22 марта 2021Кино
Обновлено 17.06.2021

История «Годзиллы против Конга». Кто победил в первой встрече и чего ждать от нового боя?

25 марта на экраны выходит фильм «Годзилла против Конга» (Godzilla vs. Kong) — новое противостояние этих персонажей спустя почти 60 лет с их последней встречи. Грандиознее, чем сами Годзи и Кинг Конг, только их влияние на мировую культуру. Разбираемся, какой путь прошли культовые герои японского и американского кино до нового столкновения.
25 марта на экраны выходит фильм «Годзилла против Конга» (Godzilla vs. Kong) — новое противостояние этих персонажей спустя почти 60 лет с их последней встречи. Грандиознее, чем сами Годзи и Кинг Конг, только их влияние на мировую культуру. Разбираемся, какой путь прошли культовые герои японского и американского кино до нового столкновения.

Монстр против кайдзю

Постер подводной битвы из «Годзиллы против Конга» (2021)

Постер подводной битвы из «Годзиллы против Конга» (2021)

Благодаря Годзилле и Конгу в кино появились два разных, но отчасти пересекающихся жанра, в которых люди сталкиваются с гигантскими чудовищами. Это американские монстр-муви и японские фильмы о кайдзю (что на японском означает «диковинный зверь» или «монстр»).

И в том, и в другом жанре на первом плане стоят фантастические существа, вступающие в конфликт с человечеством. Но в американских фильмах эти монстры довольно редко разрушают целые города. Сюда входят и фильмы ужасов про Мумию, Дракулу и Человека-волка, и триллеры про пришельцев в маленьких провинциальных городках, и — в отдельных случаях, — действительно истории об огромных динозаврах и обезьянах. Сюжеты могут быть как простые, так и сложные, но они чаще всего пересказывают какой-то классический литературный первоисточник, книгу или сказку.

Японские ленты наоборот, любят гигантоманию, а сюжеты во всех этих историях про ужасных бабочек и птеродактилей оригинальные. В тех случаях, когда в них все-таки используются персонажи из мировой литературы (как в «Франкенштейне против Барагона» 1965 года), они специально увеличиваются в размерах или превращаются в супергероев, способных постоять за себя в схватке с гигантскими ящерами.

Оригинальный «Кинг Конг» (1933)

Оригинальный «Кинг Конг» (1933)

«Кинг Конг» как франшиза — больше трагедия о любви, чем сказка про гигантскую гориллу. В классических фильмах об этом персонаже чудовище встречает красавицу, влюбляется в нее, оказывается силой вырвано из привычной среды… И гибнет, фактически — именно из-за своей любви.

Впрочем, последняя киноистория о Конге, «Остров черепа» 2017 года, от данной сюжетной основы отошла — вместо любовной линии нам весь фильм-приквел рассказывали о приключениях группы репортеров и спецназовцах в сложной экосистеме острова, на котором проживает Конг.

Оригинальный «Годзилла» (1954)

Оригинальный «Годзилла» (1954)

Годзилла в оригинальных фильмах, в свою очередь, — олицетворение самих сил природы во всей их разрушительности, символ землетрясений и тайфунов, то и дело терзающих Японию. В оригинальном «Годзилле» 1954 года он воплощал атомную энергию — ни больше, ни меньше — и для создателей той версии Хиросима и Нагасаки были еще недавними событиями.

Позднее этот персонаж стал менее однозначным: в сиквелах Годзи иногда дает отпор другим кайдзю, тем самым вольно или невольно помогая людям. Но при этом он изначально был личностью: пожалуй, самая запоминающаяся сцена первого фильма — эпизод, где комментатор, до последнего мига ведя свой репортаж, встречается взглядом с титаническим ящером… И Годзилла чуть ли не кивает человеку перед тем, как его уничтожить.

С такими отличиями в подходе и к персонажу, и к жанру, тем интереснее будет посмотреть, как Король Джунглей столкнется с Королем Монстров в новом фильме.

Эволюция персонажей

История о Конге перезапускалась уже несколько раз. Была оригинальная дилогия «Кинг Конг» и «Сын Конга» 30-х годов, японские фильмы студии «Тохо», американский перезапуск 70-х годов, римейк Питера Джексона и, наконец, «Конг: Остров черепа», непосредственный предшественник «Годзиллы против Конга».

