22 сентября 2022Аниме
Обновлено 30.12.2022

История аниме: как «Ванпанчмен» сделал мир супергероев повседневным и смешным

Обложка: кадр из аниме «Ванпанчмен»
Обложка: кадр из аниме «Ванпанчмен»

Совсем недавно анонсировали третий сезон аниме «Ванпанчмен», спустя три года после выхода второго. За годы существования веб-комикса, манги и аниме история Сайтамы стала культовой.

В новой рубрике автор «Канобу» Руслан Ярсанаев решил освежить в памяти всё о франшизе «Ванпанчмен»: как она появилась, что было в сериале и чем фанаты могут себя занять в ожидании продолжения.

О чём аниме One Punch-Man?

Кадр из аниме «Ванпанчмен»

Кадр из аниме «Ванпанчмен»

На что готов пойти человек ради своей мечты – особенно, если это желание стать лучшим супергероем? Молодой парень Сайтама решил, что для достижения поставленной цели нужны суровые тренировки, включающие в себя 100 отжиманий, 100 упражнений на пресс, 100 приседаний и 10-километровую пробежку.

В качестве платы за новоприобретённые силы Сайтама потерял свои шикарные волосы, зато стал одним из сильнейших людей на планете. Он выдерживает смертоносные атаки инопланетных захватчиков и одним ударом раскалывает метеориты.

Однако у могущества главного героя есть обратная сторона — Сайтаме скучно жить, и никто не способен дать ему достойный бой. Из-за этого ему попросту негде разгуляться и драться в полную силу. Но жизнь преображается, когда на пороге его дома появляется супергерой-новичок Генос, который просит взять его в ученики.

Помимо главного героя, «Ванпанчмен» частенько переводит фокус на мир, в котором супергеройство стало обыденностью. В своём обзоре тайтла автор Никита Казимиров хорошо прокомментировал его главную особенность:

«Геройство в веб-комиксе — это череда случайностей и совпадений, вещь настолько же бытовая, как поход в магазин за продуктами на неделю. Да и пресловутых героев нельзя назвать однозначно приятными людьми — многие из них высокомерны и коварны, а некоторые даже откровенно странные и жуткие. Но именно столь чудные люди и спасают мир от неминуемой гибели.»

Чтобы понять всю уникальность франшизы One Punch-Man, стоит обратиться к её истокам — вышеупомянутому веб-комиксу.

Вебкомикс и манга

Фрагмент веб-комикса

Фрагмент веб-комикса

One Punch-Man берёт своё начало из веб-комикса за авторством мангаки ONE, который начал публикацию в 2009 году. Работа автора нравилась читателям своим юмористическим сюжетом, в котором злодеи – например, Человек-вакцина или гигант на стероидах – гибли от одного удара лысого парня в плаще. А он каждый раз расстраивался, что не может найти достойного врага.

Произведение было выполнено в специфическом визуальном стиле, обусловленном навыками (вернее – их отсутствием) автора. На сайте Nitosha.net, где публиковался «Ванпанчмен», работа считалась успешной от 30 просмотров. Но творение ONE быстро стало набирать сотни уникальных посетителей.

Фрагменты веб-комикса с простой, почти «детской» рисовкой

Тайтл привлекал к себе всё больше внимания, пока его не заметил Акиман — известный художник, который участвовал в создании дизайнов персонажей для Street Fighter 2, Darkstalkers и Final Fight. Он же посоветовал «Ванпанчмена» Юсукэ Мурате, опытному мангаке, который к тому моменту уже успел поработать над несколькими успешными произведениями.

Именно Акиман предложил ONE начать совместную работу над мангой-ремейком One Punch-Man. Мурата занимался рисунком, а оригинальный автор – пеработкой и продолжением сюжета. Их совместная работа вышла в 2012 году и продолжает публиковаться до сих пор. Параллельно с этим ONE занимается дальнейшим развитием веб-комикса.

С первых же глав манга предстала в новом свете благодаря таланту Юсукэ Мураты – некоторые битвы, которым ONE уделял в веб-формате всего пару страниц, теперь длились несколько глав. А всё благодаря тому, что некоторые сцены могли занимать половину выпусков: особо эпичные моменты рисовались покадрово, будто для слайд-шоу.

Как «Ванпанчмен» привлёк к себе внимание

Первоначально One Punch-Man развивался в занятном жанре супергеройской сатиры. В отличие от других произведений-переосмыслений, вроде комиксов «Пацаны», «Хранители» или манги «Моя геройская академия» (вышла позже всех), в творении ONE соблюдён баланс между интересной историей и большим количеством иронии. В этом мире нельзя решить обыденные проблемы с помощью сверхсил – даже могучие супергерои, которые защищают Землю каждый день, могут испытывать одиночество или большие финансовые трудности.

Некоторые персонажи просто наделены странными талантами, которые неожиданно оказываются уместными и полезными в этом мире. В этом мире безопасность людей может гарантировать хамоватый парень с битой, способный выстоять в бою с превосходящими его по силе монстрами. И, конечно же, абсолютно могучий Сайтама – в мирное время главный герой смешит своей беззаботностью и глупостью, в остальное забавна реакция окружающих на скрытую в нём силу.

