История аниме: как «Ванпанчмен» сделал мир супергероев повседневным и смешным
Совсем недавно анонсировали третий сезон аниме «Ванпанчмен», спустя три года после выхода второго. За годы существования веб-комикса, манги и аниме история Сайтамы стала культовой.
В новой рубрике автор «Канобу» Руслан Ярсанаев решил освежить в памяти всё о франшизе «Ванпанчмен»: как она появилась, что было в сериале и чем фанаты могут себя занять в ожидании продолжения.
О чём аниме One Punch-Man?
На что готов пойти человек ради своей мечты – особенно, если это желание стать лучшим супергероем? Молодой парень Сайтама решил, что для достижения поставленной цели нужны суровые тренировки, включающие в себя 100 отжиманий, 100 упражнений на пресс, 100 приседаний и 10-километровую пробежку.
В качестве платы за новоприобретённые силы Сайтама потерял свои шикарные волосы, зато стал одним из сильнейших людей на планете. Он выдерживает смертоносные атаки инопланетных захватчиков и одним ударом раскалывает метеориты.
Однако у могущества главного героя есть обратная сторона — Сайтаме скучно жить, и никто не способен дать ему достойный бой. Из-за этого ему попросту негде разгуляться и драться в полную силу. Но жизнь преображается, когда на пороге его дома появляется супергерой-новичок Генос, который просит взять его в ученики.
Помимо главного героя, «Ванпанчмен» частенько переводит фокус на мир, в котором супергеройство стало обыденностью. В своём обзоре тайтла автор Никита Казимиров хорошо прокомментировал его главную особенность:
«Геройство в веб-комиксе — это череда случайностей и совпадений, вещь настолько же бытовая, как поход в магазин за продуктами на неделю. Да и пресловутых героев нельзя назвать однозначно приятными людьми — многие из них высокомерны и коварны, а некоторые даже откровенно странные и жуткие. Но именно столь чудные люди и спасают мир от неминуемой гибели.»
Чтобы понять всю уникальность франшизы One Punch-Man, стоит обратиться к её истокам — вышеупомянутому веб-комиксу.
Вебкомикс и манга
One Punch-Man берёт своё начало из веб-комикса за авторством мангаки ONE, который начал публикацию в 2009 году. Работа автора нравилась читателям своим юмористическим сюжетом, в котором злодеи – например, Человек-вакцина или гигант на стероидах – гибли от одного удара лысого парня в плаще. А он каждый раз расстраивался, что не может найти достойного врага.
Произведение было выполнено в специфическом визуальном стиле, обусловленном навыками (вернее – их отсутствием) автора. На сайте Nitosha.net, где публиковался «Ванпанчмен», работа считалась успешной от 30 просмотров. Но творение ONE быстро стало набирать сотни уникальных посетителей.
Фрагменты веб-комикса с простой, почти «детской» рисовкой
Тайтл привлекал к себе всё больше внимания, пока его не заметил Акиман — известный художник, который участвовал в создании дизайнов персонажей для Street Fighter 2, Darkstalkers и Final Fight. Он же посоветовал «Ванпанчмена» Юсукэ Мурате, опытному мангаке, который к тому моменту уже успел поработать над несколькими успешными произведениями.
Именно Акиман предложил ONE начать совместную работу над мангой-ремейком One Punch-Man. Мурата занимался рисунком, а оригинальный автор – пеработкой и продолжением сюжета. Их совместная работа вышла в 2012 году и продолжает публиковаться до сих пор. Параллельно с этим ONE занимается дальнейшим развитием веб-комикса.
С первых же глав манга предстала в новом свете благодаря таланту Юсукэ Мураты – некоторые битвы, которым ONE уделял в веб-формате всего пару страниц, теперь длились несколько глав. А всё благодаря тому, что некоторые сцены могли занимать половину выпусков: особо эпичные моменты рисовались покадрово, будто для слайд-шоу.
Как «Ванпанчмен» привлёк к себе внимание
Первоначально One Punch-Man развивался в занятном жанре супергеройской сатиры. В отличие от других произведений-переосмыслений, вроде комиксов «Пацаны», «Хранители» или манги «Моя геройская академия» (вышла позже всех), в творении ONE соблюдён баланс между интересной историей и большим количеством иронии. В этом мире нельзя решить обыденные проблемы с помощью сверхсил – даже могучие супергерои, которые защищают Землю каждый день, могут испытывать одиночество или большие финансовые трудности.
Некоторые персонажи просто наделены странными талантами, которые неожиданно оказываются уместными и полезными в этом мире. В этом мире безопасность людей может гарантировать хамоватый парень с битой, способный выстоять в бою с превосходящими его по силе монстрами. И, конечно же, абсолютно могучий Сайтама – в мирное время главный герой смешит своей беззаботностью и глупостью, в остальное забавна реакция окружающих на скрытую в нём силу.
