогда Donkey Kong Classics и Super Mario Bros./Duck Hunt для NES стали отличным примером нового заработка для издателя, а ответ конкурентов в лице сборника 32-in-1 для Atari 2600 лишь подтвердил новое веяние на рынке. Лежавшая на поверхности идея продавать несколько игр по цене одной оказалась настолько удачной, что на вооружение ее взяли даже нелицензированные разработчики.

Дело в том, что любая студия, планирующая официально выпускать игры на NES, должна была получить специальный сертификат, а их игра — пройти контроль качества. Это было новым условием на рынке (картриджи для Atari 2600 выпускал кто угодно), и некоторые производители малобюджетных игр оказались к этому не готовы. Их игры все равно попадали в некоторые магазины, но картриджи были неправильной формы, разных цветов (и даже прозрачные), с нелепыми обложками и без специальной плашки «Original Nintendo Seal of Quality». Единственный способ выделиться на фоне легальных картриджей — пообещать сразу много игр.

Наиболее известным примером в те годы был Action 52. Представленный как сборник из пятидесяти двух экшен-игр для NES (после была и версия для Mega Drive), картридж оказался еще большим надувательством, чем выпускаемые в те годы тайские и китайские сборки 120-in-1, а заоблачный ценник в 199$ лишь добавлял всему этому нелепости. Лишь The Cheetahmen, крайняя из списка, была более-менее похожа на видеоигру, все остальные — любительские попытки наподобие тех, что делают в школе на кружке программирования.

Переход на CD открыл новые возможности для игровых сборников

Но если не считать Super Mario Bros./Duck Hunt, копий которого было едва ли не больше, чем оригинальных версий этих игр, первыми по-настоящему массовыми официальными сборником стали картриджи из серии SEGA Genesis 6-pak с шестью first-party играми. Самая популярная вариация содержала Sonic the Hedgehog, Golden Axe, Streets of Rage, Revenge of Shinobi, Columns и Super Hang-On. Удивительно то, что пираты в то время помещали на собственные многоигровки для Mega Drive обычно не более четырех игр, причем две хорошие там часто соседствовали с двумя плохими.

В середине 90-х прошла очередная смена поколения консолей, открывшая новые возможности для выпуска игровых сборников. Ключевую роль сыграла замена носителя с картриджа на CD-диск, позволявшего вместить в себя не только несколько современных игр, но и с полсотни полноценных хитов десятилетней давности. Последнее часто практиковали издатели, не имевшие своих собственных платформ. Самым заметным из них была Namco Bandai со своей серией Namco Museum. Вышедший в ноябре 1995 года Namco Museum Volume 1 для PlayStation включал в себя Pac-Man, Galaga, Pole Position и другие классические хиты 80-х годов. В дальнейшем сборники от Namco выходили практически на всем, начиная с Nintendo 64 и Game Boy Advance и заканчивая сетевыми площадками Xbox Live и PlayStation Network.

Не минули многоигровки стороной и портативные платформы. Большинство таких сборников, конечно, были антологиями известных серий (Castlevania: Double Pack, Rayman 10th Anniversary, Phantasy Star Collection), но иногда нам попадались и уникальные экземпляры. Например, Sega Smash Pack для GBA стал отличным поводом для поклонников Nintendo приобщиться к классическим играм старого конкурента - Ecco the Dolphin и Golden Axe. А в случае со сборником Tony Hawk’s Underground / Kelly Slater’s Pro Surfer именно популярность серии Tony Hawk’s не позволила хорошему, но плохо разрекламированному симулятору серфинга остаться без внимания.

​История игровых сборников - фото 1

Пришедшее на смену PlayStation и Nintendo 64 новое поколение консолей многократно увеличило стоимость разработки игр, и переиздавать старые игры сборниками стали гораздо чаще. Правда, речь часто шла не о сборниках золотой классики, а о вчерашних хитах. Например, Grand Theft Auto Double Pack, содержащий Grand Theft Auto 3 и Grand Theft Auto: Vice City, вышел всего через год после релиза последней. Пример оказался настолько заразительным, что с тех пор практически все важные игровые серии получили свои переиздания. Порой ситуация доходит до абсурда: Konami поместила Metal Gear и Metal Gear 2 внутрь переиздания Metal Gear Solid 3: Subsistence, которое, в свое очередь, попало в Metal Gear Solid HD Collection, а оно уже вошло в состав недавнего сборника Metal Gear Solid Anniversary Collection. И конца этой череде перевыпусков пока не видно, тем более что сериал еще не закончился.

​История игровых сборников - фото 2

К сожалению, не всегда появление нового игрового сборника продиктовано желанием заработать еще чуть-чуть с некогда успешной игры. Бывает и так, что хорошо принятый критиками проект продается хуже ожидаемого, и тогда издателю приходится вытягивать его за счет другой, более кассовой игры. Сборник Forza Motorsport 3 / Alan Wake Double Pack для Xbox 360 как раз из этой категории: тиражи Alan Wake были тогда слишком скромными.

Другая ситуация — когда игра переезжает с маленького экрана на большой, и ее удобнее поместить на один носитель вместе с другими выпусками серии. В состав упомянутого уже Metal Gear Solid HD Collection вошла родившаяся на PSP Metal Gear Solid: Peace Walker, а сборник God of War Collection Volume II вобрал в себя адаптированные для PS3 версии God of War: Chains of Olympus и God of War: Ghost of Sparta

Наконец, сборники приобретают дополнительный смысл, если оригинальную платформу не так просто достать. И если игры с аркадных автоматов времен Donkey Kong перевыпускали еще во времена 8-битных систем, то с более сложными, на базе MAME, это стало возможно не так давно. Иногда эти игры попадали на домашнюю консоль Neo-Geo, но это маргинальная система, которая была недоступна массовому игроку. Зато почти все важные аркадные игры 90-х сейчас продаются в XBLA и PSN, часто — комплектами.

​История игровых сборников - фото 3

Нетрудно догадаться, что в будущем игровые сборники, которых становится все больше и больше, смогут составить хорошую конкуренцию вторичному рынку видеоигр. А облачные технологии вообще обещают стереть грани между платформами: не очень понятно, когда это произойдет и произойдет ли вообще, но тогда сборники старых игр приобретут дополнительный смысл.

Уоррен Спектор, создатель Deus Ex и Epic Mickey, называл видеоигры «искусством здесь и сейчас», сравнивая их с театром. Мол, он сегодня не может поиграть в свои ранние работы, потому что у него нет для этого технических возможностей, и с современными видеоиграми рано или поздно произойдет та же неприятность. Игровые сборники, дарующие старым играм новую жизнь на новых платформах, — пока что единственное очевидное спасение.

**Текст:**Андрей Лященко

Комментарии 27
Чтобы оставить комментарий, Войдите или Зарегистрируйтесь
Damphil
Damphil
Спасибо, мне понравилось.
ChernobylGuy
ChernobylGuy
Комментарий был удален