Но у Сайтамы нет никаких лимитов: наблюдать за лишённым слабостей героем со временем становится скучно. Авторы это и сами понимали, поэтому сперва манга фокусировалась только на нём и окружающих его событиях. Но потом в повествовании появляется ученик Генос, и потихонечку внимание истории всё больше акцентируется на второстепенных персонажах. А чтобы Сайтама не мешал этому раскрытию, его наделили неприятной особенностью – он постоянно опаздывает.

Фрагменты манги

И в этом большая прелесть «Ванпанчмена»: создатели берут простые и смешные концепты, но со временем превращают их во что-то интересное. Типичная история о падении метеорита на планету завершается моралью о тяжёлых выборах и их последствиях. ONE и Мурата смогли проработать сюжетную линию так, что многое в ней ощущается «прописанным вовремя». Например, повествование переключается с Сайтамы на Геноса аккурат до того, как он успевает надоесть. В свою очередь, с Геноса фокус плавно перемещается на других персонажей, но при этом не забывая возвращаться к главному герою.

За годы выхода манга сыскала большую популярность: как отмечают критики, тайтл выделяется своим нестандартным дизайном персонажей, их абсурдными способностями и качественным юмором, высмеивающим многие клише. Например, все города называются одной буквой, что как бы высмеивает штамп об их неважности: очередная битва героев и злодеев всё равно рано или поздно приведёт к уничтожению мегаполисов.

В 2016 и 2017 годах манга входила в топ-10 самых продаваемых в Японии. Официально известно, что к апрелю 2020 года продажи достигли порядка 30 миллионов копий по всему миру. На сегодняшний день они должны быть даже больше – последняя сюжетная арка привлекла много внимания. Всего за два месяца 2022 было продано порядка 400 тысяч выпусков, а к середине июня общие продажи достигли одного миллиона.

Творческие проблемы авторов и вымученное повествование манги

Несмотря на успех, периодически творение Юсукэ Мураты и ONE подвергается критике фанатов. И, надо отметить, заслуженно: часть проблем франшизы породили сами авторы.

Прежде всего, из-за работы над мангой ONE несколько раз забрасывал оригинальный веб-комикс. Последний выпуск остановился на клиффхэнгере и красноречивой надписи «продолжение следует». Читатели ждут дальнейшего развития событий приблизительно с июля 2021 года. Правда, в защиту автора стоит сказать, что манга выходит довольно быстро. К тому же, за время работы с Муратой ONE успел начать и завершить отличный «Моб Психо 100» (Mob Psycho 100), который выходил с 2012 года по 2017 и тоже получил аниме-адаптацию.

Одно из самых очевидных больных мест манги – в адаптации. Авторы пытаются следовать сюжетным линиям оригинального веб-комикса, но так или иначе они вносят некоторые изменения. И далеко не всеми новшествами поклонники остаются довольны – это можно списать на условный «синдром утёнка». Это психологический эффект, когда предпочтение человека отдаётся первому опыту, что выделяется сильнее за счёт своей новизны. Довольно актуально в нынешнее время ремейков и перезапусков.

История аниме: как «Ванпанчмен» сделал мир супергероев повседневным и смешным - фото 3

В чём точно авторы оступились, так это в осознанных изменениях. Если первоначально они лишь незначительно обновляли веб-комикс, то в какой-то момент начались обновления самой манги. Из-за этого стали выходить новые главы, которые «улучшают» уже вышедшие: в них могут быть нарисованы дополнительные панели, перерисованы сцены или более детально раскрыты сюжетные моменты.

Можно списать это на некий перфекционизм создателей, и такой подход не был проблемой – ровно до последней сюжетной арки манги. По какой-то причине авторы выпустили два почти одинаковых выпуска. У них общее начало, но разные события и финал. ONE и Мурата фактически выпустили главу-реткон, что полностью переписывает сюжет предыдущей.

Это не могло не сказаться на общих впечатлениях: сейчас фанаты недоумевают от того, что происходят в сюжете One Punch-Man. Манга только закончила адаптацию одной из лучших историй, что была посвящена человеческим ценностям. Захватывающая драма была адаптирована с излишним затягиванием событий, добавлением божественных сущностей, перемещений во времени и пердежа в космосе. Всё это не ставит на манге крест, но уж точно вызывает вопросы.

Аниме-адаптация

Аниме-сериал во многом следует первоисточнику, сохранив большую часть его особенностей. Однако, передать в движении детализированный рисунок Мураты было практически невозможно: нужны большие бюджеты и таланты. Но у студии Madhouse получилось и первый сезон задал отличную планку качества.

Сериал «Ванпанчмен» (One Punch Man) не спеша вводит зрителей во вселенную, рассказывая о буднях Сайтамы и его знакомстве с Геносом. Герои вместе побеждают некоторых суперзлодеев, например, Морского короля, и знакомятся с представителями ассоциации героев. Совместными усилиями им приходиться отбиваться от атаки инопланетных воинов.