Но у Сайтамы нет никаких лимитов: наблюдать за лишённым слабостей героем со временем становится скучно. Авторы это и сами понимали, поэтому сперва манга фокусировалась только на нём и окружающих его событиях. Но потом в повествовании появляется ученик Генос, и потихонечку внимание истории всё больше акцентируется на второстепенных персонажах. А чтобы Сайтама не мешал этому раскрытию, его наделили неприятной особенностью – он постоянно опаздывает.
Фрагменты манги
И в этом большая прелесть «Ванпанчмена»: создатели берут простые и смешные концепты, но со временем превращают их во что-то интересное. Типичная история о падении метеорита на планету завершается моралью о тяжёлых выборах и их последствиях. ONE и Мурата смогли проработать сюжетную линию так, что многое в ней ощущается «прописанным вовремя». Например, повествование переключается с Сайтамы на Геноса аккурат до того, как он успевает надоесть. В свою очередь, с Геноса фокус плавно перемещается на других персонажей, но при этом не забывая возвращаться к главному герою.
За годы выхода манга сыскала большую популярность: как отмечают критики, тайтл выделяется своим нестандартным дизайном персонажей, их абсурдными способностями и качественным юмором, высмеивающим многие клише. Например, все города называются одной буквой, что как бы высмеивает штамп об их неважности: очередная битва героев и злодеев всё равно рано или поздно приведёт к уничтожению мегаполисов.
В 2016 и 2017 годах манга входила в топ-10 самых продаваемых в Японии. Официально известно, что к апрелю 2020 года продажи достигли порядка 30 миллионов копий по всему миру. На сегодняшний день они должны быть даже больше – последняя сюжетная арка привлекла много внимания. Всего за два месяца 2022 было продано порядка 400 тысяч выпусков, а к середине июня общие продажи достигли одного миллиона.
Творческие проблемы авторов и вымученное повествование манги
Несмотря на успех, периодически творение Юсукэ Мураты и ONE подвергается критике фанатов. И, надо отметить, заслуженно: часть проблем франшизы породили сами авторы.
Прежде всего, из-за работы над мангой ONE несколько раз забрасывал оригинальный веб-комикс. Последний выпуск остановился на клиффхэнгере и красноречивой надписи «продолжение следует». Читатели ждут дальнейшего развития событий приблизительно с июля 2021 года. Правда, в защиту автора стоит сказать, что манга выходит довольно быстро. К тому же, за время работы с Муратой ONE успел начать и завершить отличный «Моб Психо 100» (Mob Psycho 100), который выходил с 2012 года по 2017 и тоже получил аниме-адаптацию.
Одно из самых очевидных больных мест манги – в адаптации. Авторы пытаются следовать сюжетным линиям оригинального веб-комикса, но так или иначе они вносят некоторые изменения. И далеко не всеми новшествами поклонники остаются довольны – это можно списать на условный «синдром утёнка». Это психологический эффект, когда предпочтение человека отдаётся первому опыту, что выделяется сильнее за счёт своей новизны. Довольно актуально в нынешнее время ремейков и перезапусков.
В чём точно авторы оступились, так это в осознанных изменениях. Если первоначально они лишь незначительно обновляли веб-комикс, то в какой-то момент начались обновления самой манги. Из-за этого стали выходить новые главы, которые «улучшают» уже вышедшие: в них могут быть нарисованы дополнительные панели, перерисованы сцены или более детально раскрыты сюжетные моменты.
Можно списать это на некий перфекционизм создателей, и такой подход не был проблемой – ровно до последней сюжетной арки манги. По какой-то причине авторы выпустили два почти одинаковых выпуска. У них общее начало, но разные события и финал. ONE и Мурата фактически выпустили главу-реткон, что полностью переписывает сюжет предыдущей.
Это не могло не сказаться на общих впечатлениях: сейчас фанаты недоумевают от того, что происходят в сюжете One Punch-Man. Манга только закончила адаптацию одной из лучших историй, что была посвящена человеческим ценностям. Захватывающая драма была адаптирована с излишним затягиванием событий, добавлением божественных сущностей, перемещений во времени и пердежа в космосе. Всё это не ставит на манге крест, но уж точно вызывает вопросы.
Аниме-адаптация
Аниме-сериал во многом следует первоисточнику, сохранив большую часть его особенностей. Однако, передать в движении детализированный рисунок Мураты было практически невозможно: нужны большие бюджеты и таланты. Но у студии Madhouse получилось и первый сезон задал отличную планку качества.
Сериал «Ванпанчмен» (One Punch Man) не спеша вводит зрителей во вселенную, рассказывая о буднях Сайтамы и его знакомстве с Геносом. Герои вместе побеждают некоторых суперзлодеев, например, Морского короля, и знакомятся с представителями ассоциации героев. Совместными усилиями им приходиться отбиваться от атаки инопланетных воинов.