Большинство фильмов о Конге были блокбастерами своего времени, прорывными по части спецэффектов. Как бы наивно сейчас ни смотрелась самая первая картина о нем, поколения людей решили заниматься спецэффектами в кино, увидев эту покадровую анимацию гигантского примата и динозавров.

Первый римейк «Кинг Конга» (1976)

Первый римейк «Кинг Конга» (1976)

Дилогия 70-х годов («Кинг Конг» и «Кинг Конг жив») стала сенсацией даже в СССР: очереди за билетами перекрывали улицы возле кинотеатров. Забавно, что в ремейках от покадровой кукольной анимации отказались в пользу человека в костюме гориллы. У создателей был гигантский Кинг Конг-аниматроник ростом в 12 метров и весом в 6 тонн, но он так плохо работал и скверно смотрелся в движении, что в фильме попало всего 15 секунд кадров с обезьяной-роботом.

А еще забавнее, что в костюм Конга нарядился дизайнер этого костюма — Рик Бейкер. Это культовый гример и мастер спецэффектов, позднее работавший над десятками классических картин — от «Американского оборотня в Лондоне» и «Триллера» Майкла Джексона до «Хеллбоя» (2004) и «Людей в черном». В римейке Питера Джексона у него есть камео — он играет плота одного из бипланов во время финального расстрела Конга.

Кадр из «Кинг Конга» Питера Джексона (2005)

Кадр из «Кинг Конга» Питера Джексона (2005)

В оригинальных японских фильмах о Годзилле принято выделять несколько периодов, но сама по себе мифология достаточно запутанна. Тем более, что в отличие от Конга, Годзи постоянно переманивал в свой киносериал кайдзю, появившихся в отдельных, самостоятельных фильмах: Мотру, Родана и других. То есть идея некоей «киновселенной монстров» возникла еще в японском киноцикле.

За пределами Японии был фильм Роланда Эммериха 1998 года, который cобрал 380 $ млн при бюджете в 150 $ млн, но фанатов первоисточника до сих пор приводит в ярость. От титульного персонажа, по сути, там осталось только имя, с тем же успехом его можно было заменить на обычного, безымянного динозавра.

Кадр из американского ремейка «Годзиллы» (1998)

Кадр из американского ремейка «Годзиллы» (1998)

И, наконец, фильм «Годзилла» 2014 года, официально запустивший киновселенную MonsterVerse: поклонниками Годзи он был принят гораздо теплее. А его сиквел порадовал фанатов еще и тем, что помимо Короля Монстров на экране предстали три классических кайдзю: Родан, Мотра и Гидора.

Последнего было особенно приятно повидать российским фанатам. Создатели оригинального Короля Гидоры не скрывают, что позаимствовали дизайн монстра у Змея Горыныча из «Ильи Муромца» Александра Птушко, вышедшего в японский кинопрокат в 1959 году.

Первый раунд

Первая битва Годзи с Конгом отгремела в кинотеатрах еще в 1962 году в фильме «Кинг-Конг против Годзиллы». Это проект, необычный во всех отношениях. Его снимали совместно Япония и США, но большую часть ключевых постов в съемочной группе занимали японцы.

Это были отцы-основатели франшизы о Годзилле: режиссер Исиро Хонда, композитор Акира Ификубэ, продюсер Томоюки Танака и постановщик спецэффектов Эйдзи Цубурая. Причем, обратите внимание: имя американского монстра все же стояло в названии первым.

Что и не удивительно: изначально Уиллис ОʼБрайэн, создатель Кинг Конга, собирался снять еще один фильм о своем детище, а противником предполагался… гигантский монстр Франкенштейна. Но от этого замысла отказались, посчитав, что права на Франкенштейна — у «Юниверсал». Да еще и покадровая анимация подобного проекта могла оказаться слишком дорогой. Тогда киностудия «Тохо» предложила для спарринга своего атомного ящера.

На съемках «Кинг-Конга против Годзиллы»

На съемках «Кинг-Конга против Годзиллы»

Линия Конга в этом фильме использует многие сюжетные ходы оригинала. Гигантскую гориллу обнаруживают на тропическом острове, где ей поклоняются дикари. Потом огромного самца-гориллу перевозят в современный город, он бежит из заключения, не забыв по дороге разнести поезд, хватает девушку, забирается с ней на крышу здания — словом, ведет себя вполне привычно.

