Искажение истории
В понедельник утром компания «1С-СофтКлаб», российский дистрибьютор компьютерной игры Company of Heroes 2 от SEGA и Relic Entertainment, объявила, что еще 26 июля прекратила продажи игры в России. Напомню, что игра вышла в конце июня, и спустя некоторое время выяснилось, что вольная трактовка Relic исторических фактов времен Великой Отечественной показалась оскорбительной некоторым гражданам. Один из них, Евгений «Bad Comedian» Баженов, возмутился настолько, что опубликовал в интернете ролик, где заострил внимание на наиболее возмутительных, по его мнению, эпизодах игры. Волну подхватила общественность, создалась петиция с требованием запретить распространение игры в России, и вот, наконец, 5 августа российский дистрибьютор официально объявил, что прислушался к жалобам пользователей и прекратил продажи COH2.
Человеку со стороны, не особенно вникающему в ситуацию, вся эта история может показаться простой: игра плохая и незаконная, публика возмутилась обоснованно, требование запретить игру к продаже в России – правильное, ура, гражданское общество взяло верх над фашистами из канадской студии. Именно такой вывод, в основном, сделает обыватель, привыкший узнавать новости из федеральной прессы и не знакомый со всей подноготной.
Но так ли все просто? К сожалению, совсем нет.
Природа составления петиций и громкого возмущения публики в интернете такова, что люди зачастую ругают и требуют запретить вещи, которые своими глазами не видели и руками не щупали. Нет никаких сомнений, что Bad Comedian в COH2 играл, и его мнение сложилось на основании тщательного знакомства с предметом – но можно ли сказать то же самое обо всех 20 с лишним тысячах людей, которые подписывали петиции и направляли запросы в Прокуратуру? Разумеется, нет – не факт, что продажи игры в России к моменту их прекращения дотягивали до количества подписавшихся. Нет никаких сомнений в том, что подавляющее большинство граждан, присоединившихся к требованию о запрете, в игру не играли и в лучшем случае посмотрели видеоролик Баженова – а в худшем, едва услышав волшебное сочетание слов «непатриотично», «Война» и «канадские разработчики», гневно подписались под текстом, вообще не глядя.
Занятный факт: на момент написания этой колонки видеоролик Bad Comedian на YouTube собрал почти 300 тысяч просмотров. Это чуть меньше, чем количество реализованных копий игры во всем мире в первую неделю продаж.
Занятный факт: на момент написания этой колонки видеоролик Bad Comedian на YouTube собрал почти 300 тысяч просмотров. Это чуть меньше, чем количество реализованных копий игры во всем мире в первую неделю продаж. 300 тысяч человек ознакомилось с теми трактовками событий ВОВ, которые автор считает возмутительными. Если вас так обижает или возмущает что-либо, разве вы приложите максимум усилий к тому, чтобы максимально растиражировать объект вашей ненависти? Если вас кто-то оскорбит по матери в твиттере, разве вы будете ретвитить этот пост на обозрение тысяч своих подписчиков?
Если вы играли в Company of Heroes 2, то у вас наверняка есть свое мнение о том, насколько справедливы требования запретить и наказать. Если не играли и хотите спокойно, без истерик, ознакомиться с предметом – у вас это уже вряд ли получится, так как продажи игры в магазинах остановлены, и вы можете либо приобрести игру в Steam (пока издатель игры, SEGA, не убрала ее в России и оттуда), либо нелегально скачать с торрентов. То есть призывы к запрету, жалобы и единственно верная в такой ситуации реакция российского дистрибьютора, поставленного к «стенке», бьет в первую очередь по тем людям, которые были бы рады составить собственное мнение об игре, да не могут. COH2 собрала в целом очень положительные рецензии, большинство журналистов сюжет игры (по описанным ниже причинам) не возмутил – наверняка многие люди собирались эту игру купить.