Адаптация вышла динамичной и захватывающей – с её успехом даже связывают падение просмотров других аниме в 2015 году. А всё потому, что аниме замотивировало многих зрителей заняться спортом. Некоторые начали дотошно повторять тренировки Сайтамы. На ситуацию обратили внимание даже в Министерстве здравоохранения Японии, отметив благоприятный эффект аниме на здоровье населения.
Какое-то время после выхода первый сезон имел на сайте Rotten Tomatoes оценку в 100%, и за годы она упала лишь незначительно. Несмотря на очевидный успех, продолжение вышло только в 2019 году, и у второго сезона начались серьёзные проблемы.
Директор Синго Нацумэ не мог принять участие в создании второго сезона, поэтому Madhouse передала права на производство студии J.C.Staff. Практически каждый элемент адаптации в результате стал хуже. В особенности критики и зрители остались разочарованы скомканным повествованием и менее выразительной анимацией. Согласно слухам, авторы просто не успевали с созданием сериала к дате релиза. Судя по итоговому результату, скорее всего так и было на самом деле.
Бои стали менее красочными, а из-за некачественной поставки терялась целостность происходящего. Сюжет Сайтамы ощущался как забавный, но всё же филлер. И хотя история Гарроу вышла неплохой из-за свежего взгляда на мир супергероев, это больше заслуга оригинала и второй сезон не спасает. Издание IGN, например, оценило продолжение на 5/10, назвав его “mediocre” (посредственным).
18 августа анонсировали третий сезон. Согласно слухам, аниме может снова сменить студию.
Игры по мотивам
По франшизе вышла буквально пара игр, но их качество оставляет желать лучшего. Потому рассказывать про них особо нечего.
В феврале 2020 года вышел файтинг One Punch Man: The Hero Nobody Knows, где можно сражаться многими узнаваемыми персонажами из аниме. Игра ощущается крайне унылой поделкой, собранной на коленке, и единственная занятная механика это призыв ультимативного героя, который спешит игроку на помощь в зависимости от успехов в бою. Только играть за них долго не дадут, потому что по сюжету большую часть времени придётся бегать за собственного персонажа-болванчика.
One Punch-Man: Road to Hero вышла для iOS и Android, представляет собой стандартную ролевую гача-игру. Чтобы продвинуться по сюжету и событиям, игрокам предлагается главное развлечение в подобных проектах: бесконечные покупки персонажей, их улучшения и фарм. Очень много фарма. Рекомендовать можно только большим фанатам «Ванпанчмена», которых ещё не утомили такие проекты.
Экранизация
Слухи об киноадаптации ходили с выхода первого сезона. Подробности сообщило издательство Deadline, что получило информацию о начале работы над ранними концептами картины в стане Sony Pictures. Предполагается, что активное производство ленты начнётся в 2022 году.
В центре сюжета будет Сайтама, а адаптацией его истории для больших экранов займутся Джефф Пинкнер и Скотт Розенберг – соавторы сценариев «Венома» и «Джуманджи: Новый уровень». В кресло режиссёра сядет Джастин Лин, который в мае этого года поссорился с Вином Дизелем и покинул производственный процесс десятой части «Форсажа».
К сожалению, live-action адаптации в лучшем случае выходят «терпимыми»: чего только стоят вольная экранизация Death Note и почти дословный (и бездушный) пересказ Cowboy Bebop от Netflix. Даже сами японцы не могут качественно экранизировать аниме, о чём говорят их творения по мотивам Attack On Titan и Fullmetal Alchemist.
Что ждёт One Punch Man дальше
Надеяться на то, что фильм по One Punch-Man ждёт светлое будущее, особо не приходится. Не добавляет позитива и общее состояние тайтла: манга пошла по странной линии сюжета, веб-комикс не обновлялся больше года, а про недавно анонсированный третий сезон аниме толком ничего не известно.
Правда, отчаиваться тоже не стоит. ONE на примере Mob Psycho 100 уже доказал, что может увлекательно развивать весьма непростые истории, а Юсукэ Мурата продолжает блистательно рисовать. К тому же, после выхода 170 главы авторы ушли на заслуженный отдых, после которого могут вернуться к манге с новыми силами и идеями. А что касается сериала, то фанаты надеются на возвращение Madhouse – студия не отреклась от аниме (как это сделала Wit Studio с адаптацией Attack on Titan), а лишь отказалась от производства второго сезона из-за занятости ответственного лица.
И даже если производством вновь займётся J. C. Staff, то это не сделает третий сезон автоматически плохим. У студии уже есть опыт создания «Ванпанчмена», есть сюжетный ориентир в лице манги и, кто знает, может авторы проведут работу над ошибками. В конце концов, в прошлый раз у них получилась “не ужасно”, а просто хуже первого сезона. Им нужно сделать хотя бы не хуже второго.