Несмотря на то, что фильм снимали, в основном, японцы, «злодеем» таки считался Годзилла, и студия «Тохо» была не против того, что в финале их звезда потерпит поражение. Впрочем, кому досталась победа — вопрос спорный: картина существует в американской и японских версиях, которые сильно отличаются друг от друга. В том числе и финалом: в американской победно кричит только Конг, в японской слышен рев и Годзиллы тоже.

Американская версия целиком доступна на YouTube, где вы можете хоть сейчас полюбоваться на последнюю битву — она начинается на отметке в 1 час 20 минут с боевого клича Кинг Конга. Вас ждут добрые 10 минут эпичного кайдзю-экшена, местами похожего на рестлинг или фильм про восточные единоборства. Человек в костюме Конга и боксирует, и швыряет борца в костюме Годзи приемами дзюдо. Но в спорном финале побеждает природа — землетрясение, которое сбрасывает и того, и другого монстра в море. В этой версии выплывает только Конг.

Эйдзи Цубурая изначально предлагал сделать Конга не страшным и даже немного комичным персонажем, надеясь, что это привлечет детскую аудиторию. К примеру, завидев противника, Конг начинает забавно пританцовывать, хотя на старте проекта режиссер Исиро Хонда выступал против такого подхода.

Тут явно оказался прав Цубурая: в Японии эта лента остается самой кассовой из всех фильмов с участием Годзиллы. В год выхода фильм собрал 1,29 миллиарда йен (3,58 миллионов долларов), а с учетом двух перевыпусков в кинотеатрах в 70-х годах итоговые сборы составили 2 миллиарда йен (или 6 миллионов долларов). С мировым прокатом чуть сложнее: в кинотеатрах США фильм вышел изрядно перемонтированным и собрал кассу в 2,7 млн долларов.

Японскую версию долгое время было невозможно посмотреть на домашних носителях из-за утери 20 минут негатива. Только в 1991 году появилась полная версия на лазерных дисках, а в 2014-м вышел Blu-Ray диск, где фрагменты американской версии сильно отличались по качеству от восстановленных японских. И только в 2016 году на японском канале Nihon Eiga Senmon была показана полностью восстановленная 4К-версия фильма.

Что мы ждем от нового боя?

По трейлерам можно предположить, что на этот раз гигантская горилла шутить не намерена: Король Джунглей выглядит не менее свирепым, чем Король Монстров. Не меньше интригует, будут ли вовлечены в схватку и другие кайдзю.

И новый, и старый трейлер, и доступные фрагменты фильма предельно неинформативны во всех, что касается самих монстров, но уже очевидно, что в новом фильме будет Мехагодзилла. Это один из самых опасных и ярких противников Годзи, гигантский робот-убийца, у которого, в отличие от большинства кайдзю вообще нет каких-то положительных качеств. Можно предположить, что главным врагом тут выступит именно он.

В фрагментах фильма нам показывали главную морскую битву с участием монстров, которая, по словам композитора фильма Junkie XL, будет идти целых 18 минут. Сначала все по отдельности: Годзилла крушит военные самолеты и корабли, пока Конг пытается освободиться от цепей. Потом показаны драка монстров под водой с постера фильма и тот самый момент из его самых ранних промо-материалов, в котором Годзилла и Конг бросаются друг на друга на палубе авианосца.

Также будет как минимум один бой в разрушенном мегаполисе. В единственном доступном фрагменте Конг прыгает на Годзиллу, используя опору линии электропередач в качестве дубины, а Годзи пытается поразить Конга своим атомным дыханием. Наконец, самый свежий тизер фильма намекает на присутствие других монстров помимо этой пары, показывая нам отражение МехаГодзиллы в глазу разъяренного Годзиллы.

Можно ждать как минимум двух полноценных драк Годзи с Конгом — а потом они, скорее всего, объединят усилия для борьбы с Мехагодзиллой или целым скопищем других монстров. Будет ли между ними серьезный поединок насмерть в духе «Фредди против Джейсона» или «битва по недоразумению» в духе «Бэтмена против Супермена»? Узнаем уже 25 марта, когда «Годзилла против Конга» доберется до экранов российских кинотеатров.

Комментарии 8
Чтобы оставить комментарий, Войдите или Зарегистрируйтесь
kaiser468
kaiser468
https://coub.com/view/2q4brx  чего ждать от нового боя? - побьют другу другу морды и выйдут совместно против еще какого нибудь акулоосьминога. Зная нынешние блокбастеры (как тут не вспомнить Бэтмен против Супермена) странно вообще задаваться вопросом о каких то неожиданных сюжетных поворотах.