Эпизоды игры, так возмутившие часть граждан, включают себя сцены со сжиганием Красной Армией советских деревень, упоминание заградотрядов и, например, убийство сдавшегося немецкого солдата. Можно очень долго спорить по этому поводу, но по одиночке все эти сцены, вырванные из общего контекста, базируются на исторических фактах о Войне. Тактика выжженной земли применялась – это подтверждают многие исторические труды. Приказ НКВД СССР № 00941 от 19 июля 1941 года и директива №227 («Ни шагу назад»), согласно которой отступавшие советские «паникеры и трусы» расстреливались, тоже, к сожалению, является подтвержденным историческим фактом. Да и плененных солдат, чего уж греха таить, уничтожали и те, и другие – даром что СССР в Женевской конвенции об обращении с военнопленными не состоял и никаких обязательств на себя не брал. Все это – исторические факты.
Приказ НКВД СССР № 00941 от 19 июля 1941 года и директива №227 («Ни шагу назад»), согласно которой отступавшие советские «паникеры и трусы» расстреливались, тоже, к сожалению, является подтвержденным историческим фактом. Да и плененных солдат, чего уж греха таить, уничтожали и те, и другие – даром что СССР в Женевской конвенции об обращении с военнопленными не состоял и никаких обязательств на себя не брал. Все это – исторические факты.
Что вызывает возмущение, так это то, как в Relic трактовали эти факты и собрали их в некую общую историю – совершенно абсурдную и идиотскую. Главная проблема Company of Heroes 2 как псевдоисторического художественного произведения заключается в том, что ее авторы сначала подняли очень болезненные, тяжелые темы, а потом начали жонглировать ими, как пестрыми мячиками в цирке, посмеиваясь и делая выводы, не имеющие ничего общего с действительностью. Без слез слушать диалоги персонажей, например, невозможно – одни только пререндеренные ролики, пропитанные комичным в своей тошнотворности пафосом, выглядят настолько глупо, что ни о каком историзме игры не может идти и речи. Воспринимать историю COH2 серьезно – совершенно абсурдное занятие, и это понятно каждому человеку с головой на плечах. Понятно это и большей части рецензентов, в целом оценивших игру положительно.
Тем не менее, подписывавшие петиции граждане восприняли игру именно что слишком серьезно. Звучал тезис о том, что Company of Heroes 2 показывает нашим детям искаженную картину Войны. Позвольте, у игры возрастной рейтинг – 18+, она для детей совсем не предназначена; напротив, эта игра рассчитана на взрослых граждан, которые учились в школе (и, возможно, в вузе) и историю узнают из соответствующих книг и фильмов, а не из видеоигр. Если вы боитесь, что ваш ребенок осквернится «фашистским пасквилем» от Relic – так проследите, чтобы он не попал к нему в руки. Вы же родитель! Если вы считаете, что система возрастных рейтингов в России не работает – разве это повод выбрасывать ее в урну и запрещать все начисто? Есть мировой опыт, показывающий, что рейтинги (PEGI, ESRB) могут работать эффективно – нужно лишь умное государственное регулирование вопроса и ответственность со стороны общества и, в частности, родителей.
Игра обвиняется в том, что лживо отображает события ВОВ и «пропагандирует несправедливый взгляд (взгляд! – прим. авт.) на один из самых страшных и тяжёлых периодов в истории СССР». Как уже сказано выше, приведенные в игре факты вне контекста являются историческими и зафиксированы соответствующими исследователями. Возмутительной является их трактовка авторами игры, тот самый их авторский взгляд, их претенциозное отображение в игре, но никак не сами факты, которые уже никак не вымарать из нашей тяжелой истории. А если это так, то люди предлагают запретить к распространению художественное произведение, не претендующее ни на какую историческую достоверность, просто потому, что оно им не понравилось.
