Интервью с Андре Овредалом — режиссером «Охотника на троллей»
— Как родилась идея вашего нового фильма «Бог грома»?
— Мне очень хотелось придумать что-то, что связано со скандинавской мифологией. Я несколько недель просто сидел и думал. В итоге зародилась концепция смешать мифологию и современность, но сделать это максимально приземленно. Все это происходило в 2012. Я успел снять два фильма, пока дошел до воплощения этой идеи на экране.
— Минимализм был заложен в изначальной концепции, или это все бюджетные ограничения?
— Я изначально планировал приземленную, минималистичную фэнтези-драму. Как если бы Теренс Малик снял супергеройское кино. Большие сцены просто грамотно разбросаны по хронометражу.
— Играли ли вы в God of War 2018 или Hellblade? Обе игры сильно завязаны на скандинавской мифологии.
— Я не большой поклонник видеоигр, так что не играл.
— Вы стали всемирно известны после замечательного фильма «Охотник на троллей». Почему вы выбрали именно троллей?
Я рос на сказках, в которых фигурировали эти существа. Мне показалась забавной идея снять фильм про них. Я нашел продюсера, который тоже оценил идею и нашел финансирование.
— Главной неожиданностью фильма стало то, что вы абсолютно не стеcнялись показывать монстров, при небольшом бюджете. Обычно в фильмах жанра «найденная запись» стараются как можно дольше избегать демонстрации потустороннего, акцентируясь на людях. Трудно ли было воплотить все это?
— Я больше был вдохновлен «Парком юрского периода», чем фильмами про найденные пленки. Идея была в том, чтобы создать фильм с несколькими монстрами, которых можно показывать на экране во всей красе, а не скрывать. Мы выбрали этот жанр, так как можно экономить при такой съемке, ну и документальная подача добавила в картину юмора.
— Смотрели ли вы сериал «Сообщество»? Там был эпизод с очень жуткой фигуркой норвежского тролля.
— К сожалению нет, но теперь я заинтересовался.
— Какие фильмы про монстров вам нравятся больше всего?
— «Парк юрского периода», обе части «Хеллбоя» от Гильермо Дель Торо и «Нечто», там восхитительные монстры.
— «Страшные истории для рассказа в темноте» является одним из двух фильмов, к которым писали сценарий не вы. Как вы пришли к идеи этой экранизации, и комфортно ли вам было работать в условиях планируемого рейтинга PG-13?
— Проект уже давно был в работе, а меня просто наняли снимать. Я согласился, так как к проекту был причастен Гильермо Дель Торо. Все было очень хорошо. Все меня поддерживали, и я спокойно снимал этот фильм без каких-либо трудностей. Это замечательный опыт.
— Фильм оказался очень успешным, значит вы точно вернетесь в режиссерское кресло? Если да, то учитывая критику, будут ли какие-то изменения в подходе?
— Да, я буду снимать следующую часть. А за что критиковали первый фильм?
— Концовка проседала. После всего того напряжения и монстров фильм словно специально в финале бил по тормозам.
— Ну да, финал получился не столь пугающим, но могу сказать точно, что во второй части будет совсем другая концовка.
— Какого монстра в фильме вы считаете самым жутким?
— Джанглимен и Бледная леди. Вот эта парочка пугает.
— Практические эффекты или CGI? Назовите наиболее удачное использование обоих вариантов в хоррор фильмах.
— Я мало вижу фильмов, где полностью компьютерные монстры мне нравятся. Даже в «Парке юрского периода» был микс практических и компьютерных эффектов.
В современном кино комбинирование работает хорошо. В «Страшных историях» все по большей части практическое, но некоторые моменты мы вынуждены были делать с помощью компьютерной графики. Схожая ситуация и с «Формой воды» Гильермо, где много практических эффектов, но и полно деталей, сделанных при помощи графики.
Но есть достаточно классики вроде «Чужого», «Нечто» и «Полтергейста», где практические эффекты просто шикарны и без всякой компьютерной графики.
— В фильме «Демон внутри» действие по большей части происходит в морге. Вам кажется этом место пугающим? Смогли бы провести всю ночь в окружении мертвецов?
— Да, это жутковатое место. Я при подготовке к съемкам фильма проводил много исследований, видел всякое, но до самого морга не добрался. Но я не думаю, что ночь с покойниками была бы для меня чем-то страшным. Я не верю в паранормальное.
— Расскажите о своих будущих проектах. Особенно интересно узнать об адаптации произведения Стивена Кинга «Долгая прогулка».
— Я сгораю от желания снять этот фильм по Кингу, но ситуация с вирусом все поставила на паузу. Это будет очень необычная картина. Что-то, что вы еще никогда не видели.
Еще я работаю над проектом «Последнее путешествие Деметра», в котором речь пойдет о путешествии Дракулы на корабле из Болгарии в Англию. Это будет очень напряженное кино.
— Назовите ваши любимые адаптации Стивена Кинга.
— «Кэрри», «Сияние», мне очень нравится «Жребий Салема», который был сделан для ТВ. Вот мой Топ-3.
— Вы предпочитаете работать по собственному сценарию или воплощать другие идеи, от которых вы пребываете в невероятном восторге?
— У меня много идей, но я очень люблю адаптировать чужие работы. Анализировать их, переносить на экран и смотреть, что же получилось. Мне проще быть объективным, когда я читаю другие сценарии. Со своими не так все просто.
— Что думаете о современном помешательстве на комикс-фильмах? Читаете ли, и хотели бы снять по какому-нибудь фильм?
— Когда я рос, то фактически не читал комиксов. Я не так уж много знал о них. Когда я стал взрослым, чуть ближе познакомился с этой культурой. Я стал смотреть фильмы Marvel и DC.
— Какой подход к экранизациям вам больше нравится? Marvel или DC?
— Мне ближе DC. В прошлом году одним из главных фильмов был «Джокер». Я просто в восторге от него.
— Как вам «Бэтмен против Супермена: На заре справедливости» и «Лига справедливости Зака Снайдера»?
— Там есть визуально классные моменты, но подача истории совсем мне не близка по духу.
— Считаете ли вы, что хоррор жанр находится в упадке? Ведь все современное кино ни в какое сравнение не идет с классическими лентами ужасов.
— Ну, хоррор жанр всегда шел волнами. То затухал, то поднимался. Всегда появляется что-то новое. Так было с «Криком», полном самоиронии, потом «Ведьма из Блэр», создавшая новый жанр найденной пленки. А потом «Проклятие» и «Паранормальное явление», ставшее невероятным хитом. Жанр всегда будет обновляться и идти волнами.
— Норвегия — страна, подарившая миру самых крутых блэк-метал-исполнителей вроде Mayhem, Burzum, Immortal. А как вы относитесь к металлу? Может, слушаете что-то?
— Я положительно отношусь к металлу. Не могу сказать, что слушаю часто, но что-то есть такое цепляющее и напряженное в этой музыке. В финальных титрах «Охотника на троллей» играет песня норвежской группы Kvelertak.
— Назовете наиболее впечатлившие вас фильмы и сериалы в 2019 году?
— Я сходу могу назвать только самый любимый фильм — это «Джокер», а из ТВ-шоу мне очень понравился «Чернобыль». Сильная работа.