Адаптация вышла динамичной и захватывающей – с её успехом даже связывают падение просмотров других аниме в 2015 году. А всё потому, что аниме замотивировало многих зрителей заняться спортом. Некоторые начали дотошно повторять тренировки Сайтамы. На ситуацию обратили внимание даже в Министерстве здравоохранения Японии, отметив благоприятный эффект аниме на здоровье населения.

Какое-то время после выхода первый сезон имел на сайте Rotten Tomatoes оценку в 100%, и за годы она упала лишь незначительно. Несмотря на очевидный успех, продолжение вышло только в 2019 году, и у второго сезона начались серьёзные проблемы.

Директор Синго Нацумэ не мог принять участие в создании второго сезона, поэтому Madhouse передала права на производство студии J.C.Staff. Практически каждый элемент адаптации в результате стал хуже. В особенности критики и зрители остались разочарованы скомканным повествованием и менее выразительной анимацией. Согласно слухам, авторы просто не успевали с созданием сериала к дате релиза. Судя по итоговому результату, скорее всего так и было на самом деле.

Бои стали менее красочными, а из-за некачественной поставки терялась целостность происходящего. Сюжет Сайтамы ощущался как забавный, но всё же филлер. И хотя история Гарроу вышла неплохой из-за свежего взгляда на мир супергероев, это больше заслуга оригинала и второй сезон не спасает. Издание IGN, например, оценило продолжение на 5/10, назвав его “mediocre” (посредственным).

18 августа анонсировали третий сезон. Согласно слухам, аниме может снова сменить студию.

Игры по мотивам

Скриншот из игры One Punch Man: The Hero Nobody Knows

Скриншот из игры One Punch Man: The Hero Nobody Knows

По франшизе вышла буквально пара игр, но их качество оставляет желать лучшего. Потому рассказывать про них особо нечего.

В феврале 2020 года вышел файтинг One Punch Man: The Hero Nobody Knows, где можно сражаться многими узнаваемыми персонажами из аниме. Игра ощущается крайне унылой поделкой, собранной на коленке, и единственная занятная механика это призыв ультимативного героя, который спешит игроку на помощь в зависимости от успехов в бою. Только играть за них долго не дадут, потому что по сюжету большую часть времени придётся бегать за собственного персонажа-болванчика.

One Punch-Man: Road to Hero вышла для iOS и Android, представляет собой стандартную ролевую гача-игру. Чтобы продвинуться по сюжету и событиям, игрокам предлагается главное развлечение в подобных проектах: бесконечные покупки персонажей, их улучшения и фарм. Очень много фарма. Рекомендовать можно только большим фанатам «Ванпанчмена», которых ещё не утомили такие проекты.

Экранизация

История аниме: как «Ванпанчмен» сделал мир супергероев повседневным и смешным - фото 5

Слухи об киноадаптации ходили с выхода первого сезона. Подробности сообщило издательство Deadline, что получило информацию о начале работы над ранними концептами картины в стане Sony Pictures. Предполагается, что активное производство ленты начнётся в 2022 году.

В центре сюжета будет Сайтама, а адаптацией его истории для больших экранов займутся Джефф Пинкнер и Скотт Розенберг – соавторы сценариев «Венома» и «Джуманджи: Новый уровень». В кресло режиссёра сядет Джастин Лин, который в мае этого года поссорился с Вином Дизелем и покинул производственный процесс десятой части «Форсажа».

К сожалению, live-action адаптации в лучшем случае выходят «терпимыми»: чего только стоят вольная экранизация Death Note и почти дословный (и бездушный) пересказ Cowboy Bebop от Netflix. Даже сами японцы не могут качественно экранизировать аниме, о чём говорят их творения по мотивам Attack On Titan и Fullmetal Alchemist.

Что ждёт One Punch Man дальше

Надеяться на то, что фильм по One Punch-Man ждёт светлое будущее, особо не приходится. Не добавляет позитива и общее состояние тайтла: манга пошла по странной линии сюжета, веб-комикс не обновлялся больше года, а про недавно анонсированный третий сезон аниме толком ничего не известно.

Правда, отчаиваться тоже не стоит. ONE на примере Mob Psycho 100 уже доказал, что может увлекательно развивать весьма непростые истории, а Юсукэ Мурата продолжает блистательно рисовать. К тому же, после выхода 170 главы авторы ушли на заслуженный отдых, после которого могут вернуться к манге с новыми силами и идеями. А что касается сериала, то фанаты надеются на возвращение Madhouse – студия не отреклась от аниме (как это сделала Wit Studio с адаптацией Attack on Titan), а лишь отказалась от производства второго сезона из-за занятости ответственного лица.

И даже если производством вновь займётся J. C. Staff, то это не сделает третий сезон автоматически плохим. У студии уже есть опыт создания «Ванпанчмена», есть сюжетный ориентир в лице манги и, кто знает, может авторы проведут работу над ошибками. В конце концов, в прошлый раз у них получилась “не ужасно”, а просто хуже первого сезона. Им нужно сделать хотя бы не хуже второго.

Комментарии
Чтобы оставить комментарий, Войдите или Зарегистрируйтесь