Ну это же абсурд. А если вам завтра не понравится группа Rammstein потому, что она поет на немецком, а это язык людей, с которыми воевал ваш дед? Тоже предложите запретить? А если послезавтра игра Dante’s Inferno оскорбит ваши глубокие религиозные чувства, вы тоже понесетесь строчить петиции? Поверьте, стоит только отправить такой документ в РПЦ или в Союз Православных хоругвеносцев, как образуются тысячи граждан, которые яростно ее подпишут, даже не прочитав про саму игру в Википедии. Посыпятся жалобы в Прокуратуру, к ситуации обязательно подключится какой-нибудь жаждущий паблисити депутат… Эти граждане вынудят издателя или дистрибьютора, как социально-ответственную организацию, под прессом общественности остановить продажи, и ваша цель будет достигнута. Или дистрибьютор, проигнорировав рассерженную публику, продажи не прекратит, и тогда в его двери постучатся люди из соответствующих органов.
Ну это же абсурд. А если вам завтра не понравится группа Rammstein потому, что она поет на немецком, а это язык людей, с которыми воевал ваш дед? Тоже предложите запретить? А если послезавтра игра Dante’s Inferno оскорбит ваши глубокие религиозные чувства, вы тоже понесетесь строчить петиции? Поверьте, стоит только отправить такой документ в РПЦ или в Союз Православных хоругвеносцев, как образуются тысячи граждан, которые яростно ее подпишут, даже не прочитав про саму игру в Википедии.
Получается, в России теперь можно запретить что угодно – просто потому, что вам это не нравится. Причем даже без трактовки ситуации с точки зрения закона. А уж игры, как постоянный объект критики со стороны консервативной части общества, – и подавно (как известно, игры растлевают души наших детей и разрушают карьеры, так что их вообще давно пора запретить). Нарушает игра какой-нибудь закон, не нарушает – неважно; достаточно подготовить петицию.
Евгений «Bad Comedian» Баженов – кстати, сотрудник аффилированной с ВГТРК структуры Caramba TV, – несомненно, знает и любит игры, раз уж он так пристально заинтересовался Company of Heroes 2. Любят игры и те читатели Kanobu, которые поиграли в COH2 и посчитали игру оскорбительной. Но если вы желаете играм как медиа всего наилучшего – а не стремитесь заработать на скандале дешевые очки славы или построить свою политическую активность на эмоциях не разобравшихся в вопросе избирателей, – то вы прекрасно понимаете, что раздувать подобные скандалы, вместо того, чтобы решать их цивилизованно, есть прямой путь к цензуре. Мы все живем в своеобразной стране и знаем, что если уж отдельные особенно ретивые депутаты Госдумы заинтересуются играми, то мало не покажется никому – ни разработчикам, ни прессе, ни игрокам. Подобные скандалы, петиции и обращения скорее преследуют именно эту цель, нежели чем реальное желание инициировать в просвещенном обществе взвешенную дискуссию.
Вряд ли Bad Comedian или хоть кто-то из тысяч возмутившихся обратились к дистрибьютору игры в России, компании «1С-СофтКлаб», с просьбой прокомментировать или изменить те или иные фрагменты игры, которые показались оскорбительными. Вместо этого посыпались требования запретить игру целиком, рубануть с плеча – и это воспринимается некоторыми комментаторами как победа гражданского общества? В стране, где модно каждый день ругать власть за то, что она то и дело игнорирует интересы меньшинств и плюрализм мнений, граждане сами начинают заниматься цензурой и запретами, считая свои действия абсолютно обоснованными. Так может, прежде чем критиковать других, стоит начать с себя?
Игра Company of Heroes 2 – с точки зрения сюжета действительно очень странное, глупое, где-то оскорбительное художественное произведение. Как и «Предстояние» Никиты Михалкова. Как и «Код да Винчи» Дэна Брауна. Но если вы всерьез считаете, что все эти вещи нужно запретить только потому, что они вам не нравятся – вы совершенно точно желаете жить не в правовом государстве, а в стране, где все решается «по понятиям».
Текст: Николай Стешинский